Обсуждение состоится 28.11-12.12.17
Елена Плишкина, г.Челябинск * * * Там весна просыпается россыпью рос, Ностальгично бредет к реке. Распускается вишня и много солнц – Можно быть собой и никем. Здесь костры фонарей прожигают труд Проживать темноту ночей. И беззвездные люди в ночи плывут: Кто-то – чей-то, никто – ничей. Под ногами – пропасть: земную брешь Не заметил кто небо ткал. Остается последняя из надежд – Нить, ведущая на вокзал. Там появится, бросивший город-сад, Кто-то близкий, пока ничей: Солнце в сумке и ягодный аромат, Бледно-розовый на плече. *** Трапеция полусвета неправильней тьмы и нас, Полутьма статичней стены, на которой рисует Клио. Сон идет, благосклонный к тебе в непривычный час, Мимо меня и всего остального – мимо. Мне – тактильно смотреть, едва замечая, как Возвращаются мысли твои домой, где былым-было. Славлю, благословляю: щека, щека, Губы – сбиваюсь – губы еще раз – лоб. *** Строки бросали в реки, Реки бросали в камни, Камни бросали в окна, Стекла в стихи бросали – И собирайте сами Капли разбитых речек, В стеклах разлитый вечер, Ранен любой, кто встречен. Ну, а иначе как? Главное – кто-то вечен. – Господи, кто-то вечен? – Кто-то из тысяч вечен… Жертвы – постыдный факт. Тот, кто остался вечен, Встречных обнял за плечи, Стекла достал из речек И сотворил Слова. *** Устремиться дробленым потоком да в сушь земли, Замереть, не коснувшись, вздохнуть и уйти в моря. По голодной земле ползет безобразный блик, Будто можно хоть что-то бликами измерять. Если можно, то расстояние – минус свет, Топчущаяся очередь зим без вёсн. Если и нужно жестом сказать "привет", То занесший руку забудет, зачем занес: Для того, чтоб подать/поставить ненужный знак, Для удара или умения доверять. Выбор намного проще. И просто так Он, замерев, не коснется. Уйдет в моря. *** «Придет смерть, и у нее будут твои глаза» Ч. Павезе « «Смерть придет, у нее будут твои глаза» » И. Бродский Смерть не придет легко: Слишком избит исход. Будет сидеть как под Пенкою молоко. Будет грозить сбежать Белой волной в огонь, Бросит дежурно: «Жаль, Что мне не стать родной». Кто говорил, что смерть Страхов и душ черней, Счастлив был не узреть Суток, что вечерей Самых глухих часов Запертого на жизнь: «Ты поиграй часок, только не тронь ножи». Смерть не придет: пока Важными занята. Скоро начнет светать, Щелкнет курок замка. Бесцеремонно в зал, Будто в свой дом вор, Некто войдет, у него Будут Её глаза.
Друзья, обсуждение открыто, мы начинаем 🙂
Здравствуйте, уважаемые участники Форума!)) Благодарю автора за предоставленную подборку!) Приступим!
Энергетическое изобилие, позволяющее совершать свободный метрический размах, нагнетать высокую температуру текста, а также использовать широкий диапазон размеров можно отнести к безусловным плюсам поэтической подборки Елены. Мне посчастливилось познакомиться с творчеством автора достаточно давно. Эта не первая подборка, которую я читаю. Однако, она отличается от других не в лучшую сторону. Если в предыдущих стихотворениях все энергетические и формальные средства языка играли на умножение смысла и создание мощного образа, то представленный вариант работает в противоположном направлении. За счёт стыков слов разного силового потенциала возникают короткие вспышки — смысловые искры. В результате психо-эмоциональное состояние читателя слегка изменяется и возникает фантом эстетического удовлетворения. На самом деле эти вспышки ослепляют, тем самым дезориентируя, сознание читателя, подспудно стремящееся создать цельный образ. Отметим эти коварные точки : «ностальгично бредет», «беззвездные люди», «полутьма статичней стены», «тактильно смотреть». Мне очень близка и понятна смелость автора выйти за освоенные привычные границы смыслового поля культуры, но это стоит делать, вооружившись надёжным инструментарием удачного опыта предшественников, а также оставляя за собой внятные образно-смысловые зарубки. Вышеотмеченные же не прочнее следов на песке береговой линии.
