Интервью с главой редакционного совета литературного журнала «Перископ» Евгением Кравцом Алексей Ладо: Есть мнение, что литературный журнал в России умирает. Так ли это? Евгений Кравец: Все мы умираем, прямо с момента рождения – долго, азартно и мучительно. Но журналы и впрямь недужат. Болезни у них психосоматические обычно: кто-то живет прошлым, эпохой семизначных тиражей, кто-то в упор не замечает молодёжь, кому-то жизненно необходимо приобщиться к какой-нибудь касте, из-за чего происходит дичайший крен в подборе и систематизации материала. Бедность, конечно, тоже портит журналы. Как говаривал Бальзак, любовь не терпит нужды и труда, а ведь выпуск журнала – это акт любви, столь же иррациональный и неконтролируемый. А.Л.: Почему иногда журнал предпочтительнее читать, чем книгу? Или одинаково? Есть ли плюсы и минусы? Е.К.: Чтение книги я бы не стал сравнивать ни с чем – это самостоятельное удовольствие, возможно, лучшее из них. Журналы – это больше про просвещение, про какие-то актуальные вещи, возможно, передовые. Для тех, кто хочет в этом понимать. Как в науке: монография предназначена для тех, кто настроен погрузиться в одну проблему, журнал – для желающих ознакомиться с обзором различных исследований. А.Л.: Какие цели вы ставили, создавая журнал «Перископ»? Трудно ли создавать журнал? Е.К.: «Перископ» призван смешивать журнальную и сетературную среду, и в этом его высокое служение. Нынешнее обособление искусственное. Просто многие одаренные люди в девяностые, нулевые, десятые годы не могли себе позволить заниматься исключительно возделыванием своего таланта, вынуждены были работать за пределами ареала академического литературоведения. Если у автора к таланту не прилагается литинститутской корочки, нас это не останавливает. Трудно ли создавать? Если рассказать сжато, то на словах выходит довольно легко: сколотил Литсовет, попросил их рекомендаций, собрал материал – и вот он, журнальчик. А.Л.: Чем журнал отличается от любого сборника издательства «Перископ-Волга»? Для какой аудитории он предназначен? Е.К.: Разные принципы формирования: сборники формируются по авторским заявкам, журнал – на основании рекомендаций членов Литсовета. Про аудиторию вопрос непростой. Если на минутку допустить, что существует возможность привлечь под знамена журнальных читателей новобранцев (сейчас это армия людей, скажем так, сформировавшихся, которые приучились читать журналы больше сорока лет назад и по каким-то необъяснимым причинам не отучились это делать), то я бы затруднился описать среднестатистического нашего рекрута. Дело в пёстром Литсовете, о котором скажу ниже. А.Л.: Попасть в реестр Журнального мира – это круто? Е.К.: «Журнальный мир» ведёт самый прозрачный реестр. В других местах надо выполнить разные иерархические прогибы, заручиться рекомендациями или тупо заплатить. В ЖМ достаточно прислать заслуживающий внимания материал, соблюсти понятную процедуру. Это честный реестр. А.Л.: Рядом с вами в реестре знаменитые журналы. Это конкуренты или соратники? Е.К.:Те, которые и впрямь знаменитые – это наши маяки во многих вопросах. Закатывающиеся звезды служат для нас тоже предметом внимания, грозным предостережением. А.Л.: Сколько раз в год выпускается журнал? Планируется ли чаще? Е.К.: Мы выходим дважды в год. Решение об учащении зреет, но пока анонсировать его не буду. А.Л.: Журнал можно почитать только в сети или планируется выход бумажного? Если да, то где его можно будет приобрести? Планируете ли вы подписку на журнал? Е.К.: Журнал бумажный, в сети его можно почитать только на сайте «Журнального мира». Сейчас приобрести «Перископ» можно исключительно в издательстве. По поводу подписки: к нам уже обратились несколько организаций с запросом о запуске подписки, пока продумываем этот шаг. А.Л.: Как писателю, поэту, публицисту попасть в журнал? Е.К.: Проще всего попасться на глаза членам Литсовета. Не зря в название журнала вынесен оптический прибор – мы сами постоянно высматриваем авторов. Особенно тщательно мы мониторим конкурсы, премии и книги нашего издательства, это понятно. А также те, которые мы спонсируем или где выступаем партнерами (ВДП, «Заблудившийся трамвай» и др.). Но у каждого в Литсовете масса своих проектов и широчайший кругозор. А.Л.: По каким критериям выбираются произведения для журнала? Е.К.: Талантливо, интересно, свежо – это базовые ориентиры. Иногда мы сталкиваемся с тем, что рекомендованные авторы представляют не лучшие свои тексты. Знаете наверняка – автору трудно судить своё наследие. Но мы не говорим «пиши как Лукин» или «делай как Витухновская» - просто просим прислать ещё материал.Беседовал Алексей Ладо Источник
Справка: "Перископ-Волга"– главное издательство Волгограда, занимающееся художественной литературой. Здесь регулярно выходят и самобытные авторские книги, и сильные коллективные сборники, и яркие альманахи. И конечно, настоящий «толстый» литературный журнал «Перископ». Совместно с литературными сайтами и крупными писательскими сообществами в соцсетях «Перископ» реализует масштабные проекты: проводит самостоятельно или содействует в организации крупнейших литературных конкурсов, премий и фестивалей («Всемирный день поэзии», «Заблудившийся трамвай», «Кубок Брэдбери», «Алиса», «Фонарь», «Жемчужная строка» и др.). Но главное – «Перископ» помогает автору найти своего читателя через гранты авторам и программы продвижения изданий в книжных магазинах по всей стране.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.