Эвнин Е.Л. Здесь нельзя быть усталым… / Е.Л. Эвнин. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. – 281 с. У каждой книги своя судьба, стоит открыть обложку и перед читателем открывается мир, живущий по собственным законам, не сводимым целиком к законам литературы, физики, рынка. Книга, опередившая время или появившаяся чрез много лет после того, как автор закончил рукопись – земля за краем привычной ойкумены, планета, летящая сама по себе, мир, ждущий своих космонавтов. Во многом это относится к сборнику прозы Эвнина Е.Л., вышедшему в 2020 году в Челябинске. Сборник прозаических произведений Евгения Эвнина (1943 – 1968) состоит из газетных очерков, небольшой «повести для кино» и коротких рассказов, каждый из которых мог стать основой для сценария полнометражного фильма. На своём месте здесь и кинокадры-фотографии. В качестве вступления и заключения в сборник включены фрагменты биографии Евгения Эвнина и пояснения от составителя, Евгения Трубникова. Пятьдесят лет творчество Евгения Эвнина существовало в безвоздушном пространстве личных архивов. Теперь читателя ждёт необычное чтение – автор сборника незнаком широкой читательской аудитории, тематика произведений для большинства современных потребителей информационного контента покажется странной. За страницами недавно изданной книги другое время, другая страна, другие герои: люди труда, представители творческих профессий, строители лучшего мира. Пояснения составителя сборника не слишком облегчают чтение: биография Евгения Эвнина – только фрагментарно, заключение не делает выводов, но возвращает к названию. Однако свою задачу составитель сборника выполнил, создав вполне определённый контекст восприятия. По сути, и вступление, и заключение, создавая своего рода рамку для текстов Евгения Эвнина, представляют сборник подобием живописного полотна, чья ценность не определяется исключительно содержанием. Уже начиная знакомство с первыми произведениями «талантливого журналиста» Эвнина, мы получаем яркое представление о стоящей за скупыми строчками эпохе. Евгений Эвнин начинал творческий путь как автор заметок и очерков в 1960-е годы в газетах Челябинска, Свердловска, Тюмени. В качестве корреспондента «Студенческого Меридиана» объездил Красноярский край и Якутскую АССР. Публицистика в сборнике неслучайна и объёмна, эта публицистика определяется целями социалистического производства и реалиями советской эпохи – что делает чтение сборника занятием не лёгким, но творческим. Словно извиняясь за молодого автора, составитель сборника напоминает современному читателю о том, что профессия журналиста в советское время относилась к «идеологическому ведомству». Действительно коммунистическая идеология накладывала на всех писателей Советского союза определённые ограничения, писать о трудовых подвигах и приближении коммунизма было взято за правило не только молодыми, но и зрелыми авторами. Тем не менее, публицистика Евгения Эвнина интересна не только присутствующими в ней особенностями советского прошлого, но и теми характерными интонациями и смысловыми акцентами, которые определяют авторскую манеру письма и опознаются и в более поздних прозаических произведениях автора. И в заметках для заводской малотиражки и в этюдах для большого экрана наш автор не лицемерил, писал о том, что казалось важным. Так, «повесть для кино» «Танец на лугу», подобно ранним работам Евгения Эвнина, помещает в центр внимания яркие характеры, говорит о значимости настоящего дела и напоминает о «моральном кодексе» если и не строителя коммунизма, то гражданина советского государства. Сам автор, примерно через год, в «авторецензии» оценивал повесть довольно критически, находя в ней незавершённость, излишнюю игру воображения и отсутствие «какого-либо сюжета». Но именно эта повесть заинтересовала приёмную комиссию и позволила Евгению Эвнину поступить в престижный московский ВГИК, на учёбу в сценарную мастерскую Екатерины Николаевны Виноградской (1905 – 1973). Достоинства повести «Танец на лугу» – прежде всего живая речь и авторская самобытность – появляются у Евгения Эвнина очень рано и остаются характерными признаками творчества и в более зрелых вещах. Написанные во время учёбы в Москве рассказы Евгения Эвнина должны были продемонстрировать мастерство будущего сценариста, в большей степени они обращены к зрителю, а не читателю, образный строй текстов как бы предвосхищает визуальные возможности кино. Тем не менее каждый рассказ самодостаточен, лакуны повествования неощутимо преодолеваются за счёт ощутимой в словах энергии. Евгений Эвнин, «похожий на молодого Джека Лондона», на лично знавших его людей производил впечатление «человека с большим зарядом творческой энергии, целеустремлённого, спешащего жить». Эта энергия – дополнительный уровень, присутствующий в текстах Евгения Эвнина как свет присутствует в полотнах старых мастеров. Эпоха проявляется не просто в деталях быта или характерных словечках, есть дух времени — то, что создаёт общую тональность произведения, тот настрой души, который талантливый автор разделяет с внимательным читателем. Среди очерков Евгения Эвнина – «Там, где подрастают космонавты» и «Крылатые рыбаки», в его повести лёгкое ощущение танца, и в рассказах много лёгкости и движения – «Погоня» (движение прочь), «Поцелуй» (движение навстречу). Евгений Эвнин писал о своём времени и своих современниках, о поколении, которое было готово строить коммунизм и оставлять следы «на пыльных тропинках далёких планет». Внутренний свет текстов Евгения Эвнина – это то, понятное его сверстникам ощущение полёта, которое помогало не замечать мелочи быта, помогало верить, что всё будет хорошо – даже в грустных рассказах с открытым финалом. Говоря о названии сборника, его составитель Евгений Трубников, отмечает, что в словах «Здесь нельзя быть усталым» не только характеристика автора отобранных произведений, но и определение эпохи: «советское общество, советская страна, 60-е годы ХХ века». За текстами Евгения Эвнина зримо встаёт неутомимый человек, люди не знающие устали, эпоха, когда «спешили жить». Не подверженные ходу времени заметки и этюды Евгения Эвнина и сегодня остаются подобием энергетической батарейки. Евгения Эвнина больше нет, его слова продолжают жить. Не как архаика – что с того, что сегодня гадалки не прячутся на задворках, а указывают что делать: «мыслимо ли … делая людям зло найти среди них какое-либо счастье?». Евгений многое не успел, но его герои живут полной жизнью, сами определяют свою судьбу – и мерят жизнь линейкой «которая при всяческих оговорках… размечена честностью». И если сегодня нужны живые слова и настоящие поступки, то тексты Евгения Эвнина вполне современны и своевременны.Алексей Панин
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.