Прежде, чем изменять поэтические законы, нужно их усвоить
Литература – отнюдь не только одухотворённое общение с Музой и поцелуи Всевышнего в маковку. Со временем это понимает каждый, кто занялся ею всерьёз и надолго. И дело не только в нынешнем состоянии этой отрасли жизни, вкушающей все прелести перекошенного рынка. Просто чтобы она жила, развивалась и помогала людям сохранять человеческий облик, необходимо очень многое.
Продолжение «Поэтики»
Нина Ягодинцева уже давно не только прекрасный русский поэт, но и критик, культуролог, педагог, редактор, переводчик, создатель и руководитель авторской литературной школы – ну, разве что прозу и драматургию ещё не публиковала. Словом, один из тех в полном смысле слова деятелей, которые сегодня продолжают собою русскую литературу и намерены передать её новому поколению, что сами же сегодня и взращивают.
Применить к такой деятельности отнюдь не поэтическое название «литературная работа» вполне уместно. К счастью, ею продолжают заниматься и те, кто по разным причинам в писатели не пошёл, но сохранил приверженность русскому слову как читатель и даже преподаватель, ведущий школьные уроки, а то и собственный литературный кружок, клуб, студию, мастерскую или целое литобъединение. От их труда не меньше зависит, придёт ли такое поколение и каким оно будет.
Этим своим коллегам – литературным педагогам, а также библиотекарям, слушателям курсов литературного мастерства и «просто» начинающим писателям или тем, кто хочет включиться в творческое литературное общение, и адресовала Нина Ягодинцева свои новые учебно-методические пособия, изданные Челябинским государственным институтом культуры в середине минувшего 2016 года. «Литературно-творческий практикум» опирается на опыт создания её предыдущего учебника – «Двенадцать тайн», а «Организация литературной работы» разработана впервые. Однако и в ней можно увидеть продолжение, а местами и квинтэссенцию относительно давней (2003-2008 годы) трёхчастной авторской серии «Поэтика», в которую «Двенадцать тайн» входили вместе с книгами «Модели образного мышления» и «Принципы безопасности творческого развития».
Понятно, что массовыми такие издания быть не могут даже в нынешнем понимании этого термина. Однако небольшие объёмом – по сотне страниц каждая – и тиражом брошюры уже практически разошлись, впору думать о допечатке. Так что рассказ о них, по меньшей мере, поможет распространить интересные идеи. Если же ещё и повысит спрос на их носители – почему бы нет, тем более что проект отнюдь не коммерческий.
Интересны эти идеи, полагаю, тому, кто знает толк в интеллектуальном труде и ищет ответы на жизненные вопросы. Кому важно, например, сознавать, что как литература – не исключительно языковое явление, так и творчество – «вещь» не только личностная, но также социальная и культурная. И, соответственно, любому, кто не играет в литературу, а живёт ею, стоит понимать, на каком географическом и временнóм пространстве отзываются его тексты и поступки.
Каждому – своё
Аналогов учебника «Организация литературной работы», насколько нам известно, в России нет. Наряду с изучением собственно организационных принципов и форм, начиная с первого раздела о работе литобъединений и кружков, значительного внимания удостоена психология творческого развития.
По оценке и собственному практическому опыту Ягодинцевой, изучение тонкостей языка, стиля и художественных приемов в литературной педагогике вообще занимает лишь около десятой доли времени. Всё остальное уходит на решение психологических задач развития. При этом руководитель полностью отвечает за качество и своевременность информации, а также умение увидеть и поддержать в ученике творческую индивидуальность и уникальность. Однако за результат развития и творческий путь каждого – лишь отчасти, поскольку здесь определяющим является собственный свободный выбор ученика.
А учатся литературному делу люди самые разные, и каждому требуется свой подход. Не стоит, например, спешить с умилением при виде вундеркиндов: раннее проявление литературного таланта отнюдь не обязательно определяется начитанностью и высокой культурой семьи. Гораздо чаще оно свидетельствует об острых психосоматических проблемах и трудностях социализации, которые переживает ребёнок.
