Обсуждение состоится 28.11 — 12.12.17
Ева Райм, г. Новосибирск *** Я за тебя бы отдала, пожалуй, всё. Пожалуй, даже больше, если можно. Возможно, кто-то бы подумал: «Во несёт!» - А я несу в себе всё это осторожно. Несу уже давно - не первый, знаешь, год. И пронесу, покуда сердца хватит. От жизненных прокрустовых кроватей, Когда-нибудь нас только это и спасёт. Дура Влюблена и – дура дурой: На уме одни борщи, Озадачилась фигурой, Сосчитала все прыщи. Пыль стряхнула с занавесок, Перегладила бельё. В санузле почти до фресок Всё оттёрла мумиё. Макияжу обучилась, В среду – курсы сомелье (Не дай Бог элитный чивас Перепутать с блэк вельвет!) …И в руке с бокалом ярким После праведных трудов, Улыбнувшись аватарке, Предпочла ей статус off. Аэропорт Если любишь – молчи. Никому! Ни о чём! Ни слезинкой, ни спущенным флагом. Если рана сочится, Безбожно печёт, Опасайся неверного шага. Ощущеньям не верь, Будь прекрасна как торт И свою не показывай слабость. От любовных потерь – Помни – аэропорт Лечит самую грустную бабу. Билл Об этом не принято, милый: Я слишком зашла далеко. Но ты обещай над могилой Стоять непременно …легко. Грустить беспричинно не нужно. Да разве других нет причин?.. Ну в общем, не стоит наружно Скорбеть… Пусть всё будет чин-чин! О, что ты, тебя я любила! Вот ты меня - нет, не любил. Я вышла за встречного Билла… А впрочем, да где же он, Билл? Что даже не помню в пылу я, Кому наставленье пишу, Не зная на вкус поцелуя, Но грезя о привкусе шу. Август Небо – выше. Звёзды – тише. Я молчу, но Кто-то - слышит. Город в ночь огнями дышит – Я вдыхаю свет и дым. И стою под звездопадом, Как зажжённою лампадой. Кто-то наблюдает рядом: Он за мной, и я - за ним. Коктебель Я не знаю, как я прожила этот год - Всё забылось и сделалось малым. И дышу в ожидании: ну же, вот-вот Он придёт, и начнется всё хэппифиналом. Я теперь всё могу и гляжу наперёд, Мне подвластно пространство и время - Я же как-то смогла пережить целый год Без него. Без надежд. В виртуальном гареме. Волошинский сентябрь Засыпать под плеск волны Во вселенской колыбели… И друзья со всей страны На неделю в Коктебеле. Здесь цветные облака, Чайки кормятся стихами. Ароматы коньяка Спорят с терпкими духами. Встретить сонную зарю На сентябрьском Черноморье, Попивая томно брют… - Всё, чтобы вернуться вскоре.
Друзья, обсуждение открыто, мы начинаем 🙂
Плюсами отметила стихотворения Аэропорт и Волошинский сентябрь. В них много искренности и достаточно обязательности и дисциплины. Очень хороши строки: «Если рана сочится, безбожно печёт, опасайся неверного шага». Тем не менее, слово «бабу» в последней строке Аэропорта лучше заменить. В Волошинском сентябре хороша вся вторая строфа, но стоит заменить последние две строки. Они очень плохо прилеплены и отдают «мадамскостью». Обращаю внимание автора на обыденную и граничащую с нецензурной лексику — этот приём не добавляет ни смысла, ни цельности образам, а лишь неприятно заостряет внимание хорошего читателя и отталкивает его. Стоит обратить внимание на знаки препинания, всегда показывающие уровень владения культурой оформления текстов. Желаю автору больше строгости и самодисциплины в творчестве и дальнейших успехов!
Похоже, в последнем стихотворении при публикации не выделился заголовок.
