О книге Натальи Паэгле «Жребий»
В интересное время мы живём. Нестандартное. И это при всевозможных принятых стандартах. Время свободное, для вольного духа в самый раз подходящее, при всех ограничениях 2020. Время умных, талантливых людей, которым очень многое доступно. Время висящих в воздухе «инвокативных вокатив», то бишь русского отборного, но не к месту употребляемого мата. Время катастроф, кризисов, прорывов… Время, когда новая книга Натальи Паэгле смогла увидеть свет, почувствовать прикосновения читателей, а не сукна в том самом «долгом ящике», где когда-то годами, а то и десятилетиями пылились жадно востребованные в 80-е и 90-е творения писателей-соотечественников. Наталья Михайловна Паэгле – известный на Урале и за его пределами автор серии книг «За колючей проволокой Урала», биографических исследований, посвященных деятелям прошлого, член Союза журналистов и Союза писателей России, лауреат ряда публицистических и литературных премий, журналист и писатель. Её новая книга названа «Жребий». Ибо есть такие времена, «которые не выбирают, но в которые живут» … Живут по-разному. Это уж кому какой выпал жребий. А может, кто его сам выбрал. В «Жребии» писатель выразила себя в самом динамичном жанре – жанре рассказов. В сборник вошли 22 рассказа, объединённые памятью о 90-х, переживанием о них, проживанием их заново. В основу сюжетов всех без исключения рассказов легли реальные истории реальных людей, в том числе и самого автора, но, как призналась она сама, «это – не документалистика, это художественное произведение». Работа над книгой длилась почти двадцать лет: частями, отдельными страницами, рассказами, а собралось всё в единое целое после встречи с одноклассниками, которая произошла летом 2018 года в Казахстане, откуда родом сама писательница, где прошли её детство и юность, где могилы её предков и друзей, погибших в 90-е. Книга была издана в апреле 2020, а презентация её для одной из аудиторий состоялась в октябре – в формате, продиктованном пандемией-2020, то есть в онлайн-формате. Часовой разговор писателя с молодёжью получился интересным и содержательным и оставил свой неизгладимый след в душах представителей молодого поколения: они услышали из уст прозаика то, чего не слышали ни от родителей, ни от учителей – о 90-х годах прошлого столетия. Речь шла не только о новой книге, но об эпохе. О «лихих», «лохматых», «бандитских», «постперестроечных» 90-х. И, может быть, чуть глубже стала понимать «молодая поросль» своих родителей, которые в 90-е были или детьми, или подростками, стала прислушиваться к мнению более старшего поколения – тем, которым в 90-х было по 20–25 лет. Тем, которые вслед за Виктором Цоем, вдохновлённые им же, своим кумиром, не пели – кричали: «Мы ждём перемен!» Да, 90-е у каждого свои. И память не даёт покоя, особенно тем, кто пережил их с болью, потерями, трагедиями… До сих пор им, выросшим в огромной советской стране, хочется докопаться до истины: как случилось, что сильная страна за короткий промежуток времени превратилась (была превращена) в базар, в «дикий» рынок даже, в криминальный полигон, в безденежье и безнадёжье? А какие они, 90-е? – спросит современный читатель, которому сейчас 20–30 лет. Чтобы понять, о чём пишет автор, нужно погрузиться в «эпоху перемен», испытать на себе, хотя бы в мыслях, что это значит – в одночасье потерять страну, лишиться всего, во что ты верил: – Нас было целое поколение. Мы выросли как внуки, а кто-то даже и как дети участников Великой Отечественной войны. Мы знали эту войну по их воспоминаниям, по книгам и фильмам. Мы знали, что была война и была Победа. Мы гордились нашим прошлым. И вот наступает время, когда нам говорят: «Мы сомневаемся в этой победе». Мы жили одной огромной страной из пятнадцати братских республик, а теперь нам говорят: «Вы должны жить в разных странах, и вы не можете называться гражданами одной страны». Нас воспитывали на том, что дружба, любовь превыше всего, а теперь нам говорят, что и дружба не очень важна, и любовь