Елена БЕЗРУКОВА
Родилась в 1976 году в г.Барнауле. Выпускница юридического факультета Алтайского государственного университета и факультета психологии Томского государственного университета. Работала юрисконсультом, адвокатом, юрисконсультом в сфере культуры, последние десять лет состоит на государственной службе Алтайского края в сфере культуры.
Автор четырех поэтических книг, три из которых ("После таянья льда", 2000 год, "Набросок", 2004 год, "Ре", 2008 год) вышли в Барнауле и одна ("Книга ветра", 2016 год) в Санкт-Петербурге. После выхода первой книги и по итогам семинара молодых литераторов в 2000 году принята в Союз писателей России.
Стихи публиковались в журналах "Алтай", "Барнаул", "Сибирские огни", "Роман-журнал" и других. Лауреат муниципальной Пушкинской премии (Барнаул).
Живет в г. Барнауле.
Возвращая слову первородство
Как в любой реке, в каждом озере или море скрыта глубокая природная сила самоочищения, так и в живом языке есть нечто, до конца не познанное, не дающее словам изнашиваться, ветшать и превращаться в пустой звон, но, напротив, накапливающее веками и тысячелетиями кристальную чистоту смыслов, их многоголосый гул. Рискну предположить, что именно поэзия – главное средство самосохранения, спасения языка, и только потом она – рефлексия, самовыражение, текст… В стихах Елены Безруковой происходит удивительное: слова возвращаются из обыденности к самим себе, к своей эмоциональной чистоте и точности, и становятся первоназваниями таинственных явлений бытия – в нас и вокруг нас. Это откровенность до предела, за которым сквозит запредельное – магическая изнанка нашей жизни, где если не видны, то явственно ощутимы её нити и узелки. Откровенность, в какой-то неуловимый момент ломающая преграду индивидуального мира и выходящая в смыслы всеобщего. Как это удаётся поэту? Елена Безрукова даёт прямой ответ в своих стихах: музыка! Музыка, которой одной под силу превратить ветшающие формы смысла в вечно новые его волны. Музыка, дающая право быть – и сложным рискованным метафорам, и простым, вполне бытовым предметам, и строгой классической форме стиха, и ритмическим узорам, передающим биение живого пульса, высоко взволнованную речь. При этом и у мгновенного впечатления, и у большого жизненного события – равные шансы стать поводом для стихов, потому что они высвечивают не горизонталь, а вертикаль бытия, его скрытые пласты и глубинные течения. И стихи дают ощутить нам, сколь неизмерима и притягательна эта глубина. Доверительное «ты» и предельно открытое «я» в них сливаются: говоря с собеседником, как с самим собой, поэт и читателя превращает в поэта. А что может быть удивительнее и прекрасней возвращения слова и человека к самому себе, чистому, первозданному, крепко помнящему о том, что жизнь – величайшая тайна, и обретающему мужество бесконечно её постигать?..Нина Ягодинцева
Елена БЕЗРУКОВА
* * * Протяжное сплетение корней, Ветвей, и проводов, и рек, и бродов. Я в бронхи мира вплетена, верней – Я воздух в их подземных переходах. Еще не жизнь, а только кровоток. Еще не плод, но музыка над садом. Услышь, как распускается листок, Заранее пронизан листопадом! Скрипичным вздохом, выпавшим из рук, Замри в огромном небе и не сетуй: Вот-вот смычок в тебя проденет звук И понесет на ниточке по свету. * * * Яблоко, подобранное в усадьбе Рахманинова, С розовой кожей, оставшейся от зари, Словно с передника накрахмаленного, Из прошлого века – бери. После зимы, шаги его помнящей, Дремлющий плод рукавом потри, Чтоб заблестел, словно жук беспомощный В теплой руке – смотри! И через воздух, набрякший музыкой, Будто бы летней грозой густой, Я как во сне по карнизу узкому Ринусь на голос твой. Будто бы верю, что ты подаришь мне Вечность в обмен на смерть. И, разрываясь, летит, над клавишами, Вечный Второй концерт. И в самолете ночном над Родиной, На небесах оставляя след, Яблоко спит. А тихонько тронь его – Кажется, гений придет на свет. * * * Покуда ночь, разбуженная весной, Наждачной бумагой ведет по зрачкам, – не спится… Пока ты спишь, она пишет тебе письмо, Чтоб ты прочел сквозь сомкнутые ресницы. Чтоб строчкой, как веточкой вербною по лицу Спросонок… Прощенья просить и не ждать отказа. Проснись, проснись, я снова тебя спасу, Чтоб ожил