Всем добрый вечер 🙂
Подборка Евы подкупает юмором с нотками иронии, сдерживающими открытое лирическое чувство, отчего это чувство только выигрывает, не уходит в фальшь. Есть ощущение лёгкости, свежести.
Первое стих-е: самый удачный момент — беззащитное и прямое «А я несу в себе всё это осторожно» — после саркастичного «Во несёт!». В целом в стих-ии хочется выровнять размер (это не трудно), тогда ритм будет поддерживать прямоту содержания. Сейчас эти неровные по длине строки вносят ощущение неуверенности лирической героини в собственном чувстве.
Стих-е «Дура» запоминается железно 🙂 (помню ещё с фейсбука). Первая строфа цельная, дальше есть мелкие шероховатости, которые, наверное, стоит подчистить и подтянуть до уровня первых 4 строк. Неоднозначно: 1) мумиё, 2) предпочла ей (слово ей лишнее). Стих-е звучит островато, но это списывается на особенности жанра.
В стих-ии «Аэропорт» эпитет «безбожно» по отношению к ране ощущается не совсем точным. Из-за этого возникают сомнения в искренности лирической героини (безбожно — такая надуманная экзальтация, тут, наоборот, хочется сдержанее, мб что-то неожиданно-точное, раз героиня это всё ярко переживает, обычно в таких состояниях ощущения очень отчётливы, как под увеличительным стеклом). «Будь прекрасна как торт» — отлично :), ирония уместна и удерживает от излишнего пафоса (как раз то, чего не хватает в строке про рану). «Слабость — бабу» — усечённая рифма, есть отзвук, он мешает, тем более концовка на грани фола (идея понятна и сильно цепляет внимание, и тут дефект особенно заметен).
В стих-ии «Билл» не сразу понятен финал из-за нарушения синтаксиса: строфа начинается со слова «что», перед которым что-то должно быть (вероятно, со словом «так»), но его нет, и смысл сразу не прочитывается (на той же скорости, которая задана во всем предыдущем тексте). В целом, забавная мысль, можно увести вообще во что-нибудь почти хармсовское :).
В стих-ии «Август» в посл. предложении нарушение логики: «рядом» относится к «он» и «я», но «я» не может быть рядом с самим собой. Если «рядом» употреблено в смысле «вместе», тогда нельзя «кто-то», можно «двое» и поработать с пунктуацией.
Банальные рифмы «выше-тише-слышит-дышит». Само построение образа: «я вдыхаю свет и дым» — хорошая строчка, остальное в первой строфе сливается во что-то перемешанное, назывное, особенно первые две строки, надо как-то освободить больше пространства, воздуха. А интонция — очень хороша, такая доверительно-лёгкая.
Стих-е «Коктебель». Удлиннённые последние строки строф мешают, на мой взгляд, можно безболезненно сократить их до общего размера. «Я не знаю, как я» — некрасиво. «И не знаю я, как…» — что-то в этом роде звучало бы стройнее, только надо учесть интонацию.
«Волошинский сентябрь» — финал пустой, то ли сарказм, то ли «невыносимая лёгкость бытия» — не дотягивает ни туда, ни сюда. На мой взгляд, наименее интересное стих-е в подборке, но если куда-то вывести неожиданным финалом — заиграет всё той же лирикой сквозь иронию — будет интересно.
В целом подборка порадовала, особенно в сравнении со слышанной мной в апреле на Совещании в Челябинске. Недочёты вполне устранимы, есть цельность, и, главное, своя интонация, лирика сквозь смех над собой — это оживляет :).
