Март стоило бы ознаменовать Всемирным днем писателя, но только не в России – у нас в стране такой профессии нет: в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов такой вид занятости не указан. Тем не менее, на ниве литературы трудятся многие талантливые авторы, в том числе и на Урале. С одним из них – лауреатом престижной Международной литературной премии «Ясная Поляна», председателем правления Екатеринбургского отделения Союза российских писателей, автором трилогии о Первой мировой войне «Тень Бехистунга» Арсеном Титовым – наше интервью. – Арсен Борисович, насколько мне известно, вы работали над этой трилогией более 16 лет. Вышла она в екатеринбургском издательстве «АсПУр» тиражом всего 300 экземпляров. Конечно, до читателя она не дошла. Это что, следствие того самого состояния литературы в стране, когда нет даже самой профессии писателя? – Мне кажется, писатели уже устали по этому поводу обращаться к руководству страны, к Государственной думе. Они, наверно, думают: нет профессии – нфет литературы, вот и хорошо, цель достигнута! В Конституции страны ведь есть статья о недопустимости в России какой-либо идеологии. А литература – это apriori идеология. И, кстати, недопустимость идеологии уже есть идеология. – Да, печально. Но вернемся к трилогии. О чем она? – Она о Первой мировой войне, о наших с Вами предках, подвиг которых советская власть замалчивала на протяжении всего своего периода. Все государства и народы свято чтят память о своих гражданах, участвовавших в этой войне. А мы – нет. У нас и через 100 лет не проснулась совесть. – Если эту войну замалчивали, где вы брали материал для работы? – В 20-30-х годах о ней было много исследований чисто военного характера, разбирался и обобщался ее опыт. Этими трудами в восстановлении хода самой войны, стратегических ее операций я воспользовался. А все остальное – жизнь людей, характеры героев, быт войны – приходилось искать буквально по крупицам. Трилогия захватывает Кавказский и Персидский фронты той войны, наиболее неизвестные нам, и совсем неизвестные страницы истории Екатеринбурга периода января-апреля 1918 года, периода до доставки государя-императора в Екатеринбург. – Почему такое название – «Тень Бехистунга»? – В Персии, в нынешнем Иране близ города Керманшах, есть причудливая скала из красного и черного гранита, на которой две с половиной тысячи лет назад был высечен барельеф в память о победе над попыткой свержения законной власти. Боевые действия русской армии в период Первой мировой четыре раза проходили около этой скалы, и наши воины видели ее. Наш российский мятеж против законной власти, переросший в Гражданскую войну, мой герой трилогии увидел тенью того древнего мятежа. И что интересно – барельеф высечен на западной стороне скалы, лицом, так сказать, к Западу. Известный литературовед и критик Игорь Петрович Золотусский увидел в этом определенный символ: предупреждение Западу. – Название «Тень Бехистунга» – это какой-то посыл нашему поколению, предупреждение, чтобы не случилось того, что случилось в 1917 году? – Нет, с моей стороны это было бы слишком громко и нескромно. Я просто отразил событие. А дальше sapiendi sat, как говорили древние римляне, то есть думающий поймет. Я показал события 17-го, 18-го годов глазами своего героя и постарался показать как можно ближе к действительности, не модернизируя ни сами события, ни восприятие их современниками. Это мы знаем, что с конца мая 18-го года большевиками была развязана Гражданская война. А современники этого знать не могли, пока она не случилась. – Но в одном из своих интервью вы говорили, что «начали эту работу, чтобы восстановить справедливость и вырвать из забвения события Первой мировой войны»… – Эту несправедливость я увидел еще в юности. Ведь мои родители были ее очевидцами и в какой-то мере участниками. И в этом плане я действительно взялся за восстановление справедливости, хотя звучит это громко и нескромно. А пробелы в истории появляются легко и так же легко превращаются в пустоту – в голове ли, в душе ли. Но в пустоту. Нельзя этого допустить. Нет пробелов в истории наших предков. – Может ли художественная литература повлиять на ее заполнение? – Конечно! Художественное произведение на историческую тему, вообще на тему прошлого служит этому. И порой служит гораздо действеннее, чем само историческое исследование, изложенное научным языком. Примером тому – роман Льва Николаевича Толстого, роман Шолохова. Литература – это слово, непосредственно обращенное к читателю, его интеллекту, его душе. А слово – мощнейшее оружие. И зря наше государство до сих пор пытается этого не замечать. А чтобы изменить ход вещей, при которых нынешнее поколение плохо знает историю – жизнь своих предков, нужно систематическое и позитивное воспитание мировоззрения, нужны устоявшиеся и нелукавые школьные