ты и сам не заметил сразу, Как мы идем по солнечным шпалам вдоль Двух линий судьбы ладоней соединенных, Что между нами перетекает боль, Которую звать иначе, а как – не помню… Рельсы уходят в облако, и маячит Нам провожатый без голоса и лица. Ангел Арсений, возьми нас на руки, мальчик, Вечный, как ветер, солнечный, как пыльца… * * * Приходили с утра, на рассвете Мария и Анна. Молодая грустна, а седая улыбчива странно. Молодая темна, а вторая – луна на пределе, Что колышет спасительный свет в полупризрачном теле. Приносили подарки. Молчали. Садились поближе. Что ты, Анна, молчишь? Коль чего принесла – говори же. Темноглазая Анна отрез вынимала на платье. А чего же он черный? Угрюмо раскинула: нате! Вы еще молода, говорит, вам к лицу эта горечь, Пусть несчастья над вами шумят, призывая на помощь. А Мария снимала колечко с рубиновым камнем, Мне с ладони в ладонь опускала. – На что мне? Куда мне? Я колец не ношу; и пока я слова вынимаю, Я руками дышу. – Принимай, говорит. – Принимаю. И глядит она весело, старые лучики морща, И вокруг нее песенно, даже когда она молча. Не пиши, говорит, а колечком зажми эту ранку. А дыши, говорит, всей собою, как свет спозаранку. * * * Это была вышивка Над бабушкиным столом: Белый олень вышел к нам, Словно покинул сон. В жаркой темнушке маленькой, Бабушкиной спаленке, Белой перины снег... В ту темноту страшенную К лику его волшебному Шла я в своем сне. Будто бы печь – во вьюгу да В страшную ночь зимы, – Бабка меня баюкала, Грела мои сны. Так и мерцают пятнами: Женская, необъятная Жалость ко всем подряд, Да со стены, как издали, Белый, олений, пристальный, Потусторонний взгляд. Не говори со мною так, Будто большие мы – В детской пижамке новенькой Вечно бреду из тьмы. С жизнью, дыханьем, опытом – Слышу лишь то, что шепотом, За руку, только мне. Знаю молчанье ведьмино, Чтоб убаюкать – веришь мне? – Детский твой страх во тьме. * * * Видишь – качается зной Нашей замедленной речи. Ты происходишь со мной, Ты, человече... Крутит бессонницы шторм Перья рассудка и света. Пена в крови моей – что Это?.. Кем обернется в ночи Жизнь, молодая и злая? Господи, ну не молчи! Я все равно уже знаю... * * * Анатолию Кобенкову Иногда мне хочется писать письма умершим людям. Потому что поздно, потому что больно, потому что пора. В промежутке между землей холодной и небом лютым, Между хрипом в груди и бессонницей до утра. В электронной почте еще есть адрес, нажать «ответить» – Может быть, провода до сих пор ведут, как тогда вели В города любые, где имя то еще носит ветер, Обрывая с губ, вымаливая у земли. Погоди-ка, вспомни – метель и шум в деревянном доме, Красный свитер, трубка и смех в курительном закутке. До свиданья, некогда, и в мороз уйти – как в рассудок вдовий, И бежать, бежать, и запутаться вдалеке. Рукавами улиц ловить троллейбусную улитку. Обернуться к свету, к лицу твоему, обернуться к лику. Я еще не готова сойти с ума в невесомый свет. Не смотри в глаза, не давай руки, не пиши в ответ. Омская зима Поезд в российской шири — Падающая звезда... На глубине Сибири Дремлет в снегах вода. Дремлет в водице память Пришлых и корневых. Сколько же звездам падать – Чтоб растревожить их?.. Чтоб различило ухо В пропасти русской, как Тихие зерна духов Стронули первый такт?.. Это еще не песня, Это еще пролог, По необъятным весям Пущенный шепоток Мертвых, живых и тех, что Вызреют этим сном, Как дрожжевое тесто В теплом дому ночном. В снежном затишье бора, В трепете ковыля – Слышишь? – вступленье хора, Долгого, как земля?.. Чувствуешь? – стало тесно В воздухе – гул и вой: Скоро – начало текста В музыке мировой! Вслушиваюсь, как только Вслушиваться могла б, Медной струною тонкой, Пристальной, как игла. Медленно и сурово Среди большой зимы Явит ли Бог нам слово? Иль недостойны мы?.. * * * Только детские ранки Только в горле вода На Большой Погулянке Ты не жил никогда В сизом воздухе смехом Прозвенел ты и нет Ты уехал уехал Да и умер вослед Потому что не вынуть Из мужчины дитя Потому что покинуть Можно только себя И как детские санки Смерть по снегу везет От Большой Погулянки До небесных ворот * * * Стоит вода, молчит вода В сосульках, тянущихся сверху, Как ртутных ниток провода, Где каждая – как нерв, как вертел Внутри