Литературный процесс в эпоху пандемии. О Литмастерской АсПУр Эссе
Октябрь 2020 года. Мир переживает вторую волну пандемии Covid-19, грозящую стать не менее драматичной, чем первая, весенняя. Становится окончательно ясно: человечество в очередной раз вошло в эпоху глубокой глобальной нестабильности. Самое трудное в этой ситуации – почти полная неопределённость относительно дальнейшего развития событий. В такой беспрецедентной ситуации идея, пришедшая в далёком и безоблачном 2017 году, – организовать литературную работу полностью в онлайн-режиме – выглядит поистине провидческой. Я задаю себе вопрос: что подтолкнуло меня к выбору именно такого пути? Личные обстоятельства? Да, разумеется, но только ли они? Жизнь, как гениальный художник, создаёт причудливые сюжеты. Так случилось, что мне, жителю колыбели не только трёх революций, но и трёх блистательных веков русской литературы, было суждено войти в писательский круг не в родном городе на Неве, а на Урале. Именно здесь, в Челябинске, я получила первые уроки литературного мастерства под руководством Н. А. Ягодинцевой, а с Екатеринбургом связан мой первый серьёзный литературный проект (в сотрудничестве с А. Б. Керданом и др.) – создание и поддержка официального сайта Ассоциации писателей Урала. Что было делать, если все мои литературные связи вели через полстраны на восток? Непростая ситуация – и Литературная мастерская АсПУр стала решением. Но разве только для меня? Ведь понятно, что таких, как я, пишущих людей, оторванных от регулярного творческого общения на высоком профессиональном уровне, очень много. И весь наш большой коллективный труд в рамках Литмастерской – это и для них тоже, для каждого заинтересованного читателя сайта АсПУр. Именно потому, что с самого начала было принято непростое, но принципиально важное решение – всю работу в семинарах вести в письменном виде. Да, это требует гораздо больше труда, чем устная работа в очных семинарах. Каждый отзыв – тщательно подготовленная к публикации на сайте, хорошо аргументированная и выверенная рецензия. Глубокая работа с материалом сочетается здесь с отточенной формой. В итоге страница Литмастерской постепенно стала своеобразным хранилищем учебного контента, «кейсов», выражаясь современным языком. Весь этот интеллектуальный багаж в любой момент доступен каждому молодому автору. Ведь для развития мастерства недостаточно только читать теорию и литературную критику. Нужна живая работа «в материале» – не обязательно собственном. Поначалу можно просто виртуально «присутствовать» при разборе произведений других авторов, читая архив прошедших семинаров на странице Литмастерской. И не просто присутствовать – а возвращаться неоднократно, углубляться в сложные вопросы, например, с помощью интернет-поисковиков. А кроме этого всегда можно написать на адрес сайта АсПУр и задать оставшиеся вопросы или предложить свою подборку для обсуждения. Конечно, такой подход к самообучению и работе в группе не каждому по силам. Это тоже особенность нашей Литмастерской. Здесь очень высокие требования как к авторам, так и к рецензентам. Но тем не менее мы не закрытый клуб, и именно благодаря открытым публикациям. Даже первый семинар в видеоформате, состоявшийся в октябре этого года, был вначале подготовлен всеми участниками в текстовом виде. Эти материалы, как и видеозапись семинара, также опубликованы. Ещё одна особенность работы Литмастерской АсПУр в том, что это свободное общение всех участников на равных, без направляющего или ограничивающего влияния руководителя на группу. Это возможно потому, что мы – онлайн-содружество, многие из нас участвуют в других литературных объединениях, руководят собственными ЛИТО в офлайн-формате. Как руководитель Литмастерской я – скорее координатор и инициатор всей работы, нежели рулевой в литературном поле. Да это и не нужно – художественные и смысловые рамки в Литмастерской задаются естественным образом через высокий профессиональный уровень участников и сходство (но не единообразие!) их эстетических позиций. Говоря обобщённо, это дальнейшее развитие классической литературной традиции через внимательное и вдумчивое освоение высших достижений художественных и литературных исканий 20 века – от авангарда до отдельных приёмов постмодерна. Практика показывает, что такое свободное сотрудничество высоко востребовано теми, кто уже завершил этап ученичества в литературе и выходит на собственные серьёзные проекты. Руководить ЛИТО в своём городе означает транслировать накопленный опыт тем, кто только входит в литературный дискурс. Зачастую это многократное повторение начальных литературных знаний и отработка одних и тех же базовых умений с учениками. В такой ситуации высока опасность остаться без интеллектуальной, эмоциональной, духовной подпитки, резко возрастает угроза профессионального выгорания. Я вижу Литмастерскую АсПУр как творческий центр, дающий возможность углублённой работы над словом и взаимную поддержку всем её членам. В этот центр стягивается опыт, мастерство, знания молодых профессионалов, лидеров литпроцесса в своих регионах. Каждый участник привносит свою долю смыслов и писательского опыта, свой интеллектуальный багаж и личный взгляд в общий творческий процесс. А каков этот совокупный вклад – можно оценить из рассказов участников о себе и о работе в Литмастерской АсПУР. Им слово.Наталья Тагорина, Санкт-Петербург