учебники, нужно общественное стремление к этому. – То есть введение единого учебника по истории улучшило бы ситуацию? – Да. Преподавание истории должно быть объективным и систематическим, близким по своим стандартам к советскому преподаванию. А оно корнями имело российское дореволюционное преподавание. И оно было лучшим в мире. Его, по некоторым сведениям, заимствуют западные университеты. В такой системе дидактика и душевное проникновение были взаимосвязаны. А у нас действует, извините, анархия, которая далеко не мать порядка. Лет двенадцать назад мы с Александром Керданом, моим другом и большим поэтом, обратились к ректору нашего Педагогического университета с предложением создать и издать хрестоматию на военно-патриотическую тему. Ведь только представьте: у нас в истории России каждый второй год был военным, то есть приходилось отражать какую-нибудь военную агрессию. Ответом нам была фраза одного из авторитетных преподавателей университета: «Ну, вот будем мы еще плодить милитаристов!» И эта фраза сработала – предложение не прошло. А вот когда к 70-летию Победы нам все-таки, благодаря нашему губернатору, удалось, хотя и мизерным тиражом, издать Антологию уральской литературы о Великой Отечественной войне «Слово о Великой Победе» и когда ею на конкурсе Союза офицеров запаса и УрГПУ «Есть такая профессия – Родину защищать» награждались победители конкурса, то преподаватели просто завидовали конкурсантам – так необходима была эта Антология им в их работе. Но тираж ее тот же, что и моей трилогии – 300 экземпляров на весь Уральский федеральный округ. – Арсен Борисович, вдохновлялись ли вы художественной литературой о Первой мировой войне перед созданием своей трилогии? – По этой теме, как мы уже говорили, художественной литературы очень мало, почти нет. А вдохновляться на свой труд чужими трудами? Нет, мне кажется, это не совсем верно. Всякий труд несет энергию его автора. У меня она тоже своя. Надо искать в себе. – А есть ли у вас любимый писатель? – Да, в целом вся классика. Лесков, Бунин, Чехов, Толстой, Шолохов, Пушкин, Лермонтов – вся классика. Я понимаю, что поступаю плохо, непрофессионально, когда практически не читаю современников. Это мой недостаток. Но этот недостаток большинства писателей. Надо делать свое. И надо заработать на хлеб. Потому своему собрату говорим: прости, дорогой! – Получается, что вы чаще что-то перечитываете? – И перечитываю, и открываю заново. До той поры, как я сам стал литератором, а это случилось на 34-м году жизни, я чтение художественной литературы не считал достойным занятием, за что, видимо, Бог меня и наказал. Я теперь пытаюсь наверстать то, чего не сделал в свое время. – А как же открылась в вас эта страсть – литератора? – Это одному Богу известно. Но вдруг пришло – надо написать. Может быть, накопился духовный опыт. А читать и перечитывать классиков – это просто наслаждение. Глубина русской литературы бездонна, как в смысле проникновения в душу народа, так и в смысле стилистики, слога. Это просто наслаждение. – А есть ли сейчас место современному писателю? – Давайте скажем неправильной фразой: русскому писателю – никуда! Творцам нынешнего образа нашей жизни до жути хотелось искоренить все советское – без разбора. Им это, кажется, удалось. И если говорить о литературе, то им это особенно удалось. В их понимании писатель оказался очень опасным человеком, ведь он по сути своего творчества несет идеологию. Но они отрезали только позитивную часть литературы. А чернухе, смакованию пороков, глумлению над идеалами, выработанными народом в течение веков, преклонением перед Западом, осмеянию и даже шельмованию всего национально-русского – пожалуйста, дорога открыта. Ему место есть. – А нужны ли литературные конкурсы? – Очень нужны, бесспорно нужны. И вообще нужно внимание государства к литературе, к человеку, работающему в литературе. У русского характера изначально есть стремление к слову. И это слово ему надо выразить. Ведь выражают себя любители пения, рисования, музыки, драмы танца – для них дома культуры, для них специалисты. А для литератора любителя, как и для профессионала – ничего, чтобы не сказать иначе. У нас все на общественных началах. На таких же началах, например, мы уже более десятка лет проводим Поэтический марафон, в котором может участвовать всякий желающий со своим творчеством. И Марафон пользуется большой любовью у самодеятельных авторов. Это место, где они находят выход своему творчеству. Мы всеми силами поддерживаем это. И еще хочу сказать, что мою трилогию «Тень Бехистунга» тремя отдельными книгами издало Российское военно-историческое общество по инициативе министра культуры России Владимира Мединского. Хоть и нескромно мне об этом говорить, но вот пример государственного подхода.Источник
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.