прощального огня Сгорания тебе навстречу. Прости меня, прости меня, Так – легче… Как между льдом и солнцем пар, Как черный дым в тумане кухни, Весна приходит, как удар, Не рухни… Не оглянись, не оступись, К любому шепоту доверчив… Вода растет по склону вниз, А мы пытаемся навстречу. * * * Светом в окна квадрате Твой заливает сон: Я в своем сером платье Вписана в горизонт. Зябкая, как синица, Жмусь в твой покой, как в печь. Мне в твоем сне не спится, Чтобы тебя стеречь. Чтоб не прошел навылет Яви холодный душ В час, когда время вынет Нас из любимых душ. В сумеречной и душной Жизни уходит в снег Он – никому не нужный, Скомканный человек. Не разорви дыханья Между тобой и мной. Медленно затухая, Тает озноб ночной. Видишь, сопит в кровати Выдуманная тобой Девочка в сером платье, Дымная, как любовь. * * * Может быть, меня испортила музыкальная школа. С тонким, как утренний лед, сопрано учительницы сольфеджио. Но музыка, музыка стала такой огромной, что разрывает меня... Она – больше улицы с птицами и ручьями, автобусами, развозящими сны по округе, она растет как ртуть в воспаленном русле градусника... Теперь я ее ношу, а тебя не слышу. Теперь я ее ношу, а других не слышу. Я так привыкла слушать внутри, что снаружи – как вода в зеленом аквариуме через стекло. Вот опять нарастает, послушай – знакомый почерк: это дождь ночной шестнадцатыми стрекочет и полощет меня, как в ручье золотой листочек, будто я всегда буду маленькая... * * * Пока вымесишь тесто из этих неровных комков, Вспоминаешь, как жизнь неровна, нелинейна, неправда. Первый мой чемодан в первый мой пионерский лагерь – Черный, с желтою пряжкой, мой первый баул тоски… Я – зверек светло-русый, гляжу, как в окне мой папа Уменьшается так, что вместился бы в мой кармашек. Но пока он, теряясь, зачем-то рукою машет, Мы уже совсем далеки… Нежный запах тоски между клевером и палатой, Где девчонки лупили меня головой о стену. Милый папа, красивый, будто Сергей Есенин, Забери отсюда меня! Ты такой далекий. Я на тебя похожа. Это детство давно уснуло в горсти, но все же Оглянусь назад – твой голос черкнет по коже, Провожая меня В полымя из огня… * * * Длинную прядь наматывая на палец, Реку холодную пересекая вброд, В летнее солнце, слезы стирая, пялясь И забывая, кто первым из нас умрет, Трогая ступнями пепел дороги длинной, Лямку вернув на выжженное плечо, Я оставалась вечной – читай: любимой, И потому не думавшей ни о чем... Свежезаваренным чаем слегка горчило, Горький, зеленый лился в окно сад. Я не хочу говорить, да и ты молчи, но Не уходи, сядь... Как она греет, медного солнца залежь Где-то под сердцем – тайна, ни дать, ни взять! Сколько мне жить осталось, ты знаешь, знаешь? Я не хочу знать. * * * Как в замедленном кадре мы Через пристальный сад Бродим тропами карими. …Или листья летят? И по самое горлышко Налита тишина В этот флигель, опомнившийся Ото сна. Здесь ни боль моя русская, Ни слова не нужны. Здесь великая музыка Спит внутри тишины. К ней, как к тайному зареву, Подойти горячо. Ты возьми меня за руку. Просто так, ни о чем. Чтобы пульс одинаковый Бился в небо, пока Сыплют нотными знаками Над землей облака, Сыплет палыми листьями Летний день кочевой. Ничего не бессмысленно. Ничего. * * * Молоко небесное пролито Снегом тихим и молодым. Остуди мне лоб, моя родина, Ноябрем прощеным твоим. Ненадежно, будто бы всхлипывая, Дышит жизнь внутри моих вен. И ложится музыка хриплая Нам дороги пустой взамен. И пока она не закончится, И пока мы летим по ней, Я прощу тебя, одиночество, Как прощают своих детей, Как прощают зиме старание Обрамить нас в щемящий лед, Как прощают любовь заранее И за то, что она пройдет. * * * Господь, мне горячо, мне горячо... Мне больно или счастливо? Не знаю. Твой снег небесный и его плечо – Так много, что чего же мне еще, Пока я здесь, живая и земная?.. Огромный воздух медленен, как мед, И мне, всю душу вбрасывая в выдох, Так много счастья – кто ж его возьмет? Возьми хоть ты мой человечий выход Из сердца вон. Я всю дорогу шла Как обожженным воздухом дыша, Из сердца в мир выпрастывая счастье, Что все равно – встречать или прощаться, Что все – любовь, разбитая на части. Как жжет она, Господь, твоя душа...
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.