Оренбургский литературный альманах «Гостиный двор» уже давно вошёл в число авторитетных литературных изданий страны. Его отличает открытость – здесь печатаются авторы из многих регионов России, актуальность, публицистическая и художественная насыщенность, и это стремление к смысловой и художественной полноте совершенно закономерно привело издательский коллектив к идее полновесного литературного издания для детей.
Появление «маленького» альманаха с названием «Гостиный Дворик», адресованного маленьким читателям, логически связано с «большим» проектом ещё и потому, что будущих читателей нужно растить и воспитывать в любви к слову, литературе, книге уже сейчас. И поскольку на сегодня вышло пока ещё только два выпуска – пилотный и первый, вместе с главным редактором альманаха Натальей Кожевниковой и редактором «Гостиного Дворика» Юлией Стрельниковой мы хотим поразмыслить о том, каким должно быть современное литературное издание для детей.
Сегодня детская литература находится буквально на распутье: с одной стороны, в неё активно вторгаются как постмодернистские, так и коммерческие проекты с раскруткой произведений соответствующего плана, с другой – идёт активный поиск путей приобщения ребёнка к русской культуре и воспитание его духовной, нравственной основы и творческого начала личности, поскольку без этого «запаса прочности» детям будет сложно устоять в современной «взрослой» жизни.
Многие издательства обращаются к потенциалу семейного чтения в отдельных изданиях или целых сериях. Задачу воспитания будущих читателей решает в практике и целый ряд периодических изданий – одни специализируются на детском творчестве, другие выбрали направление «взрослые – детям». В «Гостином Дворике» оказалось уютно и взрослым, и малышам, здесь они, как и в реальной жизни – вместе, рядом, а главное – им интересно быть друг с другом.
Практика показывает, что концепция межпоколенческого общения, близкого к семейному, наиболее продуктивна для детского развития. Ребёнок и взрослый способны многое друг другу дать, открыть друг для друга неизвестные ранее миры – будь они читателями альманаха или соавторами на его страницах. Ребёнку-читателю интересно увидеть на страницах одного издания произведения и взрослых – и сверстников. Это создаёт эффект многогранности, многомерности, удивительного многообразия мира, в котором мы живём, учит лучше понимать друг друга.
Ощущение взаимопонимания, достигаемое таким образом, драгоценно и незаменимо. Общение семьи в процессе чтения восстанавливает и поддерживает связи между поколениями, которые сегодня активно разрушаются в коммерческих, идеологических и других спекулятивных целях. Проект «Гостиный Дворик» – это попытка создать «серьёзный» альманах для детей, наполнить его жизнеспособными, жизнетворящими смыслами и задать правильный вектор развития, направить его на созидание, в будущее. По первым двум выпускам альманаха можно проследить, как его создатели ищут и находят эти векторы – пути, по которым предстоит идти маленькому читателю вместе с родителями или старшими братьями и сёстрами.
Оформление «Гостиного Дворика» располагает к себе сразу, потому что создаёт атмосферу гармонии и уюта. Нестандартный формат издания, тёплая цветовая гамма обложки, художественное оформление каждой страницы рождают ощущение особого мира, особого пространства, живущего по своим законам. Здесь надо отдать должное художнице Виталии Кожевниковой, выпускнице, а теперь и преподавателю Академии художеств (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи и скульптуры имени И. Е. Репина).
На обложке альманаха – ворота, приглашающие войти: в пилотном выпуске – в волшебную детскую зиму, в первом – в таинственный сад, где растёт сказочный аленький цветочек. Каждый раздел оформлен своими рисунками на полях страниц, выполненными в тёплых, светлых тонах. Эта гармония берёт свои корни в народном художественном творчестве и продолжается рисунками юных художников.
Многие исследователи детского чтения, психологи и педагоги отмечают, что современные дети читают очень мало, что у них в приоритете визуальная информация, причём не структурированная, а предлагаемая отрывками, фрагментами – так называемое «клиповое» восприятие, которое затем порождает и «клиповое» мышление. С этим явлением связано множество педагогических проблем, основная из которых – восприятие и усвоение детьми системной информации, в том числе учебной: зачастую современный ребёнок не может сконцентрироваться на главном, сложить из фрагментов целое, построить в своём сознании логические связи между фактами.
Детские, да и взрослые журналы чаще всего предлагают россыпь разрозненных фрагментов, активно перемежаемых рекламой. Нахватавшись отдельных фрагментов, читатель думает, что получил много информации – однако она не усваивается сознанием, потому что фрагменты реальности ничем не связаны между собой. Тем ценнее сегодня, и особенно для детей, издания, тексты в которых связаны воедино, а само издание является художественной моделью целостного, единого мира, в котором взаимосвязано всё.
Построение этой цельности происходит постепенно, необходимое наполнение редко можно выстроить теоретически, и поэтому перспективные издания выстраиваются от номера к номеру, определяя интересы, границы тем, внутреннюю структуру.
Первый выпуск «Гостиного Дворика» отличается от пилотного большей чёткостью рубрикации, более продуманной структурой альманаха. Сохраняются практически те же разделы, но сама информация объединяется в смысловые блоки и уже гораздо легче воспринимается читателем. Драгоценным качеством первого выпуска альманаха стало то, что весь он – цельное издание, а не сборник текстов, единая многоголосая книга, связное художественное полотно.
