Анатолий Константинович Омельчук родился в 1946 году. Журналист, писатель, литературный критик, краевед. Заслуженный работник культуры России. Публикуется с 1976 года в центральной и региональной прессе, журналах: «Октябрь», «Москва», «Нева», «Север», «Сибирские огни», «Молодая гвардия», «Полярная звезда», «Урал», «Ямальский меридиан», альманахах и коллективных сборниках публицистов и очеркистов. Анатолий Омельчук автор многих книг и более 400 телефильмов о людях Сибири. Лауреат различных премий, имеет государственные награды. Живет в Тюмени.
? Хочешь основать Тюмень. Анатолий Омельчук. – Тюмень: ООО «Инфо-плюс», 2021. [384 с.].
Новая книга сибирского писателя Анатолия Константиновича Омельчука, прозаика, журналиста и путешественника, заявлена как апология города Тюмени, причём почти в религиозном смысле – не зря книга, имеющая название на обложке ещё снабжена внутренним подзаголовком «Тюменский завет». Впрочем, уже с обложкой не всё просто, что даже при первом знакомстве с оригинальным произведением создаёт своеобразный угол восприятия. Книга, квадратная как ордынский кирпич-плинфа, на лицевой стороне обложки снабжена изображением рубленного острога, что в целом вполне превращает её в подобие музейного экспоната. Вместе с тем знак вопроса впереди названия произведения (или позади имени автора) придаёт ей вид чего-то телеграфного, где по недостатку букв и точки (и все другие подручные знаки) становятся способом передачи информации. Знаков, рисунков, пиктограмм и прочих образных способов трансляции смыслов в этой, типографским способом изданной летописи, много. Таким образом и по всей видимости перед нами книга-памятник, волей писателя превращённая в энергичное послание. Не зря на обратной стороне обложки человек похожий на автора под диктовку царя Фёдора Ионовича пишет-подписывает исторический документ – «подписываем, государь? Вопрос неуместный…». Это почти буквальное – или побуквенное – воплощение идеи Анатолия Омельчука, позволяющей каждому из тюменцев прикоснуться к истории, проекта, родившегося «в процессе споров и драк». «Мы все, нынешние граждане Тюмени – современники основания Тюмени и у нас есть реальный шанс подписать царский указ об основании первого государева острога в Сибири…» Сибирь, Азия, Тюмень, «еже Чимги слых…» всё это целиком собранно в одном месте — не на главной городской площади, но в пространстве единого авторского текста навсегда запечатлён многовековой «великолепный город». Не так давно в этом городе, милой сердцу Анатолия Константиновича Тюмени, состоялась премьера его нового писательского проекта. В эфире появились «Уроки родиноведения с Анатолием Омельчуком», так стала называться новая передача Первого интернет-телевидения на сайте главной газеты региона «Тюменская область сегодня». По содержанию книга больше всего и напоминает пока гипотетический учебник для «невообразимого энциклопедиста» педагога-родиноведа, и сама является такой в одиночку сотворённой коллективной энциклопедией. Всего в ней понемножку – и репортажи, и эссе, и почти учительские конспекты с неровными строчками почти рукописного текста: не забыть рассказать детям про «геноцид сибирских индейцев» и про то, что сибиряки (выжившие индейцы) «отстояли Москву» и вообще «постоянно отстаивают» и про то, что «самый солидарный народ в известном мне мире русские…». Вчитаешься в подобные книжные строчки и понимаешь: вот так ведут урок, так разговаривают с другом, так из чужих речей получают подтверждение собственным мыслям. С учётом большого количества слов так или иначе выхваченных их живого разговора (интервью, стендапа, репортажа с места событий) можно сделать вывод, что перед нами даже не вполне литература — это зафиксированный буквами разговорный жанр, практически форма прямого общения. И оказывается, что перед нами не книга-кирпич, но книга-мозаика… А то и того больше… Чем дальше в текст, тем больше масштаб книги, раздвигаются границы и пространства и времени, увеличивается количество людей, которых Анатолий Омельчук знает, а то и встречался лично. На просторах Евразии, в течении последних двух миллионов лет. Всё перемешалось на этих страницах, как будто гранки с типографским набором