Блиц-интервью с координатором Ассоциации писателей Урала, доктором культурологии Александром Керданом Что в литературной сфере свойственно только нашему городу и является его «визитной карточкой»? – Екатеринбург – один из признанных литературных центров России. Уникален тем, что: 1) именно здесь создана Ассоциация писателей Урала, объединяющая 24 региональные писательские организации Поволжья, Урала и Сибири, относящиеся к разным творческим Союзам (аналогов в России нет). Подробнее об Ассоциации и её двадцатилетней деятельности можно прочитать по ссылке: https://aspur.ru; 2) В городе уникальный Литературный квартал, созданный Л.А.Худяковой (8 или 9 литературных музеев), не имеющий аналогов в России; 3) Серьёзное литературное образование (филфаки в УрФУ и Педуниверситете, литинститут при театральном институте) и научная деятельность, известная глубокими исследованиями в области лингвистики и языкознания. 4) Екатеринбург – инициатор многих литературных событий, которые стали примером для других регионов: поэтические марафоны, акция «Бессмертный полк русской литературы», фестиваль «“Толстяки” на Урале», фестиваль «Аэлита», международные совещания молодых писателей, премии Крапивина и поэта-фронтовика В.Станцева, Литературная премия УрФО (в России подобная премия есть только в ЦФО!) и т.д. Каким образом, на Ваш взгляд, явления, события, ключевые имена в литературном пространстве города влияют на его имидж? Самим фактом существования в этом пространстве – географическом, социальном, литературном… Отношением к этим именам, событиям, явлениям со стороны всероссийского, городского и регионального сообщества (власть, СМИ, творческие и другие общественные организации, учебные заведения и учреждения культуры, издательства, толстые литературные журналы, и т.д.). То есть, у медали всегда две стороны: не будет самих событий – не о чем говорить, не будет отношения перечисленных структур к имеющемуся событию – оно останется незаметным. У нас так зачастую и бывает: высоко позиционируются незначительные события и имена и замалчиваются подлинно значимые… Это положение надо исправлять! Какие учреждения, объединения, организации и люди, на Ваш взгляд, сейчас задают тон в литературном пространстве города? Они формируют единое городское сообщество или разобщены? Участников (субъектов) литературного процесса я назвал, отвечая на предыдущий вопрос. Все они в той или иной степени влияют на литературное пространство. Из наиболее важных выделил бы: писательское сообщество (Ассоциация писателей Урала, писательские организации, литературные объединения и клубы); другие творческие сообщества, с которыми писатели сотрудничают (Союз театральных деятелей и Союз композиторов, Союз кинематографистов и т.д.); учреждения культуры (музеи, библиотеки, клубы); СМИ и интернет-сайты, журнал «Урал» и другие литературные издания, издательства «АсПУр», «Сократ» и др. Какие литературные места в городе необходимо совершенствовать, развивать, каким образом? Нуждаемся ли мы в появлении новых литературных достопримечательностей, связанных, например, с Б.Рыжим или уральской рок-поэзией, или другими явлениями? – музей писателей Урала, особенно музей литературы ХХ и ХХI века; – глубокое научное исследование литературного процесса на Урале (помимо упомянутого Вами Рыжего здесь жили и живут другие литераторы с общероссийскими именами, я не говорю уже об опыте сшивания разорванного литпространства, накопленного АсПУр). К сожалению, филфак УрФу ориентирован только на освещение либерального крыла уральской литературы при полном игнорировании патриотического. Поэтому сложился перекос в оценке литературных явлений в нашем регионе. Это отмечают все сторонние наблюдатели. – Дом писателя нуждается в поддержке властей и позиционировании в качестве центра культуры. Как Вы оцените местную программу культурных событий? Каких мероприятий в литературной сфере не хватает нашему городу? – катастрофически не хватает финансирования книгоиздания. Вот уже лет пять на издание книг в области не выделяется ни копейки! Соответственно, библиотеки города и региона не получают книги, которые пишут уральские писатели. Малые средства, выделяемые им для пополнения фондов, как правило, тратятся на приобретение московских изданий по централизованной разнарядке; – до сих пор не согласован региональный компонент в школьных программах. Уральские школьники не знают уральских писателей – за редким исключением школ и гимназий, которые дружат с каким-то отдельным писателем. Так, например, я лично больше 20 лет курирую 35 гимназию города… – нужно непременно сделать Екатеринбург местом проведения международных книжных выставок; – реанимировать Средне-Уральское издательство, как государственное… И вернуться к госзаказу, особенно в области литературы для детей и юношества, патриотической литературы и переиздания отечественной классики; – ещё одним важным направлением этой работы стало бы возрождение Свердловской киностудии и ориентирование её на экранизацию произведений местных авторов. Достойные произведения, на мой взгляд, есть, например, замечательная трилогия Арсена Титова «Тень Бехистунга» В чём, на Ваш взгляд, заключаются основные проблемы, мешающие литературному пространству города в полной мере стать ресурсом его продвижения, может быть, даже привлечения туристов в Екатеринбург? Главная проблема – отсутствие согласованности в деятельности всех субъектов литпроцесса, и в первую очередь властных структур и творческих НКО. Необходимо целевое финансирование значимых проектов, формирование благоприятной среды для развития литературного творчества. Что можно сделать в этом направлении: – соединить совместным проектом культуру, образование, писательское сообщество (таким стала, скажем, книжная серия «Библиотека семейного чтения» у нас в области); – возродить практику выступления писателей в вузах и школах, воинских частях и трудовых коллективах; – активнее позиционировать достижения местных авторов за пределами региона. За последнюю четверть века ни в одну официальную делегацию области и города не включен ни один писатель. Ни один писатель Урала за тот же период не получил Госпремию РФ (Крапивин стал лауреатом Президентской, а это рангом ниже…) и премию Правительства РФ в области культуры (Сенчин получил, ещё живя в Москве…), а власти региона не предприняли никаких шагов для устранения этого положения… – вернуть престиж профессии «писатель», начиная с внесения её в перечень трудовых профессий в РФ, заканчивая представительством лучших литераторов в общественных палатах города и области, в депутатском корпусе, специальных ТВ передачах и т.д.Беседовала Анастасия РУСИНА
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.