Получается, что драгоценная невосполнимая энергия колоссальный психофизики автора тратится на перемалывание пустой породы эффектных фишечек, приятных поверхностной публике. Стоит отметить места, работающие на приращение смысла одинаково нужные и автору, и читателю: «Распускаются вишни и много солнц», «Солнце в сумке и ягодный аромат бледно-розовый на плече». Стихотворение «Трапеция полусвета неправильней тьмы и нас» замысловато и неверно извиваясь в первой строфе в конце также выходит на хорошую высоту: «… Возвращаются мысли твои, где былым-было.
Славлю, благословляю: щека, щека,
Губы — сбиваюсь — губы ещё раз — лоб».
Добрый вечер! Подборка Елены тронула двумя действительно хорошими моментами, на которые обратила внимание выше Оксана: «Распускается вишня и много солнц», и особенно: «Славлю, благословляю: щека, щека, /Губы – сбиваюсь – губы еще раз – лоб». Откликнулось: «Капли разбитых речек,/В стеклах разлитый вечер,/Ранен любой, кто встречен», «земную брешь/Не заметил кто небо ткал».
Но живые образы при чтении стихов у меня не выстраиваются, всё время их что-то ломает на полпути. Например: только что проснувшаяся весна – и вдруг ностальгично, слово совсем не отсюда. Ностальгия – это чувство, рождающееся в совершенно определённых, сугубо человеческих обстоятельствах, как эпитет хода весны звучит очень искусственно. В начале стих-я – пробуждение весны (роса бывает утром, поэтому настраиваешься на утро), в середине – опять ночь. Если это пробуждающаяся весна – вишня распускается (цветы), почему в конце стих-я уже – ягодный аромат? Когда успело наступить лето? Или к вишням он не имеет отношения? Тогда нет цельности, связности всего.
«Тактильно смотреть» — сама суть того, что автор стремится выразить, — это очень интересно! Смотреть на ощупь – замечательный образ, очень женственный. Но «тактильно» – это слово из научной лексики, и здесь оно полностью разбивает интимность высказывания. Начало стихотворения совсем ничего не даёт чувству, слишком умственно, сухо – по сравнению с таким ярким, наполненным эмоцией финалом.
Звукопись в этом фрагменте: «Капли разбитых речек,/В стеклах разлитый вечер,/Ранен любой, кто встречен./Ну, а иначе как?» — прозвучала бы интереснее (и ритмически не так резко), если бы строка (в нужном размере) оканчивалась на «иначе». «Строки бросали в реки,/Реки бросали в камни,/Камни бросали в окна,/Стекла в стихи бросали…» — сразу вызывает в памяти «Ночь» Маяковского: «Багровый и белый отброшен и скомкан,/ в зелёный бросали горстями дукаты». Отсюда ощущение вторичности в звучании начала стих-я, особенно эти 4 раза «бросали».
Когда начинаешь вчитываться в стихи, становится понятнее поиск автора, какие-то строчки начинают играть, что-то хочется переставить чуть-чуть – чтобы вышло то, чего автор, видимо, добивался. Но, по моему ощущению, пока не получилось настолько точно, чтобы считывалось однозначно и с ходу, диалоговое поле «автор-читатель» фрагментарно.
Некоторые моменты не просто показались неточными, но и покоробили, нр, «безобразный блик». Невозможно понять, как свет может быть безобразным. Понятно стремление автора усилить эмоцию, но границы общей гармонии в предельном смысле преступать очень опасно, имхо.
В целом, чем глубже вчитываешься, тем интереснее, соавтор внутри всё же просыпается. Но если бы это встретилось не в условиях семинара, а где-нибудь в интернете — отсутствие точного смыслового попадания (кроме нескольких строк) заставило бы пройти мимо стихов.
Хочется пожелать автору вернуться из столь глубокого поиска с победой. Это искренне. И интересно было бы почитать более ранние стихи, чтобы увидеть этот поиск в динамике.
