Александр Шубин. "Живица". Челябинск, Издательский центр "Павлин", 2020
Удивительно сочетание в этих стихах народной простоты и метафорической сложности. Эта поэзия затягивает, как полынья, и поднимает, как летний ветер после отшумевшего ливня, к медленно и торжественно идущими в выси светящимся облакам. Эта поэзия предельно неожиданна во внезапных сравнениях и необычной ритмике – и одновременно радостно-традиционна, узнаваемо замкнутая в русскую рифму и в русское стихосложение. Она опирается, и она летит. Она земля, и она небо. Впрочем, так и должно, наверное, быть. Контрасты бытия еще никто не отменял. Как и невыносимую цельность бытия. Как и его незыблемую тяжесть и прозрачную легкость. Книга Александра Шубина называется "Живица". Живица, хвойная терпкая, пахучая смола... Что она слепляет? Что соединяет? Что скрепляет, кто ее вдыхает полной грудью? Поэт живет на Урале, он к хвое привычен. Хвоя – символ вечности, незыблемости, вечной жизни (а значит, и смерти... еловые ветки бросают за гробом...), и вместе с тем колючести, предполагающей обжигающую живую боль, а рядом с болью непременно будет радость, мы же так в это верим... Поезд летит, как в побеге растратчик, перемежая тоскою дыханье. Как же сладка из последней заначки жизнь за прозрачною гранью. Сириус белым горит, светофорит, гонит в Аид, в пересуд бесконечный, где — первым кругом, огнями «love story» — меченый, мельничный, Млечный. Мир дольный и мир горний однажды соединяются, их склеивает душистая живица души... Плыть во сне исповедальном — в темном озере лесном — растворяя тайну в тайном зазеркалье приписном. Плыть вдоль дышащей границы подноготной и небес, где проблескивают лица тех, чьей верою воскрес. Что есть жизнь? Мы живем ею, живем в ней... и не знаем, что она такое. Не знаем мы, зачем брошены в этот мир. Однако догадываемся, что - Богом. Не все догадываются. Поэт знает это изначально. А не знает, так чувствует. Для Александра Шубина искусство – это чувство; и мгновенно, на ходу и на лету, он превращает это чувство в мысль, в обзор, в охват, в пресловутую, и трагическую и радостную, и солнечную и плачущую подо льдом реку Времени. Вот "Ода чайнику" – поэт обращает стихи к предмету быта, что внезапно становится артефактом бытия и свидетелем драмы истории: Как заклятое наследье ты пришел, впитавши медью судьбы лагерных широт. Как по глобусу, гадаю путь твой, пройденный до края исторических щедрот. А вот идет человек (стихотворение "По живому") по тонкому льду, по нежному призрачному слою, преградой между живым и потусторонним; идет осторожно и храбро – так мы, мы все, переходим жизнь... Верой греюсь, дышу и — шагаю. Век страстной прогибается с треском. Не умею втихую по краю: по-над бездною — с силою крестной. *** Одно из самых нежных, мужественных и таинственных стихотворений современной русской поэзии о любви – "Не говори" Александра Шубина. Знаковое название. Может, не все надо (и можно!) проговаривать словами, переливать в слова. Хоть "В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог". Помним, помним Евангелие от Иоанна. И сказать в полный голос "люблю" – тоже счастливо, насущно. Но есть и молчание. То, что дороже серебра: золото людское. Есть просто дыхание. Вдох и выдох. Есть то прощание, что остается навек крылатее и драгоценнее самой вольной, страстной и нежной встречи. Не говори и ты «прощай», кручины не держи. Моей, слетевшей невзначай, слезой не дорожи. Она сверкнула и ушла в земных печалей тьму, и сколько жизни унесла — не ведать никому. Поэт... поэзия... Что такое стихи? Ведь до сих пор опять никто не знает. А они есть на земле. Они – рядом. В нас и с нами. Поэт дарит свои песни нам. Сгодятся? Родными станут? Или отвергнут и забудут?.. И опять не знает никто. А песни все поются. Старые, новые. И те, что нам врождены; услышаны нами в колыбели, и, это правда, с ними жизнь проживем – и с ними уйдем. Сколько помню себя — столько знаю я её… Песней душу целю! Допою — и опять зачинаю: головою качаю, пою. Здесь замечательно найден рефрен – песенный повтор – "головою качаю, пою...": стих-песня соединяет нас с громадным невидимым хором, с целым иконостасом людей, ушедших во мрак веков, а сама эта песня – чистый свет, светит одинокая живая душа, в тишине