Кто победит дракона (о рассказе Павла Багимова «Первая экспедиция» // «Чаша круговая». №23. Издательство «АсПУр», Екатеринбург, 2024. С. 34-54)
Рассказ Павла Багимова «Первая экспедиция» сюжетно прост и посвящён одному из эпизодов Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Следует отметить, что в пору военного лихолетья подобных эпизодов случилось великое множество и фактическая составляющая рассказанной истории умещается в несколько строчек документа из Архива Военно-Морского флота: в июле сорок первого экспедиционное судно «Персей», перевозившее горючее, подверглось нескольким авиационным атакам противника, но смогло доставить груз по назначению. Однако в рассказе Павла Багимова на первом месте не сухой перечень фактов, но «трудовая биография» мурманского паренька, Алёшки Иванькова, с детства мечтавшего о море и вдруг, в одночасье, оказавшегося не просто моряком, но «краснофлотцем». Совершившим первый рейс («первую экспедицию») в роковом сорок первом, на борту легендарной шхуны «Персей». «Он и на море рвался ради того, чтобы состояться настоящим моряком-полярником, чтобы потом однажды отправиться в свою первую экспедицию». Собственно, легендарность небольшого старого судёнышка с грозным древнегреческим именем проясняется только к середине повествования. После истории о его довоенных подвигах («и только спустя несколько лет узнал о подвиге команды Умберто Нобеля, наших ледоколов «Малыгин» и «Красин», а ещё о том, как отважно бросился во льды маленький «Персей», чтобы спасти экипаж уже нашего ледокола») становится ясным, что рядом с одним главным героем повествования проявляется второй – готовый ко всему морской труженик Заполярья «Персей». А на первых страничках рассказа читатель видит плавучую «старую калошу», дерзко вступающую в поединок с «новейшей модификацией» летающей боевой машины –«мессершмитта». За штурвалом самолёта нажимает пулемётную гашетку герой Люфтваффе Отто Дитль, в машинном отделении судна шурует «широкой совковой лопатой» матрос-стажёр Алёшка Иваньков. Противопоставление контрастное, но читатель не сомневается, на чьей стороне симпатии автора: Алёшка проявляет усердие, чувствует боль, очаровывается «видом морского простора». Отто Дитль работает «как и его машина» – «ни снов, ни мыслей». Впрочем, и моряку легко стать частью своего корабля – за время своей «первой экспедиции» Алёшка успел побывать и кочегаром, и наблюдателем, и жаркое машинное отделение и продуваемая всеми ветрами палуба для него дом родной. И благодаря его живому участию, постепенно, покачиваясь, «как бы ёрзая на волнах», мужественно «принимая удары», морское судно приобретает человеческие черты. «Персей» был чем-то даже более одушевлённым, чем любой из членов его команды…». Одушевить «свою» старенькую моторную шхуну и превратить в бездушную машину вражеского лётчика – этот приём для военной литературы кажется неновым. Но в случае рассказа Павла Багимова представляется оправданным. Мальчишка, впервые оказавшийся в море, Алёшка, своей вездесущностью, усердием, не смыкая «обожжённые немигающие глаза», делает своё судно живым – и «Персей» побеждает в многодневном неравном бою. Опытный лётчик, обер-лейтенант Дитль, механически делает свою работу, по команде включает и выключает «процесс жизни», превращается в придаток своей крылатой машины – и проигрывает свою войну. «Это всё из-за неё! Из-за неё он потерял уже второго товарища! Из-за неё они три раза подряд не могли выполнить лётное задание! Из-за неё вообще весь фронт уже третью неделю топчется на одном месте!.. Проклятая калоша!» Попытка Павла Багимова на основании скупых фактов истории рассказать притчу об истоках Великой победы вызывает уважение. Рассказ «Первая экспедиция» не вполне последователен, постоянные отступления и дополнительные действующие персонажи несколько затрудняют восприятие, а отдельные словоупотребления видимо не вполне оправданы (пулемёт как «единственное на них на всех оружие», война, ставшая «очередной для Дитля», самолёт, работающий «как если бы он только-только сошёл с завода» и т.д.). К достоинствам рассказа Павла Багимова можно отнести глубокое погружение в тему и хорошее знание реалий прошлого (например, читателю легко почувствовать себя кочегаром), в тексте есть яркие образы (долго будет стоять перед глазами капитан, командующий из ходовой рубки, охваченной «многометровыми языками огня»). Главной авторской удачей Павла Багимова видится выход за пределы перечня героических свершений Великой войны, и попытка показать неподдельный героизм в одном-единственном, небольшом событии. Из таких маленьких эпизодов и сложилась большая Отечественная война. И именно героизм рядовых участников войны, часто просто выполняющих свой долг, вкладывающих в свою работу больше требований любого устава, стал главным залогом Великой победы. Если вложить в свою работу душу «старая калоша» превратится в легендарного победителя чудовищ Персея. А мальчишка-моряк, в огне и дыме способный «держать давление», под страшный гром и треск «делать свое дело», окажется не просто вписан в «боевые потери небоевого судна», но станет настоящим «секретным оружием» позволяющим победить любое чудовище. Это не потеря, это приобретение. Это тот, кто победит дракона.Алексей Панин
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.