Автор Александр Патритеев В 1991 году, когда распался Советский Союз, перестал существовать и единый, могучий Союз писателей СССР, расколовшись на два крыла. Одни литераторы ушли под крыло Союза российских писателей, другие присягнули на верность Союзу писателей России – правопреемнику почившей в бозе организации. Известные процессы не обошли стороной и Южный Урал… Прошло 26 лет. Много чернил утекло с тех пор. Как сегодня живет Челябинское областное отделение СПР? Чем дышит, о чем пишет и старается ли кому-то угодить в условиях разношерстной и по большей части рыночной литературной среды? Об этом нашему корреспонденту рассказывает его председатель Олег Павлов. – Олег Николаевич, давайте для начала вспомним, как пережила челябинская писательская организация распад и СССР, и Союза советских писателей. Переход к новому формату был болезненным? Или все складывалось относительно гладко? – В Челябинске все произошло относительно безболезненно. Имел место некоторый раскол, когда буквально несколько авторов ушли в Союз российских писателей (впоследствии кто-то вернулся назад). Сегодня есть отдельные его представители в Челябинске, но как таковой организации в городе нет. Зато в Магнитогорске активно работает именно это крыло. Там в свое время, лет 20 назад, приняли молодежь в тот Союз. Сейчас им лет по 50 – 55, и они активны. В то время как наше крыло там, можно сказать, поугасло. – А с чем это связано? Смены поколений не произошло? – Смена есть, но она какая-то… «всявсебешная». Каждый где-то в своем уголочке на себя одеяльце тянет. Но если в верхах раскол, рознь и даже грызня, то у нас на Урале все-таки есть орган, объединяющий литераторов из двух Союзов. Это Ассоциация писателей Урала и Сибири, в которую входит порядка 20 регионов. Ассоциация действительно стала площадкой объединения. Недавно мы совместно провели Всероссийское совещание молодых писателей – здесь, в Челябинске, на базе ЧГИК. Среди руководителей семинаров были представители как Союза российских писателей, так и Союза писателей России, а молодых участников рекомендовали к принятию и в один, и в другой Союз. – В чем выражается преемственность сегодняшнего Союза писателей России по отношению к Союзу советской эпохи? – Это выражается в служении самих людей. Если бы они повернули куда-то в другую сторону, никто бы их не останавливал, но оказалось так, что эти люди понимали, что такое корни, традиции, в том числе и в развитии определенной уральской темы и сохранении уральской ауры в литературе. Большую роль в этом смысле сыграл созданный некогда областной литературный клуб «Светунец», которым руководил Геннадий Суздалев. Со всей области съезжались молодые поэты, поскольку клуб был исключительно поэтический. А потом, как известно, затишье, заглушье, и клуб перестал существовать. Но люди-то остались. Это и Сергей Семянников, и Ким Макаров, и Лилия Кулешова, и Нина Ягодинцева. Сейчас кто-то уже патриарх литературы! Они и сейчас еще задают тон на наших конференциях. Правда, раньше мы общие собрания проводили, а не конференции, но попробуй собрать около 90 человек со всего Южного Урала теперь, когда у нас ни бюджета, ни активной поддержки… – Из центра? – Их самих поддерживать надо! От наших властей, я имею в виду… – Но Союз – общественное объединение. Кстати, сегодня первые лица государства говорят о роли социально ориентированных общественных организаций и необходимости их поддержки. Что-то изменилось для вас в этом плане? – Разницу почувствовали только в одном: несколько лет мы вообще были без копейки, когда исчезли гранты и тендеры. Сейчас придумали субсидии. Механизм есть – и то уже хорошо. Мы не платим за аренду помещения – город нам предоставил такую возможность, и за это низкий поклон. Если бы с нас брали еще и за аренду, мы бы просто не выжили. Платим за электричество, за отопление, за воду. Плюс, чтобы сохранить юрлицо, нам нужно показывать две зарплаты