Оксана Владимировна Ралкова – челябинский писатель и педагог, кандидат исторических наук. Пишет стихи. Автор двух книг стихов — «Стихия Степь» (Челябинск, 2013) и «Снежницы» (Челябинск, 2019), ряда научных публикаций. Публиковалась в альманахах «Чаша круговая», «Часовые памяти», «Уральская линия», «Литературный курс», «Направление мысли», «Образ». Лауреат Всероссийской литературной премии им. В. П. Астафьева (Красноярск, 2019), Южно-Уральской литературной премии (Челябинск, 2012) в номинации «Поэзия. Талантливая молодёжь», Всероссийского литературного конкурса «Мцыри» (Москва, 2011). Участница Межрегиональных совещаний молодых писателей в Каменске-Уральском (2011, 2013) и Всероссийских совещаний молодых писателей в Москве (2018, 2019). Ведёт литературную студию «Алые паруса» Дворца пионеров и школьников. Является руководителем семинаров на межрегиональных совещаниях молодых писателей, проводимых ежегодно на базе Челябинского государственного института культуры, а также куратором Открытого городского детского литературного конкурса «Алые паруса творчества». Член Союза писателей России. Живёт в Челябинске.
5 ноября, в этот четверг, в Тобольске состоится очередная конференция Ассоциации писателей Урала, приуроченная к 400-летию Тобольско-Тюменской Митрополии. Сегодня представляем вашему вниманию доклад челябинского писателя и педагога Оксаны Ралковой, в котором автор обращается к нравственным установкам и проблемам молодой российской литературы.Оксана Ралкова
Нравственные установки и проблемы молодой русской литературы
В область интересов настоящей статьи входит определение и анализ нравственных установок и проблем молодой российской литературы на основе произведений прозаиков. Базой для исследования послужили материалы антологии «молодой» литературы России «Заря», вышедшей в Москве в 2018 году[1]. В издание включены более полусотни писателей из разных регионов страны, возраст которых колеблется от 23 до 37 лет. Кроме того, вступительная статья отмечает, что: «отбор авторов для антологии осуществился по итогам деятельности Совета молодых литераторов СПР. <…> Большинство собранных здесь писателей прошли через Всероссийские совещания молодых <…>. Нам было важно показать, что молодая русская литература существует не только в столицах, а практически равномерно распространена по территории России. <…> Мы надеемся, что не ошиблись в выборе авторов и что по творчеству именно этих поэтов, прозаиков и критиков будут судить о русской литературе завтрашнего дня». Характер представленной здесь прозы в большинстве своём обнаруживает остросоциальную направленность. Авторы вскрывают проблемы общества и пытаются показать природу разрушительных явлений, а также определить пути выхода из них. В широком смысле эта задача выстраивания ряда смысловых маяков в наиболее опасных участках развития общественного организма традиционна для классической русской литературы. Проблему разрушения и маргинализации деревни можно отнести к числу преобладающих в ряду представленных работ. Здесь нередко главными героями выступают дети и подростки, которые погружены в сложные условия нищетой, пьянством и асоциальным поведением родителей. Они вынуждены выживать, обнаруживая при этом высокую жизнестойкость. Эта проблематика центральна в произведениях Любови Новгородцевой «Первое дефиле» (Омск), Андрея Аристова «Палочки жизни» (Киров), Натальи Мелёхиной «Что мы знаем о хлебе» (Вологда). Однако лишь в рассказе Виктории Ивановой «Трухлявый пень» (Челябинск) поставлена сверхзадача в рамках означенной социальной проблемы, где автор пытается определить генезис и пути её решения. Так, на основе сюжета о жизни девочки Таи из сельской глубинки развёрнута нравственная проблема последствий процесса обезбоживания человека и общества. Дедушка и бабушка Таи в годы активного богоборчества украли и продали в городе престольную икону Михаила Архангела. Жизнь детей и внуков этой пары сложилась очень тяжело и неудачно: «мама пропила свою жизнь! Отец повесился... Стёпка, муж мой, проигрался! Дом проиграл! Мы обездомели…<…> Потеряли Бога – потеряли семью, потеряли дом», – говорит мама Таи на исповеди. Но она и сама Тая, активно участвуя в восстановлении сельского храма, в конце повествования чудом обретают украденную святыню, и возвращают её на место, искупая тем самым родовую вину. Классическая проблематика взаимоотношения «отцов и детей» также широко раскрывается авторами антологии. Этой теме посвящены рассказы Юрия Лунина «Через кладбище» (Подмосковье), Ирины Иваськовой «Звезда Сирень» (Анапа), Алёны Белоусенко «Динозавры» (Москва). На основе рассказа «Слава» Елены