Наталья Тагорина
Здравствуйте. Любопытные стихи, есть классные находки. Но поэзия в выбранном автором модусе явно не для меня. Лёгкие они, простые по своей сути. Я же люблю серьёзные стихи (по-настоящему серьёзные) — это когда после их прочтения испытываешь то, что ещё не испытывал, когда видишь объект, явление или чувство с новой для себя стороны и удивлённо думаешь: «А ведь и правда так оно и есть. Как это я раньше не замечал!» Хочется интересного взгляда автора. Тут есть взгляд общий, всем известный. Это не плохо и не хорошо. Смотря какие у автора задачи. Массовой аудитории, например, иной раз важней подтверждение своих простых, житейских чувств, важней узнавать себя в стихотворении без всяких там глубин. Такие стихи тоже нужны. Если, например, развлекать людей на публику под гитару, выступать на кооперативах и проч. и проч. Успехов.
Уж очень бытовые получились стихи. Конечно, к лирике данные вещи нельзя отнести (да мы и не будем, зачем). И у всех стихотворений — какое-то ощущение незавершенности. Как будто обрубили их на половине, нет логического финала. И не хватает стихам символичности, потайного языка, иносказания поэтического. «О, что ты, тебя я любила!» — слишком прямой язык для поэзии, да и вообще для литературы. Лучше описать, чем сказать прямо, иначе теряется привкус вовлечения и разгадывания. «Если любишь – молчи./Никому! Ни о чём!» — действительно, слова любви лучше выражать более символичным языком. Здорово, что автор пытается привнести юмор в стихи, это может быть отдельным жанром. Советую почитать Губермана. У него просто, с виду плоско, но внутри каждого стиха заложена пружина, в которой и житейская мудрость, и юмор, и философия. Желаю автору творческих удач и успехов!
Здравствуйте.
Стихи Евы мне концептуально близки, подкупает ирония и самоирония. Тексты очень живые и лёгкие. Но есть некоторые «перегибы». Автор, как будто заигравшись, не знает, куда на сей раз вывернуть своё творение — на тропу юмора или в истинную глубину чувств. В итоге получается то рана, которая «безбожно печёт» (слово «безбожно» тут явно из раздела «посмеяться», а всё остальное вполне прочувствовано и логически обосновано), то «хэппифинал» (сам образ как раз отличный, но значился бы в строке хотя бы «хэппи-энд» вместо странного неологизма — было бы интереснее; «хэппифинал» выполняет функцию дешёвой «брошки», отвлекающей внимание от того, что действительно важно).
Хочется пожелать автору добиваться стилистической цельности текстов. А свою аудиторию они обязательно найдут, как мне кажется.
Спасибо.
В первом стихотворении первый катрен кажется на первый взгляд лёгким, непринуждённым из-за слов, которые вроде ни к чему не обязывают «пожалуй, возможно», но последняя строчка раскрывает трагичность всего четверостишия, да и пожалуй стихотворения в целом.
В последующих трёх стихотворениях есть, на мой взгляд, только еле уловимое ощущение стихотворений. Юмор выхватывает их из «просто срифмованных строчек», где в большей степени рифма съедает смысл. По отдельности строчки хороши, например: «Влюблена и — дура дурой»
Стихотворение Август — две первые строчки катрена и две последние строчки второго, по моему мнению, самые сильные и от этого кажется, что стихотворение только намечено, только рождается. Для такого стихотворения нужна густая энергетическая концентрация.
В стихотворении Коктебель, мне показалось, что последняя фраза «В виртуальном гареме» находится на высоком уровне сатиры и чётко формулирует сегодняшнее состояние «сенсорных людей». Всё остальное для меня провалилось и осталось незаметным, хотя автор говорит о пережитых мною чувствах.
В последнем стихотворении автор заражает лирическим настроением, но, на мой взгляд, только через музыку, не более.
В целом, вся подборка вызывает двойственную эмоцию, а это самое верное ощущение хорошего начала. Юмор прячет трагичность стихотворений, делает их симпатичными, вытягивает их. И в то же время обнажает их недоработанность, незаконченность. Желаю автору вдохновения и творческой гармонии.
Добрый вечер (или другое время суток, в зависимости от того, кто нас читает =) )!
