Оксана Ралкова. Стихи | АсПУр
Просмотр 9 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #5940

      Админ
      Хранитель
      Оксана Ралкова
      
      
      ***
      Белые сети последней метели
      Режут ладони худым фонарям.
      Животрепещущий ветер апреля
      Дик и упрям.
      
      Колкую взвесь золотого улова
      Гонит он сквозь световые садки.
      Вязнет в пучине бесплотное слово
      Из под руки.
      
      Только присядь дожидаться подводы
      В этот уютный услужливый снег –
      Валом сомкнутся тяжёлые своды 
      Ласковых век!
      
      Но на прощание мамой накинут
      Млечный платок пуховой паутины!
      
      Но во спасение стан окольцован
      Чёрной овчины тулупом отцовым!
      
      
      
      ***
      Её одежды не могли
      Ни скрыть, ни выдать
      Странный возраст.
      На зимний потаённый воздух
      Снежинки острые легли.
      
      И эта жгучая пыльца 
      Растушевала очертанья
      Неяркого её лица
      В овальной раме чёрной ткани.
      
      Она прошла издалека
      В толпе текущей монотонно,
      Но хлеб сиял в её руках
      На фоне волглого бетона!
      
      И стоило мне в миг иной
      Опомниться, остановиться –
      Лишь потревоженная птица
      Вспорхнула б за моей спиной.
      
      
    • #6004

      Админ
      Хранитель

      «Белые сети последней метели…»

      «Белые сети последней метели
      Режут ладони худым фонарям.»

      — картинка возникает, и ощущения («режут ладони») считываются, особенно потому что ветер «дик и упрям», т.е. образ целостен, непротиворечив. Но здесь смущает эпитет «животрепещущий» — это что-то тонкое, нежное, его движение в пространстве ограничено, и это спорит с сильным движением ветра и снега, заявленным всей строфой.

      «Колкую взвесь золотого улова
      Гонит он сквозь световые садки.»

      — красиво! И колко :), то есть чувствуешь кожей, не умозрительно :).

      «Вязнет в пучине бесплотное слово
      Из под руки.»

      — здесь не очень понятно, откуда взялось «слово», этот смысл нигде больше не поддержан, а жаль, тк если его раскрыть, тут можно было бы подняться гораздо выше, а так пока эти смыслы намечены пунктиром. То же самое с образом «ласковых век». Получается такая цепочка «сети» — «слово» — «веки» (сон, смерть? — опасность) — и выход из конфликта через любовь матери и отца. Очень высоко, но местами лишь намечено.

      Последние две строфы хороши, ощущения («пуховой паутины», «стан окольцован») прочитываются и поддерживают чувство и мысль (тепло и нежность мамы, надёжная сила отца). Немного смущает «во спасение» — не слишком ли завышен пафос? Но тут я не уверена.

      Интересное стихотворение, оставляющее ощущение чистоты, высоты. Осязательно очень яркое (контрасты: «колкое-пуховое», «сети режут ладони — ласковые веки сугроба» и тд). Спасибо за удовольствие прочесть и осмыслить :).

      Наталья Тагорина

    • #6091

      Админ
      Хранитель

      «Её одежды не могли…»

      Образ в стихотворении очень сильный. Правда, мне он открылся не сразу. Первое беглое прочтение как-то обмануло, нарисовало совсем другую ситуацию, сбило меня с толку. Я не сразу поняла, что здесь – встреча, приписав всё действие одной лирической героине. Может быть, имеет смысл как-то озаглавить стихотворение, добавив ему таким образом и яркости, и ясности?

      Последняя строфа очень хороша – такое предельное приближение к тайне, к непознаваемому. Через образ вспорхнувшей за спиной птицы удалось передать это ощущение ускользающего почти-понимания того, что невозможно познать/понять.

      Очень хорошо – «снежинки острые», «жгучая пыльца растушевала», «прошла издалека», «в овальной раме чёрной ткани».

