Ксения Аксёнова *** Бледнеет небо над жёлтым садом воспоминаний: день тонет в солнечном листопаде, Как в океане. Мне восемь, мама в американской командировке. И Сашка с Витькой зовут кататься, меня и Вовку. Бежим во двор, там качели лихо скрипят в полете. Мальчишки дразнят меня трусихой, и я – не против, лишь Вовка просит сойти с качелей, я – ни в какую. Борюсь со страхом, как все хотели, и паникую. Щемящий ветер, и свист мальчиший, и лай бесхозный... А я взмываю всё выше, выше, толкаю воздух. И подо мною ложатся листья янтарной сыпью, Ещё рывок и засеребрится вся Миссисипи. Над ней зелёным могучим телом сомкнутся сосны. Смотрите, штаты, как я взлетела победоносно. ...И вдруг застыла на верхней ноте скрипучей гаммы: из чужестранной, из Миннесоты вернулась мама! *** Ты снова не приехал на вокзал. Несут тоску твои непоявленья, И, скармливая голубю печенье, Воображаю, что бы ты сказал. Твои слова, прощальные и нет, Во мне кипят, как зелье чародея, Но ни собой, ни ими не владея, Приобретаю завтрашний билет. И ухожу наматывать круги В протяжный гул тяжёлыми ногами. Диктует путь раскатистый динамик, И столько в этих фразах ностальгий... Но впереди не будет ни тебя, Ни наших встреч, мерцающих пунктиром. А только Бог и снег – идти над миром, И я, как снег, врастаю в свет, клубясь... *** Вода клокочет из-под крана, Тарелки моются едва, Как будто в сердце океана Перемешались острова. И пахнут мятой и лимоном Объятья пенной суеты, А брызги скачут всесторонне На пол, на серые цветы... Но это не колышет Машу, За тюлем с пыльною каймой Пропавший муж в окошко машет И возвращается домой... Домой! Домой теперь посуду, Маша. *** Бабушка у соседки в киноплену, Сашка закрыл тетрадь и в окно взглянул: Ветер штурмует яблоню у ворот, Дворник листву назойливую метёт. Что может быть у яблони на уме? Песня о приближающейся зиме. Треплются ветви, трескается кора. Некуда деться дереву со двора. Падают листья, тонут в сухой траве, Или мятежно плещутся в синеве. Сашка так хочет броситься в этот вихрь, Кажется, целый мир только что затих... Мальчик закрыл глаза, он летит во двор, В страстную круговерть, в ледяной простор, В осень с глазами пламенными, как медь. Слиться с другими листьями и гореть. Ничего такого Дождь опроверг метеосводки, Спасает фрукты продавец, И я стремительной походкой Не убегаю под навес И не спешу лететь с работы К своей решительной жене. Сентиментальным идиотом Стою в дожде, оцепенев… И ничего такого, в общем, Не приключается со мной: Дождём, дождём меня полощет И наводняет тишиной... Сквозь нити праздничного шёлка Мальчишка мчится, как сквозняк, Засунув книжки под футболку, Такой похожий на меня. А мне мерещится пространство Нездешних радужных садов… Ах, если б выпросить гражданство За невкушение плодов! И, несмотря на перспективу Поймать за шиворот воды, Я в ностальгическом порыве Лечу сквозь вечные сады: Там ветер кружит любопытный, Там я, как в детстве, смел и мил. И первомайским, первобытным Дождем любуюсь что есть сил... *** Под люстрами метался воробей Я вверх смотрел и думал о тебе – Как будто так спокойней. И что-то подавали на обед, Играл толстяк на солнечной трубе, В углу вздыхал приёмник. И музыкант, по-видимому, знал, Что мне сегодня мчаться на вокзал С охапкой незабудок. И говорить тебе о чём-нибудь, Чтоб время расставания тянуть. А дальше – будь как будет. Но чем сильней пернатый щебетал, Тем очевидней выглядел финал, – Нам ничего не светит... Я дал букет на память толстяку И, опрокинув стопку коньяку, Пошёл тебя не встретить... 