опять поет, да будет благословенна эта песня. А еще Александрп Шубин – художник. Ему удается так написать простой земной пейзаж, что всецело окунаешься в его воздух и свет, и это сиянье воистину святое, а ассоциации с садом в этом стихотворении совершенно и неоспоримо Райские, ибо непонятно, сад этот земной или Сад Небесный, Эдем, ведь он тысячелетний: Туманом сентябрь пропах. А в росплеске звёздного блеска улыбкой на стылых губах блуждаю – по влажным пролескам. Роса. Светляки горят с открытостью дерзкой. Детской. Мерцаньем живым объят тысячелетний сад. Тысячелетний лад. Осенней тоски аромат. *** Всякий художник – философ. Всякий поэт прикасается и к земному, и к звездному. Вот это тютчевское начало просвечивает, как серебряная рыба сквозь ночную тьму прозрачной реки, у Александра Шубина. Устройство мироздания волнует. А твоя судьба, твоя малая – в масштабах Космоса – жизнь твоя уже не кажется тебе несчастно-обреченной на неизбежный уход: ты вместе со звездами, ты в их медленно, царственно движущемся хоре, и ты уже счастлив: Забыв о времени, об имени своём, лишь осенённый чувственным сознаньем – смиренным дикарём в счастливом прозябанье всю ночь со звёздами плыву за окоём. Александр Шубин смело работает на контрастах. На солнечном покосе в памяти поэта внезапно появляются красные наши вожди, канувшие в туманы двадцатого века ("Будто не было в наследье / жути мёртвых омутов, / где на дне сидят в секрете / добрый Ленин и Свердлов..."); здесь эпитет "добрый" не должен обмануть чуткое ухо; подобно поэтам Средневековья, Шубин обращается душою и словом к Вергилию, и античный поэт становится не только его книжным спутником, но настоящим другом и поводырем, проводником по судьбе: Я жил с Вергилием в обнимку целый день. Подвздошие моё сияло поднебесьем: корпускулы любви, костры пастушьих песен, где тминный вкус тоски, что пепел на воде; где гимны красоте, как бабочки над бездной, штурмующие рай с отчаяньем болезным. Бог и природа, любовь и смерть – все это материя поэзии Шубина, и все это вечные вещи, внятные каждому. Наша сиюминутность насколько же пронизана вечностью, насколько и пропитана сожалением о каждом умирающем человеческом мгновении. Что такое время? Опять никто не знает. И еще меньше люди знают о том, что такое вечность. Но горячий, горящий вектор поэзии – в том, что она, то нежно-трогательная, то громко кричащая, направлена прямиком к вечности: Мы – горняя капель, живущая полётом, с дарующей руки берущая взаём мгновенный облик лиц и душу как работу, которую так ждёт небесный чернозём. Сия минута – и давние годы. Память войны. У войны страшная музыка. Не дай Бог ее кому-то услышать въявь. Поэт – слышит. И сам звучит этой музыкой. Ею, погибшей – вспоминает и поминает. как смог среди боя тогда упастись от штрафбата? Трофейного шнапса майору – сошлись на цене: в плечо самострел… Так радел о родном пацане. В такой же вот яме лежат моей роты ребята. И судьба наша, общая судьба – ноты новой, трагической песни. Ее трудно петь. Но невозможно не спеть. Ибо эта музыка, что здесь и сейчас звучит, тоже останется: в памяти тех, кто позже придет. Руси поруганное знамя, судеб порубленных леса и смерч безверья – всё за нами и тяжек шаг, и вспять – нельзя под громовыми небесами, под гробовые голоса. Но через все трагедии, через все скорби поэт ловит глазами, сердцем, чутьем жизнь с надеждою, упованную, Божию. Он ее любит и призывает. Да, так, ведь на свете, в подлунном мире, после скрещенья всех бессмысленных копий остается одна любовь, та, что, по апостолу Павлу, долготерпит и милосердствует, не ищет неправды, но сорадуется истине: Здесь – у самых истоков Отчизны, в заповеднике детских снов всё, как прежде – свежо, голосисто, здесь и полночью мне не темно. *** ...Эта поэзия живая. Эта поэзия жива. И это наиглавнейшее в ней. Она дерзко балансирует между загадкой и отгадкой, между буквицей и живым объятием, между таинственной символикой и яркой предметностью. Этим она и драгоценна. Всякая подлинно поэтическая интонация – сокровище. Всякий живо создаваемый поэтический мир – это праздник. Пусть книга Александра Шубина "Живица" станет празднично нужна нынешнему русскому читателю.Елена КРЮКОВА
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.