не очень нужна, потому что каждый должен быть успешным, должен быть лидером и выживать в одиночку. Мы не знали и понятия не имели, что такое наркотики. И вдруг появляются наркотики, и от этого погибают и наши сверстники, и дети, которые в 90-е годы были ещё школьниками. И это всё тебя окружает, и ты думаешь, как вообще выжить. Я уже не говорю о социально-экономической ситуации, когда совершенно пусто в магазинах, когда по талонам водка, макароны и яйца, и при этом у тебя семья, трёхлетний ребёнок, которого надо кормить... Разлом эпох. Мы жили при социализме. Нам сказали – надо пережить период перемен, немного потерпеть – и наступит капиталистический рай. Наступил ли капитализм в нашей стране – я до сих пор не знаю. Потому что тот капитализм, который исторически существует в Европе, в Америке или Японии – это совсем другой капитализм, не тот, который пришёл в Россию. В Россию капитализм пришёл вместе с «новыми русскими», которые стали строить новую экономическую формацию по своим законам: если ты больше украдёшь, убьёшь, то ты – хозяин жизни. Мир рушился на глазах. И надо было привыкать к новым условиям, – вспоминает Наталья Михайловна и цитирует высказывания тех, кто уже прочитал книгу: «Это ты написала про меня, про мою судьбу, про мою жизнь». Кредо Натальи Паэгле как журналиста и писателя: «Вокруг вас могут быть разные люди, ситуации и явления, на вас могут давить, уговаривать, грозить, но, несмотря ни на что, оставайтесь собой». Таковы и герои «Жребия», которые, вопреки всем разломам и сломам, сохраняли верность себе, сохраняли свой внутренний мир… А внешний «будто бы сошёл с ума, выворачивая не человеческую, а какую-то изуверскую изнанку». Безусловно, герои рассказов не идеальны, им ведомы сомнения. Вот и следователю Бахыту из рассказа «Четыре дела Бахыта Калиева» приходилось «в интересах дела переступать какие-то нравственные ориентиры». Эти «отступления» не давали ему покоя, он «мучился сомнениями: был ли прав, стоила ли игра свеч?». Мучился, потому что жил по совести и чести, у него нравственные ориентиры оказались весьма крепкими. А у других рухнули напрочь: то ли сами по себе (стержня не было), то ли под давлением обстоятельств. Говорили, что в 90-е шёл естественный отбор… Только вот кто и кого отбирал? Рассказ «Кассета» страшен своей правдой жизни: Сергей, у которого родился сын, спешил домой помочь жене купать малыша, но домой вовремя не пришёл. Он очнулся в дежурном отделении милиции, куда его, брызнув баллончиком в глаза, привёз милицейский патруль. А потом над ним издевались, жестоко и безжалостно. Чтобы протокол подписал, что пьяный шел, правила общественного порядка нарушал. А Сергей был трезв и торопился домой к сыну… У этой жуткой истории хороший конец: Сергей остался жив, хотя долго шёл на поправку. У этой истории страшный конец: никто не был наказан за произвол и бесчинства, за издевательства над ни в чем не повинным человеком. «Волчонок» – так прозвала Елизавета Павловна, «Бедная Лиза», своего ученика Юрия Волкова, ставшего преступником, вором в законе. Зверем. «Её дети, её ученики, зачем им выпало жить в эти страшные девяностые?» – мучилась вопросом учительница, которая «учила их жизни на лучших произведениях классической литературы», но не пригодились им эти знания – перемолола их «эпоха безжалостно и хладнокровно». Рассказ «Бедная Лиза, царевна Софья и вор в законе» пронизан любовью, болью о Несбывшейся огромной настоящей любви. Елизавета Павловна, похоронившая своих любимых учеников, погибших в бандитской разборке, снова и снова задаёт вопрос, а вместе с ней и читатель: «За что?!» В войну гибли за Родину, в чрезвычайных ситуациях – за дело, за людей, во имя других. В 90-е – за что? Он и Она – вор, волчонок, и красавица, умница, комсомолка, «царевна Софья» – друг другу судьбой предназначенные и не могущие быть вместе в силу неотвратимых обстоятельств – погибли из-за того, что бандиты не могли поделить власть в городе… Тема разлома эпох острая, интересная, ещё до конца не