      И даже синтаксис в последней строфе – не совсем привычный, заставляющий споткнуться на себе, – работает на смысл: «и стоило мне … остановиться» – привычно ждёшь далее действительно совершающегося действия, изъявительного наклонения («стоило мне остановиться – птица вспорхнула»). Но за этим идёт условное «бы», что ломает ожидание и действие всей строфы вдруг становится никогда не случившимся. Это дополнительно усилено обстоятельством времени – «в миг иной» (а не «в какой-то»). Ощущение выхода в иное пространство-время.

      Единственное, что мне царапает здесь слух – рифма «очертанья – ткани».

      И ещё – как субъективное впечатление: мне мешает монотонный чёрно-серый колорит всей возникающей в уме картинки. Сияние хлеба здесь – единственное яркое пятно, но это сияние тоже почти бесцветное. Цвету хлеба не под силу побороть серость городской зимы. По крайней мере, здесь этой победы не случилось, поскольку кроме «сиял» — о хлебе больше ничего не сказано. И этого слишком мало в соотношении с чёрной тканью, волглым бетоном, колючим снегом, монотонно текущей (конечно же, представляешь её себе чёрно-серой) толпой.

      Здесь хлеб – несомненно, кульминация стихотворения, но мы как-то слишком быстро проскакиваем этот самый важный кульминационный момент. Думаю, что это очень трудно – углубиться здесь, усилить кульминацию – зрительно ли, осязательно, эмоционально или метафизически, но именно этого углубления в чудесное – в стихотворении не хватает. То есть не хватает объёма. Всё остальное в нём есть.

      Н.Тагорина

    • #6163

      andreilogytenko
      Участник

      Честно, до знакомства со стихами Оксаны, я очень заинтересовался что за человек такой) уж больно фамилия интересная у неё, сочетание резкого р, тут же смягчённое мягким нежным л- интересное сочетание, не знаю как другим людям, но мне сразу подумалось, что человек, обладающий такой фамилией просто обязан быть поэтом и поэтом истинным… Прочитав стихи минут десять сидел в этаком ступоре, то ли анализировал, то ли в себя приходил, уж больно хороши эти два стихотворения. Сразу возникли ассоциации- Блок и Цветаева, от первого воздушность, лёгкая меланхолия, задумчивость, от второй пластика и резкость строки эмоциональный порыв- всё действие. Резко схваченный-пойманный момент- Оксана словно художник, поймавший удачный цвет-строчку или целое четверостишие, раз, два, три… и вот готовый текст-пазл собран, осталось только корабликом пустить его в плавание, что и сделано… Впереди ещё многое предстоит выдержать, будут новые стихи- новая флотилия, новые краски, и это не может не радовать.

    • #6221

      Glokaya_kuzdra
      Участник

      «Белые сети последней метели»

      Мне нравится картинка, изображённая в первых двух строфах стихотворения. Она в многом достоверна. Хотя определённые эпитеты вызывают вопросы. Так, например, характеристика фонарей как «худые» представляется само собой разумеющейся — редко встретишь «толстые» фонари. А значит, хочется увидеть эпитет, чётче описывающий фонари.

      Не совсем ясно — что за «бесплотное слово» подразумевается — данное слово как семантическая единица — действительно выглядит повисшей в воздухе, однако, вряд ли именно такой причудливый смысловой ракурс был задуман поэтом.

      Последняя строка также вызывает вопросы, правда, не с лексической точки зрения, а со стороны синтаксиса — «окольцован
      Чёрной овчины тулупом отцовым» воспринимается крайне сложно, видимо, из-за построения данной смысловой линии.

      «Её одежды не могли…»

      Думаю, что сюжетный контур второго стихотворения очерчен зорче. Однако мне не хватило кульминации. Хлеб как центральный образ выбран удачно, но не окончательно проработан, поэтому даже и сияя, он не раскрывается в полную силу.