Наташа Тагорина
Здравствуйте. Поэзию как вид искусства знаю плохо, всерьёз никогда стихи не писал, потому мнение будет краткое и во многом отвлечённое. Стихотворения Елены понравились. Чувствуется, что автор знает свою лексику, свой ритм, свою атмосферу, если угодно. Но не могу понять, то ли автор всё же ещё в активном поиске себя, то ли уже твёрдо нашёл себя — то есть занял определённую эстетическую позицию, как я понимаю, нетрадиционную, и работает в её рамках. Если первое, то на этом ученическом этапе не хватает так называемой «снятой сложности» (кто-то из философов) — это когда мудрёный механизм творчества внутри текста прячется под внешней простотой. Даже не так, а: внешняя простота прячет под собой мудрёный механизм творчества. Шестерни, короче, не видно. Тогда, на мой взгляд, и возникает чудо искусства, появляется неуловимая, необъяснимая, но ощущаемая читателем гармония текста. Повторяюсь, на ученическом этапе, на мой взгляд, поэту, как и прозаику, очень важно это освоить. А если автор уже знает, куда идёт, что ему нужно и на самом деле является, скорей всего, учеником Бродского и Мандельштама и прочих метафористов (условно), то иной раз снятая сложность — в разумных пределах — не так важна… Тут особый род поэзии (то есть поэзии метафористов), он нетрадиционен. В том смысле, что в такой поэзии почти каждое слово, почти каждая фраза — иносказательны, являются скрытой цитатой откуда-либо или отсылают нас к каким-либо культурным символам. Говоря другими словами об этом главном отличии от традиционной: если у Пушкина внешний смысл стихотворения подпирает более сильный — внутренний смысл, то, например, у Мандельштама и Бродского внешний смысл стихотворения почти не важен, он скрывает настоящий смысл, который можно понять, разгадав все цитаты и символы в тексте.
На этом и закончу. Надеюсь, не запудрил мозги 🙂 Благодарю за стихи.
Доброго времени суток.
Выше сказано уже много и подробно, поэтому, как говорится, буду краток.
Большое спасибо автору за интересную подборку, в которой чувствуется искренность и молодость, пусть угловая, неправильная местами, но яркая, свободная, экспериментирующая и понемногу вырастающая в женственность (но опять же, пока только местами). Пример:
Там весна просыпается россыпью рос,
Ностальгично бредет к реке.
Распускается вишня и много солнц –
Можно быть собой и никем.
Ностальгично бредущая к реке весна, спросонок вспомнившая этот водоём, поскольку (очевидно) уже была там при прошлом пробуждении, – милый, умиротворяющий образ. «Много солнц», возникающие рядом, говорят о динамике, экспрессивности. Есть ощущение, что автору нравится играть с читателем, представляя свою лирическую героиню то в образе девочки-подростка, непокорной, даже задиристой, то воплощая её в молодую женщину, более утончённую, более наблюдательную и мудрую…
Эти «возрастные периоды» ЛГ чётко показаны на лексическом уровне, впрочем, увы, не всегда удачно. Показательный момент, например, в сочетании «тактильно смотреть». Как уже было сказано, прекрасный глубокий образ «убит» лексическим экспериментом. Даже «осязаемо видеть» звучит лучше, мне кажется.
В то же врем в текстах есть комфортный ритмический рисунок, приятная образность и игра со смыслами. Очень хочется, чтобы ЛГ всё-таки «выросла» в зрелую женщину, а автор находил яркие образы без внутреннего лексического несоответствия.
Спасибо.
Первое стихотворение развернулось для меня огромным полотном. Невероятное пространство и развитие образа в этом пространстве, держат в напряжении до конца стихотворения. Хочется смотреть на него и в близи, и издалека. Не сразу можно разглядеть шероховатости, да и по сути, они незначительны. Высокая температурность, открытость и в то же время тайна, придают «полотну» магию.
Второе стихотворение — тяжеловесно. Смысл уловим и становится прозрачным только в последних трёх строчках. Очень понравилось «былым-было». Может быть так и должно быть, что от запутанности мы приходим к прозрачности, но это мои додумывания, которых не должно возникать, если бы текст был до конца проработан.
Третье стихотворение — интересна попытка игры смыслов. Поиск нового в привычном, необычного в обыденности. Попытка нового взгляда на «до затёртости» известного.
Четвёртое стихотворение — для меня осталось непонятым. Запуталась в его отстранённости, словно смысл перескакивает от одного к другому и не может понять где ему завершиться/раскрыться.
Последнее — мощная заявка на стихотворение. сильные строчки: «Будто сидит, как под пенкою молоко», «Смерть не придёт: пока важными занята//Скоро начнёт светать щелкнет курок замка» и т.д. по отдельности много ярких, талантливых образов.