осмысленная. Дважды за ХХ столетие происходил разлом: в 1917 году и в 90-х. Какой страшнее и бесповоротней прошёлся по человеческим судьбам? Наверное, ещё не время, ещё не вышел срок, не отболело, не отпустило и не отлегло, чтобы до конца понять, принять или не принять навсегда… Хотя не было в России никогда времени благоприятного абсолютно для всех и всех устраивающего. Важные темы, сквозные для отечественной литературы, не могли не проявиться и в «Жребии»: ведь в центре внимания, исследования – судьба человека и судьба поколения. Любовь и ненависть, сила воли и слабость духа, вера и безверие, долг и предательство, поиск себя, своего места, своего пути в резко изменившемся мире. Героиня рассказа «И звезда ты моя сумасшедшая...» Надя Луговая, «пигалица», только закончившая журфак, как на передовую, попадает в городскую газету и сразу сталкивается с лицемерием системы, уже уходящей в прошлое, но пока об этом не подозревающей. Ещё той, доперестроечной. «Из управления привезут доклад, написанный директором к торжественному собранию, сделаешь из него праздничное интервью», – даёт задание редактор. «Но это не интервью!» – возмущается Надежда и добавляет: «В университете меня не учили врать!» Да, их ещё учили преподаватели «старой гвардии», пережившие войну: кто успел войны хлебнуть взрослым, а кто ребёнком, но кодекс чести советского человека знали и те, и другие. Так и учили в вузах: быть честными, бороться за правду и за правое дело, не лицемерить, не лебезить, бороться с трудностями и преодолевать их. Такими и выходили в жизнь их лучшие ученики, студенты. Таким-то тяжелей всех пришлось на разломе. Но сначала «подул ветер перемен» – перестройка, потребовавшая и творческой инициативы, и смелости в отстаивании своей позиции, но главное – это был свежий ветер гласности, открытости и откровения. В этом новом историческом пространстве столкнулись две эпохи – «отцы и дети» – и ни одна по доброй воле не хотела уступать другой. Первая – это эпоха, уже уходящая в прошлое, с её добровольно-обязательными коммунистическими субботниками, партийными собраниями, утратившими своё былое назначение и превратившимися в пустую трату времени для галочки. Вторая – молодая, жаждущая перемен. Её представляли такие, как Надежда Луговая, полные сил, энергии, новых смыслов. Они не хотят вступать в коммунистическую партию, потому что видят ложь и лицемерие партийных боссов. Они жаждут справедливости и готовы драться за неё, «за народ». Так её учили на журфаке – «за народ» и для народа надо писать свои статьи. «Лесная газета», где работает Луговая, – нарасхват, сама журналистка в маленьком городе – символ борьбы за справедливость. На неё оказывают давление в горкоме, пытаются сделать информатором-осведомителем в КГБ, устраивают разнос с предложением в 24 часа покинуть город. За что? За то, что она написала корреспонденцию «под заголовком-метафорой «В карете прошлого». В прошлое Надежда отправила строителей и городскую власть, а в настоящем и будущем – отвела место Соснину. Соснин – директор лесопромышленного комбината, хозяйственник нового типа, несистемный руководитель с новыми идеями, «был до неприличия честным человеком», к тому же упёртым. Он нарушил устоявшийся в советском государстве порядок выдавать новоселам ключи от квартир накануне Нового года: отказался подписывать в конце декабря акт о приёмке работ, «потому что выявил множество строительных недоделок». Его за такие дела – или из партии исключат, или посадят – таков прогноз редактора «Лесной газеты». А ведь на дворе конец 1989 года! Соснина предадут его же работники, которым, конечно, нужны квартиры. «Не требуйте от простых советских людей того же, что от себя, – убеждала двадцатилетняя Надежда сорокалетнего Соснина. – Они – измотанные, уставшие люди, которые хотят жить в своих квартирах, а что касается недоделок, то из них состоит вся наша жизнь». В этих её размышлениях была горькая правда, она сама не верила в эти слова, чувствовала, что расстаётся со своим максимализмом. «Нельзя