      Образ потревоженной птицы радует. Действительно, это мощный, торкающий финал.

    • #6318

      Anastasia Uryasheva
      Участник

      Очень красивые образы созданы в этих стихотворениях. Образы не только красивые и очень контрастные: от режущих до услужливых.
      «Белые сети последней метели режут ладони худым фонарям» ― сразу создается сильный, мощный образ. Нечем не уступает по силе ветер: «дик и упрям». Создается впечатление действительного чьего-то последнего, но важного сильного слова (или действия).
      В то же время в этом действии есть какое-то ощущение безнадежности или неуверенности: «вязнет в пучине бесплотное слово из под руки». Будто что-то мешает более полно выразиться, именно «вязнет».
      «Валом сомкнуться тяжелые своды ласковых век!» ― создается впечатление, что здесь идет сокрытие истинного лица под «тяжелыми сводами», что на самом деле за кажущейся обрушающейся силой таится нечто-то доброе и неразрушительное.
      «…мамой накинут…» ― очень интересное сочетание!
      «Млечный платок пуховой паутиной» ― тоже интересное, хотя для меня, как для прозаика, образ весьма сложный визуально: и пух, и галактика. Сильный образ галактики со ложной спутниковой системой наделен очень простым вязанным переплетением, как пуховой платок. Или наоборот. Но интересно.
      «Но во спасение стан окольцован чёрной овчины тулупом отцовым» ― здесь тоже очень сложный образ получился. Тулуп достаточно большая вещь для стана. Легче представить, что он наброшен на легкие плечи, чем окольцовывает стан. Но это личные впечатления.

      В целом, стихотворение, не смотря на его кажущуюся легкость и даже нежность, образы создает сильные и яркие, которые что-то хотят сказать важное и возможно в последний раз. Мне показалось, что здесь идет речь о прощании с чем-то или с кем-то, кто был очень дорог.
      Спасибо за эти прекрасные образы!

    • #6322

      Anastasia Ahmadeeva
      Участник

      Стихи Оксаны всегда – сотканы потрясающей магией! В них огромное воздушное пространство, головокружительный объём, созвучие смысла и слова…
      Они абсолютно завораживают при прочтении, ты настолько проникаешься этим волшебством, что все вопросы к тексту (даже если они возникли) совершенно забываются!

      Очень трудно после таких замечательных разборов добавить что-то ещё, поэтому здесь я могу лишь в меру согласиться:
      При прочтении первого стихотворения возникло два вопроса, первый связан с «животрепещущим ветром апреля», второй со «словом из-под руки».
      Разумеется, я считываю смыслы только на своём, достаточно примитивном уровне, но здесь у меня было ощущение раздвоенности: такое чувство, что «Животрепещущий ветер апреля» – это из одного стихотворения, а метель/пучина/тяжёлые своды и овчинный тулуп – из другого, куда более зимнего… Всё-таки при банальном бытовом восприятии «животрепещущий» слишком резко контрастирует с «диким и упрямым», у ассоциативного восприятия этого слова такая яркая картинка, что оно собой всё застит – за ним теряется и апрель, и «дик и упрям». В итоге – контраст очень сильный, то, что задумывалось автором, не считывается.
      Интуитивно угадывается, что «бесплотное слово» здесь должно быть главным, потому что именно этот образ выводит стихотворение из бытийно-осязаемой плоскости в неземную. Но для этого не хватило сил – картики/сюжета/связи, опять же – на посредственный читательский взгляд.

      По второму стихотворению даже не вопросы, а лишь наблюдения:
      «Она прошла – издалека – в толпе» – ощущение, что здесь что-то неясно до конца, возникает раздвоенность: «пришла издалека», «прошла в толпе».
      По образу, связанному с хлебом, на мой взгляд, такая же ситуация, как и в предыдущем стихотворении со «словом», но как это исправлять, и стоит ли – для меня лично это слишком сложные вопросы.

