В год экологии популяризация книг природоведческой тематики – одно из приоритетных направлений работы в Межпоселенческой центральной детской библиотеке уральского города Коркино. По инициативе Управления культуры администрации Коркинского муниципального района и финансовой поддержке администрации района в библиотеке прошли литературные батлы «Поэзия - чудесная страна». Это новая форма литературного соревнования, которую разработали в библиотеке для привлечения детей к чтению, более глубокому пониманию художественного текста. Она потребовала длительной, серьёзной подготовки детей, но и принесла ожидаемые результаты.
В первый день состязаний читателям младшего школьного возраста предлагалось выразительное чтение произведений известных писателей природоведов: Е. Чарушина, К. Паустовского, В. Бианки. Учащиеся школы № 3 класса 3А (классный руководитель Новик Е.А.) были поделены на две команды: «Огонек» и «Ручеек». Литературное состязание открыл первый блок «Мы друзья твои, природа!», где по 5 участников от каждой команды прочли стихи о природе. Второй блок состязаний назвали «Писатели о природе», и здесь участники читали уже более сложный материал – прозу.
В сценарий литературного батла (составители Мяготина Ф.И., Миних Е.С.) были умело внесены элементы театрализации: в перерыве между раундами в гости к детям пришла бабушка Матрена (библиотекарь Шеллер И.А.) и загадала им загадки о животных. Пока жюри подводило итоги, юные чтецы участвовали в литературном конкурсе: они должны были по описанию угадать персонажей произведений В. Бианки. Викторина «Заячьи лапы» была посвящена рассказам К. Паустовского. А выполняя задания по произведениям Е. Чарушина, ребята с удовольствием вспомнили забавные истории, которые происходили с героями его рассказов.
Во второй день в зале детской библиотеки встречают ребят школы № 2 6Д класса (учитель литературы Сагдиева Т.А.). Главными темами литературного батла этого дня стали любовь и дружба (составитель сценария и презентации Батырева Н.А.). В начале встречи участникам больших литературных чтений предстояла разминка, посвященная устному народному творчеству. Две команды, «Рыцари пера» и «Книголюбы», по очереди вспоминали известные пословицы о дружбе и любви. Последней пословицу произнесла команда книголюбов, ей и предоставили право первой открывать каждый раунд литературного батла.
Вступительное слово ведущих (Батырева Н.А., Чернова Т.В.) по теме литературного батла сопровождала видеопрезентация. Перед участниками и зрителями открылись поэтические страницы эпохи классицизма. Один из ярких представителей этого периода – Иван Андреевич Крылов. Именно его творчеству был посвящен первый раунд литературного батла. Участники, от каждой команды по 3 человека, декламировали известные басни И.А. Крылова. Заканчивало раунд домашнее задание – инсценировка одной из басен.
Затем на экране появились портреты писателей «золотого» 19 века, главное направление поэзии которого – романтизм. И перед вторым раундом прозвучало знаменитое стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» в исполнении участника художественной самодеятельности Д. Фадеева, учащегося школы № 2.
Третий раунд представил участникам литературного батла известных поэтов серебряного века. Открыла его участница художественной самодеятельности, ученица школы № 2 Д. Долгополова. В ее исполнении прозвучал романс на стихи Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу». А литературную битву чтения стихов поэтов этого периода продолжила команда «Книголюбы».
Четвертый раунд был посвящен поэзии советского периода, и в зале звучали стихи Э. Асадова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова и других. Литературные батлы оценивало компетентное жюри, в составе которого работали поэт, секретарь Союза писателей России Ягодинцева Н.А.; поэт, прозаик, руководитель литературного объединения “Надежда” Коркинского муниципального района Федосеенкова А.Е.; поэт, член Союза писателей России Тюнькин В.Ф.
Они скрупулезно подводили итоги литературного конкурса. А участникам в это время были предложены киновикторина и реклама лучших детских книг о любви и дружбе, которые были экранизированы и вошли в Золотой фонд детской литературы для читателей 10+.
Наградив победителей и выслушав мнение жюри, библиотекари вместе с участниками завершили большие литературные чтения финальными песнями. В исполнение маленьких первооткрывателей литературных батлов звучала песня “Улыбка”. Праздник поэзии о любви и дружбе закончился песней из кинофильма “Алые паруса”. Победители литературных батлов-2017 были награждены замечательными книгами.
Проведение литературного батла в детской библиотеке стало очень эффективной формой работы, которая способствует нестандартному, эмоциональному, яркому продвижению книги и чтения. Выразительное чтение стихов и прозы помогает юным читателям развивать технику чтения, образное мышление, эмоциональную сферу, расширяет диапазон нравственных качеств.
Подобный проект осуществим только при совместном сотрудничестве школы и библиотеки, педагога и библиотекаря.
При подготовке сценария литературного батла необходима четкая формулировка темы и формирование списка авторов, чьи произведения детям предстоит читать. Чтобы придать глубину и значимость сценарному материалу, библиотекарю при подготовке требуется изучить и проанализировать большой перечень печатных материалов.
Литературный батл предполагает синтез разнообразных форм работы: литературная викторина, конкурс, игра; использование медиа-продукции, номеров художественной самодеятельности и др.
Сложность формы в том, что она требует больших временных затрат (отбор текстов, репетиции) как со стороны участников, так и со стороны организаторов. Конкурс невозможен без призового фонда, который стимулирует читателя, вызывает большой интерес и привлекает его к книге и библиотеке.
Чернова Т.В., методист
Батырева Н.А., библиотекарь МЦДБ
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.