свои принципы, как одежду, примерять к другим… никто не обязан им следовать». Рассказ про Надежду Луговую и Соснина – один из самых ярких, его можно назвать «зарисовкой с натуры»: в нем детально описаны события конца «перестройки», которую позже в народе назовут «катастройкой». В этом рассказе – и про первые частично свободные выборы народных депутатов СССР в высший орган власти – Верховный совет. «Игра-иллюзион», на которую была вынуждена пойти партия власти. И про пролетариат – гегемон революции, а точнее – про его оценку, которая не совпадала с заученными со школьной скамьи фразами о его передовой роли в деле строительства коммунистического завтра. И про деятельность общественников, волею судеб приближавших «вожделенную демократию и свободу». Свободу! Кого от кого – сами общественники не понимали. Они понимали, что борются против горкома партии, против социальной несправедливости, и эту борьбу со всеми её атрибутами возглавила Надежда. «В жизни надо всё менять, мы построим справедливое и свободное общество, где будут ценить таких, как Соснин». Максимализм, бескомпромиссность, самоотдача. Но не до фанатизма, а с осмыслением того, что же происходит вокруг. Раннее взросление. В работе и в любви. А может, в такие, «переходные», времена всегда так? Ведь и в Гражданскую 16-летние безусые мальчишки становились командирами. Как будто время требует быть взрослыми. «Всё чаще Надя задумывалась над понятием «народ» и пыталась каким-то образом его для себя определить». Рассуждая о народе, она «запуталась». «Народ оказался не однородной причесанной массой, а разношёрстной толпой, и в этой толпе были те, за кого ей совсем не хотелось идти на баррикады». Отсутствие стремления к власти, к наживе, к утверждению одного человека над всеми остальными были присущи таким, как Луговая. Она и в политическую борьбу ринулась по собственной воле ради любимого человека, публикуя разгромную статью на заместителя председателя исполкома в «Леснушке». «Гласность – страшное орудие! Пишите! Не молчите! И вы победите!», – призывал Луговую председатель областного суда, потому что схватка с противниками из власти оказалась серьёзной. И она писала. Правда, ей уже не хотелось строить справедливое общество и бороться с ветряными мельницами. И чем бы кончилась эта битва, неизвестно, но наступил август 1991 года. «Государственный переворот». И снова дилемма для всей редакции – делать заявления в передовице или сделать вид, что ничего не происходит. «"Газета – орган горкома партии и исполкома", – уныло сказал редактор». И для Луговой – снова выбор и проверка на прочность: «Если ГКЧП победит, то за таких, как ты, даже в глубинке возьмутся всерьёз. Уезжай!» «Я не могу быть трусом, предателем!» – отвечает Надежда. И это – ключ к пониманию характеров главных героев рассказов из книги «Жребий»: «не могу быть трусом и предателем!» Предателем даже по отношению к самому себе. В рассказе «Инициация» Наталья Паэгле детально, тщательно и честно раскрывает сущность постсоветского новообразования под названием «рынок», как в предыдущем рассказе показывала работу редакции, а в «Клетке для чайки» – производство мебели на заказ, работу милиционера в рассказе «Четыре дела Бахыта Калиева» – и всё так, будто сама пережила, сама была свидетелем. Так и есть. Почти. Ведь рассказы – не вымышленные истории, тем и дороги читателю. А читатель разный: тот, кто уже в зрелом возрасте встретил «разлом», тот, кто на пороге юности попал в него как кур в ощип, а ещё и тот, кто и знать про них не знал, родившись уже в нулевые. Любовь – не просто тема в «Жребии». Это – отдельный герой. Любовь есть во всех рассказах, ибо, какое бы время ни стояло на дворе, как сказал классик, «только ею, только любовью движется и держится жизнь». Любовь даёт надежду и веру. Любовь учит быть сильными. А по сути, именно любовь помогала тем, кто сумел её обрести, выжить в 90-е, наполняя жизнь смыслом. Как помогла Лидии Ивановне Скромкиной из рассказа «Как мне жить без тебя», как Ларисе и Алексею из