как минимум. В сумме получается гораздо больше объема субсидий. Остальное надо где-то взять. Конечно, пытаемся восполнить разницу за счет взносов, но с ними все тяжелее и тяжелее. К сожалению, некоторые думают, что если они вступили в Союз, то больше ничего и не надо. Обязанность каждого члена общественной организации – платить членские взносы. – Олег Николаевич, говорим про отопление, электричество, аренды… А книжки? Книжки-то издаются? – Мы давно искали возможность, как сделать так, чтобы нашим писателям было легче издаться. Пришли к тому, что нужно открыть при отделении издательский центр. Если раньше только помогали авторам тем, что делали макеты, а они уже искали какие-то типографии, то теперь книги печатаем сами. Во-первых, сейчас хотя бы ни от кого не зависим, не идем с протянутой рукой: «Дайте на альманах!» Можем взять и выпустить его. С помощью издательского центра собираемся возродить детский журнал «Подорожник». Он в свое время угас из-за того, что не могли найти средств на его издание – журнал был полностью цветной… – Понимаю, золотой выходил «Подорожник»… – Возрожденный журнал планируем сделать в несколько другом формате – с корешком, с исключительно текстовыми страницами, а в цвете – только вкладки и обложка. Авторов у нас предостаточно… – Пишущих именно для детей? – При Союзе работает Ассоциация детских авторов, которой руководит Северина Школьникова. В свое время она активно издавала детский литературный журнал «Тропинка». Авторов, пишущих для детей, на самом деле много, в том числе и молодых. Кроме того, в «Подорожнике» мы всегда большое внимание уделяли собственно детскому творчеству. Есть прекрасные объединения, например студия «Алые паруса» на базе Дворца пионеров и школьников имени Крупской, студия «Ось» имени Губиной при школе № 94. «Осью», кстати, сегодня руководит молодой прозаик Виктория Иванова, недавно ставшая членом Союза писателей России. В материале дефицита нет. В сентябре планируем выпустить номера журнала, которые уже были сверстаны. Мы их пересмотрим и выпустим в новом формате. А дальше – уже из новых поступлений. Ориентировочно журнал будет выходить раз в квартал, чтобы распространяться по библиотекам, в том числе и школьным. Может быть, дойдем и до индивидуальной подписки. Кроме того, тесно контактируем с литературными объединениями области, даже создали Ассоциацию ЛИТО. Проводим совместные конкурсы, семинары, публикуем подборки. Хотим издать «Антологию ЛИТО области». – Заметил у вас за спиной стол с пишущей машинкой, чернильницы, метроном, счеты, гармошку на полу. Такой уголок истории. – Это одно из направлений работы – попытка возродить музей челябинской писательской организации, который в свое время был либо разворован, либо просто по недомыслию разбросан. Собираем не только старые фото, книги, но и старинные вещи – из тех, что были присущи писателям. И еще одно направление, которое также относится к литературе и к популяризации ее. Мы активно занялись кино и сейчас снимаем фильм по рассказам нашего писателя Валерия Мякушко, живущего в Снежинске. У него есть серьезная проза, но есть и юмористические рассказы. Вот по ним-то и снимаем комедию. Это будет не нечто «убойное», как сейчас говорят, а скорее в жанре советской лирической комедии. Полнометражка. Больше половины фильма отснято. В октябре намечена премьера. – Где ожидается первый показ? – Премьера пройдет в Снежинске. А потом, конечно, и в Челябинске, и в других городах организуем показ. Параллельно запускаем еще ряд проектов, уже некоммерческих. Так, договорились с кафедрой режиссуры, кино и телевидения ЧГИК об обыкновенной вещи, но такой, которая даст большой толчок всем нам. По учебному плану студенты кафедры должны экранизировать рассказы. Мы вышли с предложением: «Давайте экранизировать рассказы наших писателей!» Если студент возьмется за автора – нашего земляка, это представит интерес и для области, и у нас из