28 марта 2018 Ветер снаружи и ветер внутри меня... Пепельный ветер потерь Помнит пропавших по лицам, по имени – Каждого сына и дщерь. Слово найдётся, и люди оплачутся, Детский появится сад. Мальчики, девочки, звери прозрачные Будут мерещиться над Тем ТРЦ и центральной больницею. Сопровождая рассвет, Ветер прощальный до солнца поднимется, Выдохнув пепельный след. Яблоня Из рогатки – да в яблоню Вероломное "пли!" С хрустом тихим и жалобным Плод коснется земли. И покатится, глух и нем, Изумрудный огонь, Молодой и напрасный, – мне В ледяную ладонь. Я прижму его трепетно, Как живого, к груди: Здесь был сад. Больше нет его. И другого не жди. Только стон неприкаянный – Это ветви болят: Чьи-то дети по яблоне Из рогаток палят. Эти Маши с Серёжами Не заметят меня. Словно так и положено, Сколько ни заслоняй. Но, как небо сквозь веточки, Пробивается мысль: Видно, все эти деточки Есть вчерашние мы… *** Посвящается бедным школьникам, которых преподаватели заставляют учить стихи на разные конкурсы. Жирафий гро(т)б Мучительно, как скрип пенопласта, Врывается фальшивое слово – Так школьник, озорной и ушастый, Читает нараспев Гумилёва, Меняя без стыда и небрежно, Но вместе тем – по-детски проворно Загадочную "негу" на "нежность", А "влагу" …. почему-то – на волны. И всё стихотворение, кстати, Становится вконец безнадёжным, Когда жираф бежит на закате Ложиться в гроб... жирафий, возможно. И если б это дерзкое слово Прочла однажды Анна Андревна, То не случиться Льву Гумилёву И в целом акмеизму, наверно.
***
Ты снова не приехал на вокзал.
Несут тоску твои непоявленья,
И, скармливая голубю печенье,
Воображаю, что бы ты сказал.
Твои слова, прощальные и нет,
Во мне кипят, как зелье чародея,
Но ни собой, ни ими не владея,
Приобретаю завтрашний билет.
И ухожу наматывать круги
В протяжный гул тяжёлыми ногами.
Диктует путь раскатистый динамик,
И столько в этих фразах ностальгий…
Но впереди не будет ни тебя,
Ни наших встреч, мерцающих пунктиром.
А только Бог и снег – идти над миром,
И я, как снег, врастаю в свет, клубясь…
«Несут тоску» — можно сделать нарастание энергии ярче — например, через ощущения, как чуть далее в стихотворении («В протяжный гул тяжёлыми ногами» — ощущение тяжёлых ног знакомо, считывается на физ.уровне мгновенно, поэтому веришь).
«скармливая голубю печенье» — яркая подробность, держит внимание.
«прощальные и нет» — синтаксически сомнительно, какое-то перечисление, но какова интонация такого перечисления? Что говорит построение фразы о состоянии лир.героини?
«как зелье чародея» — снова ярко, хотя эта метафора спорит с финалом стихотворения (стилевое смешение — Бог и зелье чародея — присутствие второго ставит под сомнение искренность в отношении первого)
«Но … приобретаю завтрашний билет» — если здесь принято решение поставить точку в отношениях, то почему «ни собой, ни ими не владею»? — так должно выражаться скорее подверженность чувству, желание продолжать во что бы то ни стало. Ощущается какая-то логическая неувязка.
«раскатистый динамик» — точный эпитет, слышишь его.
«ностальгий» — снижает напряжение, ощущается как слово не из этой ситуации, особенно рядом со словами «тоска», «Бог», «идти над миром». Особенно во множественном числе — ещё более легковесно, оттого возникает недоверие к высокому тону в других частях стихотворения.
«мерцающих пунктиром» — красивый образ.
Последние две строчки — самые удачные и цельные в стихотворении, но они же и выпадают несколько, слишком резко повышая интонацию. Под них надо выверять всё, что перед ними, в начале, чтобы стихотворение стало цельным.
Наталья Тагорина
О стихотворении Ксении Аксёновой «Ничего такого»
«Спасает фрукты продавец»
— красивая живая подробность, задаёт такую лёгкую, чуть ироничную интонацию, которая потом развивается уже как самоирония во всём стихотворении.
«И я стремительной походкой
Не убегаю под навес»
— к бегу слово «походка», насколько я знаю, не применимо.