Свои особенности существуют и в работе с потенциальными лидерами, а также с авторами, которые остановились в развитии и сосредоточились исключительно на самовыражении, с людьми, имеющими ограниченные физические возможности или нестабильную психику … В том числе поэтому, считает автор, образовательную программу следует ориентировать на изучение не готовых форм и приемов творчества, а его принципов. И не просто насыщать слушателя соответствующими сведениями, а нацеливать работу на развитие творческой личности, которое проходит через несколько этапов.
Через тернии
В самом начале необходимо освоить языковые средства, отточить наблюдательность, воображение и фантазию, понять, насколько уникален и значим личный, индивидуальный опыт. Именно из тех, кто остановился на этапе личного творческого развития, получаются графоманы.
На этапе социализации развивающийся автор включается в культурный диалог, осмысление общественной проблематики. Естественно, что такое включение предполагает навыки культурной дипломатии, умение адекватно воспринимать чужое мнение, определять как собственную стратегию и тактику творческого поведения, так и общественно значимые творческие цели и задачи. Застревание на этом этапе чревато превращением в литературного функционера или ролью непризнанного гения, который-де отвергает общество в поисках творческой свободы.
Третий этап, когда творец окончательно перестаёт быть ведомым, в том числе обретая независимость от сиюминутной рыночной конъюнктуры, по мнению автора, до конца проходят немногие. Но именно они, войдя в региональное, страновое, а то и мировое сообщество, овладев всеми формами литературной работы – от редактирования текстов до аргументированной критики – и постигнув приоритеты высокой культуры, создают произведения, которые пополняют собой национальную литературу.
Воплотить и сохраниться
А дальше – прикладная практика, которой отведены разделы об основах редакторско-составительской деятельности и организации массовых литературных событий. Первый из них кратко представляет весь путь работы с автором от саморедактирования до проектирования концепций и композиций различных сборников, реализации идеи в названии и оформлении книги и защиты авторских прав. Второй, описывая около двух десятков организационных форм, существенно расширяет узкий, но столь привычный сегодня выбор между презентацией и мастер-классом. При этом особое внимание автор уделяет сценарию мероприятия – его драматургии, сценарному ходу, работе с пространством и эмоциональному наполнению.
И в завершение – снова к духовной основе: раздел о психологических аспектах творческого развития. Здесь Нина Ягодинцева сжато представляет то, что, на мой взгляд, можно назвать сердцевиной её собственных наработок, рождённых из наблюдения за тем, что происходит в сегодняшней литературе. Различия между тремя типами творческого сознания – созидательным, деструктивным и новаторским, которые отражают взаимодействие между традицией и новацией. Особенности поэтических психотипов – мелодического и интеллектуального, обладатели которых, вбирая недостающее, должны осознанно гармонизировать их. Цикличность развития творческого сознания, проходящего через кризисы, и целый набор негативных мифов, которые физически и духовно губительны для увлёкшегося ими таланта.
Определяющим для художника, считает Ягодинцева, является нравственный выбор творческого развития: разрушению или созиданию он посвящает свою жизнь и талант. И созидание, по мнению автора, связано с вектором многообразной традиции – как духовной структуры, которая сегодня противодействует тотальной манипуляции, распаду цельного образа мира, разгрому культурных форм и распространению иррационального знания.
Энергетика речи
Уже в «Организации…» Ягодинцева приводит разработки почти десятка деловых игр, которые помогают слушателям самим и на себе, насколько это возможно в такой форме, ощутить справедливость отмеченных основ и испытать варианты их воплощения. «Практикум» же и вовсе насыщен различными литературно-творческими играми для аудитории самого разного возраста и развивающими упражнениями.
Однако речь об основах системно ведётся и здесь – как-никак затеяно не ради релакса. И даже если давно понимаешь это, нелишне самому повторить, что поэтическая логика языка представляет бытие как общение, постоянный диалог между душой и миром. Что, системно осваивая языковой материал, стоит идти от точного подбора смысловых знаков к построению и только затем преобразованию основных смысловых связей. И что поэтическое состояние может быть не только высоким, но и низким, разрушительным. А гармонизация всех уровней своего сознания и нацеленность на полноту восприятия мира позволяют не ждать вдохновения, а стремиться ему навстречу.