рассказа «О любви и о войне всерьёз», да всем главным, любимым автором героям, почти без исключения. Не случайно в оформлении книги использованы песочные часы (графика Натальи Бакановой), в которых вместо песка – слова: «любовь», «надежда» и «вера», наполнившие часы до краёв – что снизу, что сверху. Как тонко, тактично, возвышенно (скажут: несовременно) описывает Наталья Паэгле любовь. Как живое существо. Как космос, как небо, упавшее на влюблённых и накрывшее их своей синевой. Уж если любить, то любить: по-юношески – нежно, владея своими чувствами и сдерживая свои порывы, по-взрослому – страстно, до изнеможения, до боли, до крика. Для автора любовь – как полёт в распахнутый настежь космос. Полёт двух тел, двух душ, двух одиночеств, ставших единым целым. Пусть и на короткие ночи, как в рассказе «Воспоминание об осени». Предназначенные друг для друга люди расстаются. Их разделяет то пространство, то время, а то и гордыня юных максималистов, как Лару и Алексея. Хрупкая, но сильная Лара, всем сердцем любя своего школьного друга Лёшку, не прощает его по недоразумению, и они расстаются на всю жизнь, любя друг друга, помня друг о друге, превращая свою жизнь в Несбывшееся вдвоём. Но этот рассказ не про юношеские чувства, а про чувства зрелых, серьёзных мужчин-воинов, каким стал лётчик Алексей Возников, пройдя Афганистан и службу в Польше. Он был тридцатилетним офицером, когда случился переворот 91-ого. Распадавшейся на части стране авиация была не нужна. Выстроив три авиа полка на плацу, объявили, что два полка могут самостоятельно добираться домой, что всё летное обмундирование везти надо самим и потеря его не допускается. Но вот кто объяснит им, «присягавшим на верность могучей и единственной стране, кто они теперь и как жить дальше?» На вопрос «Что делать?» ответ был найден: «Пить!», и они пили долго и жёстко. От ненужности и безысходности, от обиды и злости. Пила вся страна – не только раскомандированный полк…Разброд, опустошение, суициды. Кто пережил так остро 90-е, тот всё поймёт. «Я учился Родину защищать», – отвечает Алексей председателю пока ещё уцелевшего совхоза, предложившему ему, офицеру, идти торговать на рынок получаемыми вместо зарплаты овощами на уборке картошки и арбузов. Опять рынок, опять продавай! По стране шагал капитализм…Спасением для старлея от всего, что творилось в его лётной части и вокруг, стала Чеченская война, первая, начавшаяся в 94-м. Он возглавил разведку и чуть не попал в плен, двадцать девять дней добирался с другом-штурманом до своих. А его любимая и такая далёкая Лара в 95-м неожиданно для себя возглавила комитет солдатских матерей. В 90-е эти комитеты спасли немало мальчишек, оказавшихся на Чеченской войне. Удивлялись бабушки и дедушки солдат: «Что это делается на белом свете? В Великую Отечественную письма доходили, человека через военкомат за неделю разыскивали. А сейчас… ничего не можем узнать…». Такое время. Такие военкоматы. Такие военкомы… А мальчишка, юнец совсем, на предложение бабушки не возвращаться на войну отвечает так, как мог ответить только тот, у кого есть принципы, честь и достоинство: «Я же ребят подведу». Матери России объединились против войны и наркоты. И это была новая, еще неведомая стране сила, и она заявляла о себе бесстрашно. Когда государство отвернулось от своей армии, на защиту сыновей встали матери. Сейчас в 2020 трудно верится в то, как могли женщины, движимые беззаветной материнской любовью в пору полного безденежья, собирать одежду, продукты, лекарства, чтобы отправить таких же женщин в миротворческий марш. В Чечню. Невозможно без слёз читать почти документальные описания этого материнского марша в поисках своих мальчишек-солдат. Никому не нужна эта бойня, эта война, никому, кроме тех, кто её развязал-навязал… Выпал жребий. Эта фраза неоднократно встречается в рассказах. Жребий выпал Надежде Луговой, и она осталась защищать любимого человека от нападок и клеветы в городских политических распрях. Жребий выпал Ларисе, и она после стольких