Арсен Борисович Титов — российский писатель. С 1998 года и по настоящее время возглавляет Екатеринбургское отделение Союза российских писателей, с 2009 года является сопредседателем Союза российских писателей. Имеет государственные награды, отмечен рядом литературных премий.
5 ноября этого года в Тобольске состоится очередная конференция Ассоциации писателей Урала, приуроченная к 400-летию Тобольско-Тюменской Митрополии. Сегодня на сайте выступление Арсена Титова – сопредседателя Союза российских писателей, председателя ЕО СРП и сопредседателя АсПУр.Арсен Титов
Долго ли нам быти?
Я не знаю, многие ли из наших соотечественников и вообще в мире понимают, что русская государственность, русская частная жизнь и русский национальный характер складывались в обстоятельствах, которые Западу и не снились – то есть в обстоятельствах практически каждого второго года если не военного, то голодного. И это на протяжении всей русской истории, а особенно уплотненно – на начальных этапах складывания как старого русского государства, как нового, советского государства, так и нынешнего. И этим этапам есть очень меткая характеристика, укладывающаяся в диалог протопопа Аввакума со своей женой Марковной. Марковна спрашивает Аввакума: «Долго ли мука сея, протопоп, будет?» И он ей отвечает: «Марковна, до самыя до смерти!» И дажее Аввакум пишет: «Она же, вздохня, отвещала: «Добро, Петрович, ино еще побредём». Вот так «ино еще побредём» даже при условии «до самыя до смерти» и создали вышеуказаные условия русский национальный характер. И слова Николая Бердяева о том, что ему пришлось жить в катастрофическую эпоху, равно относятся к каждому русскому человеку с той только разницей, что катастрофы бывают разные, и в нынешнее время катастрофа складывается от того, что явно начинает отсутствовать в нашем национальном характере вот то мужественное, которое было присуще и женщинам Руси – вопреки самой смерти «ино еще брести». Я вижу отсутствие этой мужественности только в том воинствующем невежестве, которое, как говорится, махровым цветом расцветает в нашем обществе, когда из нашего бытия исчезает книга, а вместе с ней и грамотность, движение мысли, а вместе с ними и культура вообще – эти основы всех остальных основ бытия. Самая большая опасность нынешней катастрофы не в том (хотя и в том тоже!), что против русского мира начинает складываться очередной крестовый поход в лице НАТО и, так сказать «лично» США с Европой вовместях. Такой крестовый поход был всегда. Самая большая опасность нынешней катастрофы в том, что ныне мы едва ли не жаждем этого крестового похода – особенно в плане примерки западных камзолов и кунтушей на наше дряблеющие и уже мало что имеющие общего с мужественностью плечи. Мы кинулись бездумно и даже с радостным привизгом пересаживать на нашу почву ювенальную юстицию, систему западного образования, систему вообще западных ценностей с их бесполостью и бездуховностью, с их служением только мамоне и прочими их атрибутами типа толерантности, мультикультуры, двойных стандартов. Я не говорю о том, что надо отринуть Запад. Этого никогда в нашей истории не было. Мы многому научились у Запада или, как сказал Александр Блок, «нам внятно всё – и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений…» Я говорю о том, что ныне за всеми перечисленными западными ценностями, кажется, нет ни острого и вообще какого-либо галльского смысла, никакого германского гения. Ныне есть только нарождающиеся на этих «смыслах и гениях» задворки мусульманского мира. Совершенно естественным в условиях агрессии невежества в литературе, в кино, в изобразительном искусстве становится глумление над всем тем святым, что составляет нашу русскую культуру (пример: экранизация романа Гузели Яхиной, разрекламированная телеканалом «Россия-1», Только я насчитал в этом фильме полтора десятка различных ляпов в показе той эпохи, в показе жизни спецпереселенцев. Что это, если не глумление над памятью миллиона этих жертв?). С каким-то непонятным удовольствием то ли в угоду Западу, то ли от невежества искажается наша история и роль в ней народов – особенно русского, этого, со слов Запада, «жандарма Европы» и создателя «тюрьмы народов». Да ведь только Западу стыдно признать, что этот «жандарм» и этот «тюремщик» не уничтожил ни одного из своих едва ли не двухсот народов, вошедших в состав Российского государства, чем не может гордиться тот же, например, оплот демократии США. Совершенно естественным становится не только в разговорной речи, но и в произведениях мат. С каким-то наслаждением дебила молодые литераторы начинают глумиться над произведениями классиков (пример: стихотворение К. Симонова «Жди меня» в современной интерпретации звучит так: Жди меня, и я дождусь, Там, где спят дожди Посреди меня… и пусть Ты не посреди Мышеловок высоты. Трещин, голосов. Я скребусь домой без ты Битый час часов. И завершается это глумление словами «и ни бэ ни мэ»). Да оно бы было неплохо, если бы именно было «ни бэ ни мэ», если бы автор не бебекал и не мемекал. А ведь нет, жуть как хочется пробебекать. И в целом совершенно естественным становится не только в разговорной речи, но и в СМИ, и в литературе, в кино, в артистической среде мат. А что стоит присвоение всем известной Евгении Васильевой, той самой, которая нанесла стране миллиардные убытки на поприще разбазаривания военного имущества, звания почетного члена Академии художеств! И в целом жизнь писателя в России – это что? Его нет даже в реестре профессий! А вдруг открывшаяся вместе с коронавирусом новая напасть, когда вынужденная мера с дистанционным обучением ретивым умом превращается в принцип обучения вообще! Несть числа примерам подобного рода. Конечно, умиротворяюще сознавать вслед за уже процитированным Александром Блоком, что Россия будет всегда, что она не пропадет, не сгинет, «и лишь забота затуманит (ее) прекрасные черты». Умиротворяюще убеждать себя, что все само собой образуется. А была бы Россия, был бы русский мир, если бы так же считали наши предки? Ныне, в условиях очередного крестового похода против нас и нашей культуры у писателей (ведь их нет!) отобрали Дом Ростовых, выселили оттуда организацию, которая более полутора веков называлась Литературным фондом – сначала ее лишили имени, а потом и выселили (по суду, конечно, то есть по закону – ведь писателей нет!). А попытка раскола православия тем человеком, кому, кажется, самим Богом поручено хранить его – патриархом Константинопольским Варфоломеем! А гонения на православие на Украине! А попытка создать террористическое государство ИГИЛ, угрожающее всему цивилизованному миру! И снова вопрос: ну почему нет профессии писателя в государственном реестре профессий, ведь с телеэкранов и в других СМИ звучит слово «писатель» в отношении Александра Проханова, Захара Прилепина, Сергея Шаргунова, Гузели Яхиной, Людмилы Улицкой, Дины Рубиной… То есть писатели есть! Но писателей в то же время нет! Нет Петра Краснова, нет Владимира Крупина и Владимира Личутина, нет Саши Кердана, нет меня, грешного… Мистика, товарищи! Оно бы и воскликнуть так и свалить всё на мистику. Но только мнится – не в ней, бедной, дело. В невежество погружаемся мы и с каким еще удовольствием погружаемся! Только бы не прозевать того момента, когда оно достигнет нашего горла…
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.