В целом мне понравился поиск и неординарность рифм, пусть не всегда удачно найденных. Автор пытается идти своим путём и это, на мой взгляд, дорогого стоит. Ритмика, музыкальность, высокий накал, безусловно выводят стихотворения на уровень. И это же порой мешает автору гармонически сопрягать содержание и форму. Форма скрадывает смысл.
В подборке я увидела большой потенциал и талант, который в скором времени раскроется. Стихи Елены откликнулись во мне и оставили теплое и волнующее впечатление. Хочется к ним возвратиться.
Ничего желать не буду, потому что всё у автора есть, а как всё это развивать и применять Елена сама поймёт (и уже знает). Спасибо.
У Елены очень сильная подборка. Первое стихотворение получилось очень многогранным, автор необычно представляет художественное пространство. И чудесно завершает произведение: начинается все с просторного взгляда на целую весну, а завершается точечно — нежным ароматом на плече. Классное образное перемещение. Правда, когда я вчиталась в первую строку, у слова «просыпается» тут же вспомнились два значения, оба из которых тут могут быть обыграны. Но если рассматривать значение «сыпать», тогда в первой же строке появляется тавтология — «просыпается россыпью». И это немного снижает изначальный запал, замах автора.
Во втором стихотворении очень понравились строки: «Сон идет, благосклонный к тебе в непривычный час, / мимо меня и всего остального — мимо». Особенно строка с «мимо». Для меня строки стали очень прочувствованными, полными, объемными. Круто! Потом из этого чувства меня выдергивает интеллектуальное «тактильно». В тексте такая лексическая эклектика встречается: слова различаются по эмоциональному заряду, по сферам употребления и пр.: начинается всё с «трапеции полусвета», например. Это интересная находка. Но мне кажется, что при смешении таких разномастных лексем должен получаться однородный коктейль, где всё будет связано неразрывно. А этот текст мне больше напомнил мозаику, где видны границы между разными лексемами. Полного слияния для меня не случилось.
«Строки бросали в реки» подкупил меня ритмом, мелодикой. В первый раз я читала и воспринимала текст, как заговор, мистический и завораживающий. И это мне очень понравилось! Но меня выбила немного строка «жертвы — постыдный факт…» Она у меня сопоставилась со СМИ. Ассоциативно. А всё остальное в тексте мне понравилось. Очень понравился финал. Только я бы «Слова» не писала с большой буквы. Они и так всё завершают. На них — всё внимание, основной акцент.
«Устремиться дробленым потоком» — я его для себя до конца не раскрыла, не прочувствовала, не поняла. Сначала был «безобразный блик», через строку о нем уже никто не помнит. Слово «безобразный» слишком сильное и фонетически, и этимологически, поэтому «безобразный блик» внимание перетянул, но выстрел этим образом для меня стал холостым. Это оказался не отдельный образ, а фон для главного образа. Но фон слишком яркий, я еще полтекста к нему мысленно возвращалась. Очень понравилась строка: «То занесший руку забудет, зачем занес». Я ощутила в этом большую силу. И идею. Получилось многогранно, каждый достроит свой образ в голове, но суть его не изменится!
Последние две строки для меня стали холостыми: в конце такого текста появляется «просто так», и будто эти слова забрали у текста глубину. Мне кажется.
Спасибо огромное автору, я читала подборку с большим интересом и удовольствием. Желаю новых творческих открытий!
Дорогие участники форума! Огромное спасибо за оставленные отзывы, за грамотные разборы, за эмоциональные отклики. Их одновременно схожесть и «разность» внесли ясность, дали определенные точки опоры. Посыл каждого был одинаково ценен: от каких-то слов становилось тепло, от каких-то слегка тревожно, но все читала с улыбкой и признательностью. Критику воспринимаю адекватно, почти (кое-что готова защищать до конца;)) ) со всем согласна. Вообще обсуждения в кругу компетентных людей всегда побуждают идти дальше, а это главное. Так что благодарю за уделенное время (при его страшном дефиците у всех), за желание понять, прочувствовать, разобраться и помочь разобраться мне!
Форум «Литературный онлайн-семинар — обсуждения подборок» закрыт для новых тем и ответов.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.