      Повторюсь, что при знакомстве с творчеством Оксаны, первое впечатление – очень сильное, яркое, впечатление восторга от этой первородной силы, безусловного дара по-иному видеть мир затмевает всё остальное. И разбираться в частностях уже не хочется, а хочется лишь восхищаться! Спасибо!

    • #6332

      sto_lboff
      Участник

      Стихотворение «Белые сети последней метели» является зарисовкой из детства, полной взрослых, уверенно сконструированных метафор. Языковой материал использован умело (кроме неправильного употребления слова «животрепещущий»), яркие и запоминающиеся образы, оригинальная строфика, выстроенная композиция – все говорит о качественно проделанной работе. Исправлять в этом тексте практически нечего – разве только неблагозвучное «взвесьз» и лишние восклицательные знаки, придающие стихотворению нервозность. То, что «из под» — опечатка, сомнения не вызывает.

      «Её одежды не могли» — стихотворение без слабых мест. Возможно, отсутствие восклицательного знака (да, опять) сделало бы текст ещё более сдержанным, но и более воздействующим. Однако это – уже дело вкуса.

      Оценивая подборку, хоть и слишком маленькую для серьёзного вывода, нельзя не заметить ориентацию автора на поэзию Серебряного века, особенно видно влияние акмеистов – Зенкевича, Нарбута, раннего Мандельштама.

      Владимир Столбов

    • #6363

      Pavel Karyakin
      Участник

      Данная подборка оставила исключительное впечатление! Филигранность формы, тонкость образов, смыслы…
      Стихи сколь нежны, воздушны, столь же и драматичны. Автор прибегает к сложной метрике и это добавляет объема, значительно усиливает восприятие.
      Сложные образы сколь изобретательны, столь же и поэтичны:

      Колкую взвесь золотого улова
      Гонит он сквозь световые садки.
      Вязнет в пучине бесплотное слово
      Из-под руки.

      Эта строфа чрезвычайно впечатлила!
      Финал же 1-го стихотворения очень мощный и возвышающий, с сильными вертикальными векторами:

      Но на прощание мамой накинут
      Млечный платок пуховой паутины!

      Но во спасение стан окольцован
      Чёрной овчины тулупом отцовым!

      Холодная и неумолимая стихия прекрасна и жестока. Она — стихия — из космоса — холодного и мрачного. Другая стихия, дающая жизнь, поддержку, свет — тоже из космоса — животворящего, теплого, созидательного…

      Второе произведение также породило чрезвычайно мощный эмоциональный отклик. Довольно сложное технически (в хорошем смысле) оно было легко воспринято в целом, что является, на мой взгляд, высшим пилотажем. Трагические ноты в нем очень сильны и серые полутона, на мой взгляд, здесь воспринимаются как выигрышный прием. Именно эти тона формируют некие особенности восприятия, усиливая трагизм…

      Еще очки в пользу поэта — использование малоупотребимых слов и оборотов: «волглый бетон», «световые садки», которые при этом отнюдь не чужеродны в этих стихах, но за счет своей фонетической яркости чрезвычайно добавляют восприятий.

      О логических промахах в общем было много сказано — не буду дублировать.
      Подборка очень мощная!

      Павел Карякин

    • #6394

      Oksana
      Участник

      Уважаемые участники, благодарю вас за благожелательную критику, вдумчивое прочтение и качественные советы! Вы озвучили те слабые участки, о которые я сама спотыкалась и где-то не могла ничего изменить, а где-то, к сожалению, не дорабатывала от недостатка упорства. Спасибо, что высоко оценили стихи в целом. Захотелось познакомиться с творчеством Зенкевича и Нарбута, так как совсем не читала их. Желаю и вам всем творческих успехов!)

Просмотр 9 веток ответов

Форум «Литературный онлайн-семинар — обсуждения подборок» закрыт для новых тем и ответов.