удачных экранизаций постепенно создастся галерея, которую впоследствии можно, предположим, собрать в один фильм. А главное – будет накапливаться кинолитературная история. Но мы пошли дальше: оказывается, на кафедре проходят и тему буктрейлеров (реклама книги). Тут сам бог велел сотрудничать. Представьте, буктрейлер на книгу местного издательства, пусть даже не нашего конкретно издательского центра, но в любом случае – южноуральского писателя. Уже осенью на кафедре должны сделать первые буктрейлеры. А в конце года можно провести в кинотеатре «Знамя» литературный кинофестиваль. Кодовое слово – кино + литература. – Олег Николаевич, вы в начале разговора обронили: «уральская тема», «уральская аура». Среди некоторых специалистов бытует мнение, что в Челябинске как таковой прозы нет, «челябинский текст» еще не сформировался. Согласны? – Не согласен. Во-первых, скажу насчет поэзии. В России во все времена друг другу противостояли два литературных лагеря – славянофилы и западники. То же самое у нас сейчас в Челябинске происходит. И наши местные западники, конечно, своей энергией привлекли к себе много молодежи. Но, на мой взгляд, все должно быть в равновесии. Я вообще за паритет и гармонию. Я не против модерна. Но когда перекос в одну сторону, хоть в классическую, хоть в модернистскую – это плохо. Получается застой. Сегодня перевес именно в сторону модерна, в сторону западничества, в ущерб русскому слову, русскому классическому искусству. Поэзия есть, и я не хочу сказать, что поэзия противоположного лагеря плоха. Мне нравятся местные поэты и того направления. Но не надо забывать, что у нас и классического направления есть хорошие поэты. Мне кажется, нужно нечто среднее, не по внешнему, формальному принципу, а по внутренне-духовному содержанию. Теперь что касается прозы. На мой взгляд, те, кто говорит, что проза в Челябинске не сформировалась, просто недостаточно много читали или читали не то, что стоило бы. Боюсь, что наших авторов – членов Союза они и не читали: Рустама Валеева, Геннадия Скобликова, Владимира Черноземцева, Кима Макарова. Боюсь, они и меня не читали… (Иронично улыбается.) – Тогда вопрос: над чем сейчас работаете? Что пишете? – Сложно. (Смеется.) Хотя задумки-то, конечно, есть. Но пока что творчество ограничивается тем, что периодически рождаются стихи. А вот на что-то большое, глобальное пока времени нет. Очень увлекся сейчас издательством. Благодаря этому хочу и у себя немного порядок навести. Спрашивают: «Где вашу книжку можно достать?», а мне и дать нечего. Сапожник без сапог. Надо издать то, что уже написано, а потом уже… – Прочитаете что-нибудь из… крайнего? Олег Павлов читал стихи, читал со свойственной ему интонацией, размеренно, глубоко, вдумчиво. И слушатель невольно задумывался: это пейзажная лирика? Философская? Или что-то очень личное для поэта? А может быть, это о двух писательских Союзах, разделенных рекой разногласий, связанных «родственной кровью»? Каждому – свое. В этом и смысл настоящей поэзии – множество смыслов. Век бы стоять над родной рекой, Волны разглаживая рукой, Век бы стоять, заклинать: «Теки, Угрюм-Бурчеевым вопреки, Против течения смутных лет, Из глубины подымай свет, Пусть от истока до устья течь Не перестанет твоя речь…» Там, за излукой, на берегу Тоже, наверно, не первый век Оберегает свою реку Родственный кровью мне человек. Нам друг до друга – рекой подать. Нам друг до друга – махнуть рукой. Мы Богом данную благодать Окольцевали речной строкой. О.Н. ПАВЛОВ Отметим, что челябинская писательская организация существует с 1935 года. В декабре 1935-го состоялось собрание, на котором несколько членов образованного в том же году Союза писателей СССР, в частности Борис Ручьев, учредили отделение на южноуральской земле. В январе 1936 года Москва официально признала это свершившимся фактом. Фото Людмилы Потаповой Источник
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.