«И не спешу лететь с работы»
— очередная строка добавляет уже третий (поэтому очень заметный) глагольный корень (ходить (походка), бежать, лететь). Это ощущается как лесенка, по-нарастающей: ходить, бежать, лететь, тем более — герой и не спешит никуда, наоборот, замедляет движение. Но выбор слов этому противоречит, ну или, по крайней мере, глаголов движения слишком много на таком маленьком пятачке.
«К своей решительной жене»
Здесь ощущается очень резкое снижение интонации. Эпитет «решительная» почти уводит стихотворение из лирического жанра в сатирический, хотя во второй части стих-я лирическая интонация возвращается. Вместе это выглядит как несколько грубоватое смешение лирики и иронии, замысел – их органично соединить — понятен и симпатичен, но хочется чуть тоньше, здесь почти сарказм. Хотя, с другой стороны, – звучит действительно забавно, и это ценно. В общем, — на грани :).
Вообще, соединение (само)иронии и лирики в стихах Ксении Аксёновой, похоже, одна из корневых особенностей, и это здорово :). Острый женский взгляд и меткое высказывание, не подавляющие самого чистого, почти юного лиризма, — удивительное сочетание и интересный путь развития индивидуальной поэтики. Очень верю, что со временем это станет по-настоящему органично и целостно.
«Дождем любуюсь что есть сил…»
— меня зацепило «любуюсь что есть сил» — казалось бы, любование – не активное внешнее действие, требующее приложения всех сил. Здесь, наоборот, нужно стать тихим и воспринимающим. Но, поскольку речь о ребёнке, – наверное, так можно сказать (дети учатся, подражая, и здесь может быть эта ситуация). Однако, при беглом прочтении эта фраза цепляет, разрушая целостность образа.
Хороши строки: «Дождём, дождём меня полощет / И наводняет тишиной…» — особенно вот это — усиливающее ощущение, нарастающее: «полощет-наводняет»; «Мальчишка мчится, как сквозняк, / Засунув книжки под футболку» — чудная подробность – книжки под футболкой — ощущаемая кожей, физически; «И первомайским, первобытным / Дождем…» — интересная языковая и звуковая находка «первомайский-первобытный».
Общее впечатление от стихотворения – очень чистое, даже – очищающее, дождь в нём пролился – без сомнения :). Спасибо автору за это :).
Н.Тагорина
Стихи Ксении свежие, лёгкие, чистые.
Вызывает восхищение чередование чётких спокойных рифм и новаторских рифм-созвучий в одной строфе. Например, «огонь — ладонь» и «нем — мне», «в груди — не жди» и «трепетно — нет его», но не очень удачно звучит пара «потерь — дщерь», а вот «внутри меня — по имени» — хорошо. Также вижу проблему в рифме «вихрь- затих», так как возникает фантомный звук в слове «затих» — «-рь». Подобная ситуация в паре «мысль — мы». Еще очень спорная рифма в строфе:
«Те самые слова,
Не в силах …
Противодействовать».
Нравится традиционная музыкальность стихов, хорош ритмический рисунок, но не всегда получается удерживать чёткий ритм. Сбои заметила в стихотворении «Бледнеет небо над жёлтым садом воспоминаний». Во второй строфе «Бежим во двор, там качели лихо скрипят в полете» есть лишний слог, он приходится на слово «там». В строке «Ещё рывок и засеребрится вся Миссисипи» слогов сколько нужно, но ритм ломает удар в конструкции «и засеребрится». На мой взгляд, тут слог «се» лишний.
Очень обрадовали оригинальные эпитеты «назойливая листва», «страстная круговерть», «первомайский, первобытный дождь». В последнем примере отлично удалось соединение первомайского и первобытного, когда привычные, даже изъезженные слова стоят рядом и сочетание их необычно и по-особому радостно. Но эпитет «лай бесхозный» вызывает недоумение. Не совсем то слово.
В стихах Ксении много метафорических искорок, вот они: «Как будто в сердце океана Перемешались острова», «снега выпавшего накипь»,
«Всё так же благосклонно
Навис бессмертный свод,
Из слов вечнозелёных
И смыслов он растёт»,
Но не совсем доработана строка «А только Бог и снег – идти над миром», с отличной стыковкой «Бог и снег» и досадным смысловым пробросом «(будут) идти над миром».
Таким образом, поэтический инструментарий, «ремесленная часть» освоена автором достаточно хорошо.