лет разлуки смогла встретиться с Алексеем. И почувствовать его вновь, как будто и не было двадцати лет разлуки. И говорить не только о чувствах, но и о главном. Что есть Родина? Этот вопрос важен для них, живших ещё до разлома. И когда Алексей сравнивает морально устаревшие самолёты, на которых ему приходится летать, со старыми чемоданами, Лариса признаётся, что у неё такое же чувство к России: «Сужу и милую, но другим не позволю, потому что это моя страна!» В каждом из повествований – много мыслей от пережитого, много размышлений над реальными событиями и фактами и никакого вымысла. Разве что изменены имена людей, чьи судьбы легли в основу каждого рассказа из сборника «Жребий». А ещё в рассказах много снов, иногда вещих, но всегда необычных. Хотя... Разве есть обычные сны? В «Жребии» это целый пласт повествования, который требует отдельного исследования. Это авторский приём проникновения в подсознание героев, в их сущность, в их душу. Возможно, только во сне человек такой, какой он есть на самом деле. Видит сны Надя Луговая: сильная днём, она становится беспомощной и беззащитной во сне, словно объясняющем ей, что же с ней происходит после сердечного приступа. Сон Анатолия Смирнова («Инициация») – это сон-предсказание, сон о Женщине, которая выведет его из лабиринта ложных отношений и «инициирует» в Мужчину. Лара тоже видит сон, страшный, с похоронами, сон-метафору. Этот сон преследовал её всю жизнь, она боялась его. Можно по-разному толковать сны героев, но почти в каждом из снов – кошмар и ужас как отражение в подсознании того, что происходило с народом и страной. 90-е катком прошлись по огромной стране под названием Советский Союз, развалив её на отдельные части, далеко не дружелюбно друг к другу настроенные. Пятнадцать республик-сестёр стали в большинстве своём врагами. 90-е изменили нашу реальность, восприятие мира, освободили от идеологии и лишили идеи. Но осмысление их ещё впереди. Не только ведь великое видится на расстоянии. Будут написаны о них книги, и уже пишутся, потому что хочется понять, что и почему произошло без малого тридцать лет назад, была ли достойная альтернатива. И рассказать молодым о том, что случилось. Что было спасательным кругом? Почему не все, далеко не все в бывшем СССР стали наркоманами, бандитами, «малиновыми пиджаками», опойками и бомжами? За что цеплялось поколение «разлома»? Оно не было потерянным, оно было изломанным, но оно выжило, вопреки всему и несмотря ни на что. В рассказах особое место занимают пейзажные зарисовки. Природа тоже спасательный круг, как Любовь, как Надежда и Вера. Наталья Паэгле чувствует красоту природы, умеет слиться с ней, изобразить саму природу страсти через пейзаж: «И вновь она проваливалась в звёздное небо; её полёт, наполняя ароматом терпких южных трав, сопровождали светлячки…». Сборник полифоничен, как заметил известный поэт и прозаик Вадим Осипов в предисловии к книге. Многоголосье. Желание помнить, вспомнить, понять, осознать. А ещё полифония в песнях, которые цитатами, как бисером, рассыпаны по рассказам. Особенно их много в «Яви и миражах Вероники Радужной». Прежде всего, Виктор Цой, так взбудораживший своими песнями-призывами-лозунгами-стихами-мелодией поколение, которому предстояло погрузиться во мрак 90-х, но сам он погиб на гребне успеха, почти ровно за год до госпереворота…Он тоже был из того поколения… Во время онлайн-презентации книги в октябре 2020 Наталья Михайловна, отвечая на многочисленные вопросы молодёжи, приводила примеры из жизни, из книги. А на прощание опытный журналист и писатель пожелала юным журналистам оставаться всегда верными себе: «Вокруг вас могут быть разные люди, ситуации и явления, на вас могут давить, уговаривать, грозить, но, несмотря ни на что, оставайтесь собой. Будьте честными». Я же включила её книгу в курс родной литературы, чтобы на уроках говорить с современной молодежью о разломе эпох, о судьбе тех, на долю которых выпали 90-е.Елена Карпушева
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.