Будучи знаками реальности, напоминает автор, слова выступают посредниками в этом диалоге, а речь – проектом человеческих действий. И за любое высказывание в этой ситуации приходится отвечать.
«Любая неточность, смысловая спекуляция или ложь рассеивают личную психическую энергию в пространстве. Каждая точная деталь, напротив, эту энергию в себе концентрирует. Таким образом, …литературное произведение предстаёт как многомерная модель реальности…»
По законам соответствия
Раз текст моделирует реальность, то и система смысловых связей в нём воспроизводит отношения между её элементами. Стало быть, у перестройки и переосмысления этих связей тоже свои законы – если, конечно, творящий не разрушает, а создаёт или пересоздаёт целостный художественный мир.
И событие в таком случае сворачивается в образ по определённым законам соответствия. Также обладая эмоционально-смысловым единством, он «…задействует все уровни восприятия – указывает на физические реалии, даёт ощущение пространства, эмоциональную наполненность и темпоритмическую организованность, осмысленность, вовлечённость в поток событий, глубокое соотнесение с нравственными ценностями – и так или иначе обозначает идею вещи или явления...»
Предметы и явления мироздания могут сочетаться друг с другом в бесчисленном количестве вариантов. Значит, и возможности метафоры как инструмента создания образа бесконечны. Как средство обновления смыслов, форм и ракурсов, освежения эмоций она неисчерпаема.
Если же связи путаются, речь становится хаотичной, теряет свою энергию, и слова не достигают цели. То же самое происходит, когда они не наполнены конкретным смыслом, координаты для направления энергии обозначены неверно или речь опасно агрессивна.
Опора для действий
«Действенная речь – точная речь…», – убеждена и убеждает Нина Ягодинцева. И речь созвучная, когда в музыкально-смысловой гармонии проявляется высокая логика неразделимого единства мира.
Всё это, разумеется, отнюдь не запрещает играть с рифмами, поэтическим ритмом, смыслом и метафорами. Такие игры, адресованные прежде всего детям, в «Практикуме» составляют полтора десятка страниц приложения и, кроме того, вышли отдельной брошюрой для библиотекарей и педагогов. Позволяя в увлекательной форме изучать законы литературного творчества, они развивают скорость и чистоту мышления, наблюдательность и фантазию. Так что ученики Ягодинцевой сегодня уже проводят в школах и библиотеках Челябинской области целые литературно-творческие чемпионаты. Отдельной брошюрой издан вдобавок и раздел о разнообразных массовых литературных событиях из «Организации литературной работы».
Словом, тем, кого интересуют именно прикладные разработки, есть чем воспользоваться. Однако и стремящиеся дойти до самой сути получили пищу для размышлений и опору для действий. И возможность показать эту опору тому, кто пока лишь нащупывает дорогу в туманном сумраке многочисленных мифов и соблазнов.
Именно такие действия необходимы сегодня, когда вместе со всей былой системой литературного производства перед угрозой разрушения оказалась и подсистема воспроизводства писательских кадров. Когда снижение общего уровня письменной культуры беспокоит и многих из тех, кто непосредственно с этим производством не связан. Тем более ценными представляются эти системные книжки, насыщенные информацией к размышлению и поступку. И тем более подготовленными к выполнению благородно взятой на себя задачи люди, у которых эти книжки теперь есть.
Андрей Расторгуев
Ягодинцева Н. А. Организация литературной работы / Н.А. Ягодинцева. – Челябинск: Челяб. гос. институт культуры, 2016.
Ягодинцева Н. А. Литературно-творческий практикум / Н.А. Ягодинцева. – Челябинск: Челяб. гос. институт культуры, 2016.
Ягодинцева Н. А. Литературные мероприятия массового характера / Н. А. Ягодинцева. – Челябинск: Челяб. гос. институт культуры, 2016.
Ягодинцева Н. А. Формы литературно-творческой работы с детьми / Н. А. Ягодинцева. – Челябинск: Челяб. гос. институт культуры, 2016.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.