Открывает альманах рубрика «Мы – оренбуржцы». Краеведческий компонент скрепляет воедино прошлое, настоящее и наделяет будущее – юных оренбуржцев – опорой на исторические корни своей малой родины. Рядом с известным краеведом Анатолием Пруссом в роли историков выступают школьники. Преемственность в краеведении – залог того, что дети будут хранить историю родного края, изучать её, передавать дальше.
Знание истории родного края помогает ребёнку определить роль малой родины в истории своей страны, почувствовать себя частью народа, общества. Интерес к истории страны, своего народа начинается с интереса к истории своей семьи, деревни, города. И тогда ребёнок по-иному, более живо и конкретно воспринимает историю России, уже ощущая себя её частью.
Продолжает тему истории раздел «Казачий круг», из которого юные читатели узнают об особенностях воспитания своих сверстников по казачьим традициям. Обращение к истории в детском издании встречается не так часто, но оно совершенно необходимо современным детям, ищущим ориентиры в жизни, в мире разрозненных символов и смыслов, среди которых так легко потерять себя.
Отрывочное, фрагментарное восприятие мира не позволяет ребёнку вписать себя в этот мир, затрудняет самоидентификацию, усложняет поиск ответа на вопрос: кто я? И что, как не обращение к традициям семьи, города, страны, способствует самоопределению человека? Казачьи традиции – мощная духовная и культурная основа Оренбуржья, и в альманахе «Гостиный Дворик» их изучение предлагается не в назидательном формате, а в форме увлекательного чтения.
Тема истории родной земли продолжается рассказами и стихами о её природе. Такой переход закономерен: узнавая историю, открывая для себя свой край, становишься ему ближе, испытываешь совсем иные чувства – любви и гордости. И эти чувства воплощаются в иных, уже более эмоциональных литературных формах: в стихах и прозе.
Первое, что узнаёт ребёнок, только учась говорить, – это имена окружающей его природы. Названия животных, птиц, их голоса, названия деревьев и трав. И уже в сознательном возрасте снова возвращается к описаниям родной земли – к называнию её по имени, к воспеванию в произведениях её красоты и богатства.
Любовь к Родине невозможна без того, чтобы знать по именам обитателей её лесов и полей – животных и растений, радоваться изменчивым состояниям её природы. Эти серьёзные темы лишены дидактического, поучающего начала, они раскрыты в интересных и увлекательных, эмоциональных рассказах, сказках, стихах.
Изучая жизнь природы, сопереживая ей, ребёнок учится и тому, что важно в мире людей: развивает, воспитывает своё сердце и душу, взращивает в них сопереживание, сочувствие, сострадание, милосердие. А эти качества уже поднимают человека на новый духовный уровень.
Душа человека растёт, питаясь от родной земли, воспитываясь её традициями, впитывая её природу – становясь её частью. И закономерным становится стремление ребёнка выразить словами то, что происходит в его душе, создать новое литературное произведение – новое содержание, новые духовные смыслы, сохранить и передать то богатство культуры, литературы, которое ему открылось.
От восприятия, усвоения ребёнок переходит к активному действию, сотворчеству, сам становится создателем. Сохранение родного литературного языка, проба пера, следование богатым традициям русской классической литературы – это тоже составляющая деятельной любви к родному краю.
За рубрикой «Живой мир» следует раздел «Капитанская дочка» – произведения юных авторов – участников Всероссийского литературного конкурса им. А. С. Пушкина. «Светёлка» – стихи юных поэтов. «Дерево сказок» – волшебно оформленное, на котором растут удивительно добрые и мудрые сказки. «Божья коровка» – стихи для детей от взрослых поэтов. «Вернисаж» – детские рисунки, работы победителей и участников конкурса, посвящённого дню рождения С. Т. Аксакова.
Рубрики альманаха – рассказы о животных, сказки, стихи – представляют читателю окружающий мир многогранной цельной картиной, составляют художественное единство, органично звучащее многоголосьем авторов – от классика Николая Рубцова, современного детского поэта Надежды Шемякиной до ребят, только делающих первые шаги в литературном творчестве.
Соседство детских и взрослых произведений помогает воспринять различные грани искусства слова, рядом с современной классикой особенно свежо и непосредственно звучат детские строки. А произведения взрослых поэтов, при доступных ребёнку тематике и стиле, демонстрируют глубину и точность поэтического слова, мастерство отражения мира и выражения чувств.
«Путешествие» по страницам «Гостиного дворика» превращается в прогулку по волшебному, таинственному саду, в котором не один аленький цветочек, а множество разнообразных историй и сказок, где реальность переплетена с воспоминаниями и мечтами. И каждый автор, каждое произведение раскрывается новым ароматом, новым оттенком, новой гранью видения жизни.
Альманах «Гостиный дворик» относится к числу редких сегодня изданий, объединяющих под одной обложкой детей и взрослых, отвечающих задачам не только развлечения (как большинство современных детских изданий), но прежде всего просвещения и воспитания, вовлекающих в процесс созидания и сотворчества юных писателей, поэтов и художников.
Создатели альманаха передают юным эстафету культурной памяти и любви к слову, к родному краю. Оренбуржье богато культурными и литературными традициями – важно, чтобы их было кому подхватить, развить и продолжить. «Гостиный Дворик» – это кропотливая созидательная работа на будущее.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.