Глубина осмысления процессов, явлений, более тонкая психологичность, свои темы и ритмы — то, чего не хватает в стихах — обязательно будут, думаю, это вопрос времени. Благодарю автора за стихи, радость работать с качественным текстом, высокий уровень языковой культуры. Успехов во всём!
Люблю удивляться) Вот так с утра вроде не проспавшись, готовишься к рабочему дню( сами понимаете, что это не всегда весело) и смотришь мельком что интересного в интернете… Порою всемирная сеть преподносит приятные сюрпризы способные сделать наступающий день чуть светлее что-ли… Так и состоялось знакомство со стихами Ксении Аксёновой. Многие из стихов добавил в папку на рабочем столе «Любимое». Вообще, читая в последнее время поэзию,на которую кто-то не очень умно повесил ярлык женская( как говорила Ахматова «поэзия не туалет, чтоб М и Ж на неё весить» отметил для себя , что многие девушки-женщины, пишут под некоторым влиянием Цветаевой-Маяковского-Бродского, этот сплав трёх поэтов нынче как бы это сказать, моден что-ли, и как-то приедаться начал, при всей одарённости пишущих, хочется чего-то иного… Ксения, за что ей спасибо, это может её стихи пропитаны серебряным веком, при этом не теряют своей самобытности и уникальности. Первое стихотворение наполнено детством и ветром, свист этого ветра прямо ощущается при чтении… Разбирать или комментировать каждый стих не стану да и не зачем. Мне нравится этакая лирическая героиня, временами она кажется этакой пацанкой, причём пацанкой романтичной, это цветаевское, но почему-то при чтении стихотворений Ксении думается о Софии Парнок, Анне Ахматовой, Иннокентии Анненском и совсем чуть-чуть о Есенине( простите если я ошибаюсь)… Спасибо вам, Ксения, рад знакомству и жду новых стихов с уважением Логутеныч.
28 марта 2018
Ветер снаружи и ветер внутри меня…
Пепельный ветер потерь
Помнит пропавших по лицам, по имени –
Каждого сына и дщерь.
Слово найдётся, и люди оплачутся,
Детский появится сад.
Мальчики, девочки, звери прозрачные
Будут мерещиться над
Тем ТРЦ и центральной больницею.
Сопровождая рассвет,
Ветер прощальный до солнца поднимется,
Выдохнув пепельный след.
Хорошее стихотворение. Радует способность автора непосредственно откликнуться (почему-то это уже становится редкостью) на трагическое событие, всколыхнувшее нацию.
Очень хорошо «звери прозрачные» — находка. Слово «оплачутся» заставляет лингвистически задуматься, это, наверное, даже на пользу общему впечатлению, поскольку ведёт глубже в поиски смыслов там, где очень трудно сказать что-то новое.
Вызывает ощущение некоторой шаблонности 2 строка («ветер потерь» — что-то из поп.песен как будто. Точнее было бы «ветер потери» — ведь событие из ряда вон выходящее, и множественное число («потерь») — ощущается как некое снижение). Но, поскольку ветер пепельный, это сглаживается.
Последние три строчки ощущаются слабее центральной части, потому что не прочитывается сходу характер и направление движения (финал (особенно!) не должен тормозить внимание непонятностями — эффект пропадает). Когда начинаешь вчитываться в смысл сказанного — картинка в целом выстраивается: ветер очень медленно (со скоростью солнца) поднимается вместе с солнцем до зенита. Это очень интересный эффект — такое замедление скорости ветра, но нужно это как-то яснее прописать, мб используя эпитеты для ветра, чтобы подчеркнуть его «оцепенелось» (в результате трагедии).
Ещё мне хотелось бы в качестве идеи предложить сделать в 3 строке «по имеНАм» — тогда будет рифмоваться с «меНЯ», а не с «внутРИ МЕня» (причём, здесь с ударением на «ри»), то есть рифма будет подчёркивать в первой строке слоги более сообразно со смыслом и гармоничнее по форме.
Наталья Тагорина
,
«Бледнеет небо над жёлтым садом»
Ярко, живо, по-детски смешно и верно!
Единственное что, я бы всё-таки убрала «и» и просто поставила тире:
«Ещё рывок – засеребрится…»
«Ты снова не приехал на вокзал»
В восприятии распалось на два разных стихотворения:
«Вокзальное» – чёткое, конкретно очерченное, осязаемое.