Я обратила внимание на такую общую тенденцию в произведениях Евы — она добавляет в них много материальности и осязаемости, благодаря чему произведения обретают свой запах, или цвет, или вкус: «от жизненных прокрустовых кроватей», «ни слезинкой, ни спущенным флагом», «аэропорт лечит», «город в ночь огнями дышит / я вдыхаю свет и дым». Интересный приём, потому что таким образом тексты обретают более ощутимую форму — это плюс! Но периодически появляется слишком много такой материальности, которая, например, в стихотворении «Дура» для меня не работает: сюжет, текст в целом должны были получиться универсальными, с каким-то образным обобщением, на мой взгляд, а получилось очень стереотипно: вначале — борщи, прыщи, фигура, санузел (с о-о-очень внезапным мумиё! Откуда оно там?), в конце — долгожданное счастье в виде макияжа и вина (честно говоря, сомнительное счастье, но тут уже я совсем субъективно говорю). Если замысел был юмористический, я не смогла полноценно считать его, это не сработало вообще.
В первом стихотворении уже отметили строки с отличной игрой слов: ироническое начало «Во несёт!» — и переход на искреннее и бережное «А я несу в себе всё это осторожно». Да, это здорово. Большой вопрос у меня к ритму: мне кажется, строки чересчур длинны. И длина добирается искусственно: не знаменательными словами, а частицами, предлогами, вводными конструкциями. Они текст рассыпают и делают более громоздким, их лучше употреблять меньше. «Несу уже давно — не первый, знаешь, год» — слово «знаешь» явно выбивается. Убрать его — подходящая смыслу мелодика будет!
«Аэропорт» — искреннее стихотворение. Есть вопросы к различию в лексике в начале текста и в конце: началось лирично и нежно, закончилось просторечием. Самое внезапное лексическое и образное появление в тексте — сравнение лирической героини с тортом. Получилось очень внезапно, главное — не очень уместно.
«Билл» меня запутал совсем. Наверное, тут даже солидарность с автором — автор в какой-то момент «в пылу» забывает, кому он пишет. Я, как читатель, пока следовала за сюжетной линией, тоже запуталась. Поэтому сюжет тут рушит идею. И совершенно внезапно, без предупреждения, в конце последней строки выстреливает «шу» — то есть слово, которое мне, честно говоря, понадобилось искать в словарях, в сети. И в итоге впечатление от текста исчезает — всё внимание на себя перетягивает неизвестная лексема в конце.
«Август» для меня стал самым образным и поэтичным. В первой строфе удачно сплелись и звуки, и цветовая гамма, и образы. И в целом текст получился немного мистическим, загадочным и теплым! Единственное: я застряла на строках: «И стою под звездопадом, / как зажженною лампадой». Конструкция получилась неловкая, здесь смысл и лирический сюжет ломаются.
В «Коктебеле» для меня неожиданностью стало название. Потому что по мере развития сюжета в стихотворении ничего и не намекало на место действия. Поэтому название и сам текст разорвались по смыслу и образам. И, к сожалению, для меня стихотворение состоит только из общих слов, в которых индивидуальности я не увидела вообще. Общая ситуация: воспоминания, боль от расставания, внутренняя моральная победа и готовность смотреть вперед. А где здесь именно этот автор, именно эта интересный поэт — не знаю.
Я от всего сердца желаю автору живых и свежих эмоций и чувств. Вдохновения, смелости и работоспособности.
Друзья, огромное спасибо всем вам за вдумчивое обсуждение моей подборки! Было очень интересно читать ваши отзывы! Полезно ли? Думаю, безусловно! С новой стороны взглянула на многие аспекты в своих стихах. Спасибо!
Пользуясь тем, что уже январь, поздравляю всех участников форума с наступившим 2018 годом и желаю прилива творческих сил, а также всевозможных успехов! 🙂
С теплом,
er
Форум «Литературный онлайн-семинар — обсуждения подборок» закрыт для новых тем и ответов.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.