Тулушевой (Москва) обнаруживается тип современного антигероя, конфликтующего с миром. Молодой москвич Слава – участник антиправительственных митингов, ярый экстримист, совершивший разбойное нападение. На этом примере освещается важная и серьёзная проблема взаимоотношений между матерью и ребёнком. Глубоко и ненавязчиво показана природа разрушения души, а затем личности подростка из-за нехватки материнской любви и внимания в тот период, когда это крайне необходимо. Формула «рука, качающая колыбель, правит миром» здесь в полной мере оправдана и подтверждена. Примечательна сцена в церкви, куда, уже ведущего саморазрушительный образ жизни, подростка насильно затаскивает его мать. Здесь он вспоминает «что она постоянно его куда-то сдавала (пятидневки в саду, лагеря на все три смены, будни кадетского корпуса…), кому-то перепоручала, избегала разговоров, редко обнимала. <…> В тот момент ему стало так больно, так горько от своего одиночества. Он возненавидел её Бога и всю Его церковь». Именно такое положение вещей ожесточает душу мальчика, делает его циником и в конечном итоге толкает на убийство. Можно отметить лишь несколько произведений, где убедительно и серьёзно поднимаются исконные духовно-нравственные проблемы веры и неверия, жертвенности и эгоизма, а также духовной чистоты и нравственности русского человека. Среди них рассказы Бориса Пейгина «Доктор Канин» (Томск), Антона Лукина «Алёша хороший» (Нижний Новгород), Михаила Калашникова «Неужели они выжили?» (Воронеж). Наиболее выразительным и цельным в этом ряду является рассказ «Смола» Андрея Антипина (Иркутская область). Колоритное повествование его охватывает не только, и не столько злободневные проблемы общества, хотя о них заявлено отчётливо и однозначно, но всё же в центре внимания здесь стоит вопрос о душе русского человека. Главный герой рассказа – коренной житель сибирской деревни дядя Витя, которого односельчане называют не то «Пузырьком», не то «Сусликом», а-то и «Черномырдиным» за особое везение. «После армии он, как почти все деревенские работал в совхозе <…> и было то незаметное, но великое и мучительное подвижничество, каким от роду родов стоит Русская земля. <…> Нынче жизнь Пузырька такова, всё он пьян или с бодуна и дома конфликтует со своей бабой, о чём, как водится в деревне, – многочисленные свидетельства». <…> Оттёртый на обочину Пузырёк спасается, как может. На лето, правда, нанимается на пилораму. <…> В лесу он собирает грибы и ягоды <…>». Зимой он рыбачит и охотится. И в одну из таких зимних рыбалок, в порыве искреннего расположения, герой раскрывает своему молодому соседу коронную рыбацкую хитрость, в результате чего автор и заключает, «что нет и не будет завершения тому народу, который поёт и плачет, <…> но умеет остановиться и опахнуть такой искренней, нерастраченной красотой, какую ты и не подозревал в русском человеке, и какая милосердно дарует тебе веру в его нравственное бессмертие, несмотря на всё, что ждёт его впереди». Однако стоит отметить, что глубина погружения в материал до энергийного жизнетворящего канала реализована далеко не в каждом произведении. В ряде случаев молодая проза лишь талантливо «живописует» проблему. Наиболее ярко это положение вещей иллюстрирует произведение Марии Стародубцевой «Волны бьются о скалы» (Барнаул), где в центре повествования стоит ребёнок, страдающей неизлечимой болезнью. Сочно описаны физическая боль девочки, терзания её родителей, бездействие властей, общий упадок жизни в глубокой провинции. В результате возникает ощущение беспросветного тупика, из которого один выход – самоубийство, о чём и размышляет, напившись, отец девочки. К счастью, этот пример единичен в прозе антологии. Его в полной мере уравновешивают работы таких авторов как Андрей Антипин (Иркутская область), Виктория Иванова (Челябинск), Антон Шушарин (Северодвинск). Таким образом, работы молодых российских прозаиков скорее тяготеют к остросоциальной проблематике, нежели к решению духовно-нравственных вопросов. Выполненные зачастую на высоком языковом и сюжетном уровне, произведения не всегда достигают событийно-энергийной глубины, что затрудняет применение ко всей представленной прозе определения – «зрелая». В этих условиях становятся насущными три аспекта: благодарное принятие опыта предшественников, как в профессиональной среде, так и в сфере повседневности, более чёткая культурная самоидентификация, а также осознанная творческая стратегия. [1] Заря. Антология «молодой» литературы России / Сост. Григорий Шувалов. – М.: «Издательский дом «Вече», 2018. – 560с.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.