И «снежное» – которое уже более абстрактное, с намеченным переходом в другую сферу… Здесь мне кажется лишним и не особо понятным «динамик», потому что связь с вокзалом достаточно резко теряется, и фишка с «ностальгиями» в моём понимании не сработала, т.к. традиционно воспринимаю: ностальгия = тоска.
Конец сделан здорово!
«Вода клокочет из-под крана»
Такая потрясающая игра на контрасте! Впечатлила и позабавила. Единственный вопрос к «серым цветам» – теряешься в вариантах – это пыльные, увядшие или нарисованные? Т.к. до этого было всё максимально конкретно, хочется тут тоже конкретизации.
«Бабушка у соседки в киноплену»
Самый очевидный вопрос по прочтении этого стихотворения – зачем тут «бабушка», «соседка» и «киноплен»? Откуда это и к чему? Возможно, я что-то не поняла, но мне кажется неоправданным.
Ещё внутри чуть-чуть неуютно от строчки «Кажется, целый мир только что затих…».
Прекрасно понимаю попытку передать это ощущение, но вышло как-то сумбурно. Для меня здесь принципиально не «целый», а «весь», и не «только что», а хотя бы «в этот миг», ну или что-то подобное, дающее понять, что речь идёт не о заоконном буйстве (потому что оно именно буйство и не затихает), а о фоновом выцветании мира в целом, когда ты сосредоточен на конкретном явлении.
Вызывает сомнения «ледяной простор». Всё-таки он как-то плохо вяжется с яблонями и листвой, здесь просится отсылка к какому-то скорее небесному простору, к той синеве…
Финал очень нравится (как всегда)!
«Ничего такого»
По этому стихотворению соглашусь со всем, что было высказано ранее.
«Убегаю походкой» – вообще никак. В остальном – да, чувствуется авторская тяга к сочетанию лиризма и лёгкой иронии. Это очень притягательно и эмоционально подкупающе, вызывает мгновенный живейший отклик, но пока выходит не слишком гармонично, т.к. местами встречаются слишком резкие перепады.
«Яблоня»
Прекраснейшее на мой взгляд, но «глух и нем» в начале так сильно сливаются, что некомфортно даже по звучанию. Придумать бы с этим что-то, было бы вообще идеально.
«Жирафий гро(т)б»
Веселый стиль, и этому стихотворению это безумно идёт! Первоначальное пояснение здесь жизненно необходимо, а вот в качестве названия я бы оставила просто «Жирафий гроб». Не знаю, с каким уровнем требований положено подходить к подобным вещам, но я бы всё-таки здесь чётко выровняла ритмический рисунок, чтобы удивлять именно смысловыми оплошностями, которые бы на фоне внешней «гладкости» горели бы ярче.
Благодарю Ксению за такое приятное знакомство с её творчеством! Было безумно сладко – осторожно разбирать все авторские хитросплетения, словно воздушную паутинку. Успехов Вам и новых творческих взлётов!
Чрезвычайно интересная подборка! Яркая, разноплановая. Подробный анализ уже состоялся выше, я лишь хочу добавить общих точек зрения.
Очень глянулось, как автор сочетает разные полярности и как это, в конечном счете, вызывает специфический эмоциональный отклик: присутствует тонкий лиризм, ирония, где-то звучат и трагические ноты. Работа в юмористическом ключе — также хороша («Жирафий гро(т)б»). Практически во всех стихах присутствует ненавязчивое философское вещество, утягивающее произведения в какую-то непривычную плоскость восприятия: произведения звучат из-за этого по-хорошему сложнее и притягательнее. Последнему, кстати, ни мало способствуют парадоксальные приемы и финалы, которые применяет автор — эффект неожиданности очень хорош — как приятный сюрприз для читателя, например: стихотворения «Бледнеет небо над жёлтым садом…», «Ветер снаружи и ветер внутри меня…», (касается, в общем-то и других произведений Ксении). Порадовали и отдельные сюжеты, которые, конечно, не сработали бы, если были решены банально, например стихотворения: «Под люстрами метался воробей» и «Яблоня».
Данная подборка — достойная заявка. Автору — респект!
Павел Карякин
Форум «Литературный онлайн-семинар — обсуждения подборок» закрыт для новых тем и ответов.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.