по пути в печатню провезли через всю Сибирь. И вот теперь читать получившееся – как быстро ехать по среднерусской дороге: потряхивает так, что от езды то дух захватывает, то зубы лязгают… Какой русский не любит быстрой езды, такому лучше и не браться за эту книгу. Книгу, которую можно назвать и сборником путевых очерков – тогда обозначения каждой страницы на стилизованно-деревянных вертикальных закладках как зарубки на деревьях на охотничьих таёжных тропах. Точнее будет сказать, что книга сама как тропка сквозь леса нехоженые, степи безразмерные. Книгу можно назвать и просто записями пережитого, своего рода сборником отметок-зарубок пройденного пути. В год юбилейный для Анатолия Омельчука во многих смыслах. «Человек преодолённое пространство и спрессованное время». Несмотря на деревянные закладки, а может и через них пятнадцать раз споткнётся на книжных тропках литературный критик, останавливаясь поминутно надышится холодным воздухом книголюб-читатель, «самый свободный человек». Да собственно и не нужны Анатолию Омельчуку комментаторы-рецензенты-критики: «писателю нужны читатели и почитатели. И никаких критиков!» Пусть так, нам ли спорить с автором. Отметим только, что целостный анализ книги Анатолия Омельчука затруднён в силу сознательной установки автора на создание произведения за рамками любого жанра: книги художественно-документальной, постигаемой интуитивно и дающей информативные справки, с иллюстрациями, сообщающими важное и словами, рисующими образы. Такая сложноорганизованная двойственность книги позволяет и сказать о ней в двух словах, по возможности кратко. Прежде всего отметим, что перед нами не столько книга, сколько сам автор: «Омельчук как жанр, жанр: свободный человек». Также заметим, что поскольку автор именно Анатолий Омельчук, текст приобретает дополнительное изменение и глубину человека с большим писательским и уникальным жизненным опытом, а главное с яркой – и даже яростной – жизненной позицией. И, как взгляд с высоты, авторское мировидение соединяет тысячу живописных деталей в единое художественное полотно. Делает Азию Россией, Россию – Родиной, родину – ведомой, горячо любимой. «У литературы… величайшая миссия: она осмысливает феномен человека, человечества и человека в человечестве. Замечательная наука родиноведение в этом глобальном масштабе всё-таки подробность». Конечно, так можно сказать не про всякую литературу, не про каждое литературное произведение, а попытка создать книгу, соответствующую таким глобальным масштабам, неизбежно выводит писателя за границы строго-литературной деятельности. Речь становиться метафоричной. «Жизнь отрицает всякую статистику, она синонимична смерти… Ветер обтекает кусты, холмы и деревья…». На крыльях ветра летит ворон над рекой Турой, над рубленным городом, через обложку новой книги Анатолия Омельчука. Ворон птица не простая. В мифах «сибирских индейцев» ворон Кутх творил мир опуская с неба на землю горы и долины. Подобно мудрой волшебной птице Анатолий Омельчук в своей книге из подручного материала создаёт свой город, своё пространство, свой мир. И дарит людям. Книга начинается со слов «Тюменский завет», возможно это и есть главное авторское послание-завещание читателям: «Завет: не вычёркивая прошлого. Не забывай. Это и твоё время». Но читатель свободный человек. Анатолий Омельчук и не собирается посылать читателя ни по одному из известных ему направлений. Также вряд ли он хочет, чтобы его новую книгу воспринимали как ещё один многостраничный кирпич (пусть и золотоордынский по виду). Соединившись с историей и придав настоящему личностное звучание, автор выходит за границы «просто литературы» и остаётся на страницах книги. Главное – увидеть за бумагой и буквами живого человека. Анатолий Омельчук своей книгой сделал всё, чтобы внутреннее пространство человеческой души не ограничивали любые пространственно-временные рамки. Если читатель хочет быть по-настоящему свободным он должен открыть книгу – и поверить свободе автора, крыльям слова.Алексей Панин
На фотографии Анатолий Омельчук подписывает первый тиражный лист своей новой книги (фото Тюменского дома печати)
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.