Евгений Черников (Каменск-Уральский) С детства был неравнодушен к художественному слову, любил читать, рифмовал всякую дребедень, переиначивал классиков. Лет в тринадцать захотел выразить открывшуюся мне красоту мира в стихах. Писал много – о природе, о Родине, о любви. Впрочем, не преступая границ романтической банальности и, по счастью, почти никому не показывая. Почти – потому что были еще песни для полумифической рок-группы «Каменный век», в которой я, будучи музыкально бездарным, отвечал за тексты. Так продолжалось до поступления в университет, где я впервые встретил ребят, с которыми можно было всерьез обсудить написанное. Были среди них настоящие поэты, думающие стихами – назову Лену Таврину, мою однокурсницу по философскому факультету. Тогда же, во время первой зимней сессии, я прочитал Хлебникова. Он попадался мне и раньше – в сборниках, но я как-то не обращал на него внимания. Проходил мимо. И вдруг наткнулся на строки, которые перевернули мои представления о поэзии: Из мешка На пол рассыпались вещи. И я думаю, Что мир – Только усмешка, Что теплится На устах повешенного. Оказалось, что можно писать еще и вот так! Потрясение было сильнейшее. И хотя я до сих пор не научился читать Велимира большими дозами, для понимания того, что такое поэзия, знакомство с ним стало определяющим. Вскоре появились мои первые самостоятельные стихи. Отступление первое. Не Хлебниковым единым. Хочется признаться в любви к поэтам, по примеру которых я ступил на эту дорожку. Началось все, естественно, с Пушкина, затем последовательно переболел Есениным, Блоком, Маяковским, Цветаевой. Очень любил песни Высоцкого и Башлачева. И да – Цой жив! В 2007 году с подачи поэта Сергея Симонова я стал участником Всероссийского совещания молодых писателей в Каменске-Уральском. Пришлось признаться родителям, что пишу стишки и зашел в этом деле достаточно далеко. По обывательским, разумеется, меркам. Профессиональный разбор пережил нормально, а вот от вопроса «Кто ваш руководитель?» слегка опешил. Какой может быть руководитель в поэзии?! В том же году, осенью, начал посещать занятия городского литературного объединения. Вел их поэт, член Союза писателей России Юрий Михайлович Каплунов. Наши суждения о стихах других авторов замечательным образом совпадали, зато оценки моих виршей порой вызывали творческие разногласия. Именно Юрий Михайлович научил меня всматриваться в каждую собственную строку. Фигурально выражаясь, дал в руки весла. Стихам это пошло на пользу, но писать стало трудно. И чем дальше, тем труднее. Отступление второе. Поэтические пристрастия постепенно эволюционировали. От футуризма и авангарда – к русской традиции (которая отнюдь не исключает новаторство). На втором курсе с удовольствием читал Рубцова. Хотя, должен признаться, читаю-то я чаще прозу. Второе литературное потрясение испытал как раз от прозы – «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Уже значительно позже были его стихи, замечательное эссе «Таблица умножения для молодых поэтов». Сильное впечатление произвели Астафьев, Айтматов, Дудинцев. Сравнительно недавно открыл для себя Мандельштама. Среди поэтов особенно ценю моих земляков – Алексея Решетова и Майю Никулину. Дальше были конкурсы, совещания, знакомства с талантливыми поэтами из разных уголков страны. Выходили книги (последняя, «Песочные часы», – в 2016 году). В 2013-м меня приняли в Союз писателей России. Вместе с Наталией Санниковой мы создали молодежную литературную студию «Белый воробей» при центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина (студия, к сожалению, распалась – ребята выросли и уехали в крупные города, а на новый набор пока не решаюсь). Уже несколько лет я веду занятия в нашем литобъединении вместо Юрия Михайловича. Разбор, толкование стихотворений стали важной частью моей жизни. Разговор о стихах не менее увлекателен, чем собственное творчество. И я рад, что у меня есть глубокие, искренние и доброжелательные собеседники – Наталья Тагорина, Оксана Ралкова, Анастасия Порошина, Марина Перова, Максим Сергеев, Алексей Панин. Спасибо вам, друзья! И напоследок. Писательство для меня – душестроительство. Это отсебятина, в которой хочется быть точным. Навсегда запомнил слова Майи Никулиной в передаче Нины Буйносовой, моего старшего товарища по литобъединению: «Берешь строчку стихотворения, натягиваешь ее, как струну, и отпускаешь. Если строка со звоном на место встала и ни одно слово, ни один слог из нее не выпал, – значит, сложилась». Оксана Ралкова (Челябинск) В февральскую ночь 1986-го, когда комета Галлея проходила в наибольшей близости от Земли, одна искорка отпала от её пышного хвоста и покатилась в живот к моей маме, чтобы зажечь там пламя, которое, вызрев до предписанного срока, стало своевольно продвигаться на свет в канун всенародно празднуемой годовщины Великой Октябрьской революции! В народе к «Октябрьской» приурочивали и традиционные осенние свадьбы, и другие семейные торжества, так что к полуночи, когда мама поняла, что до утра она не дотерпит, большинство родных в селе Полоцк были уже маловменяемы. Мой будущий Крёстный «на автопилоте» вёл свой новенький «москвич» 80 километров и спалил все его 4 колеса по дороге в роддом райцентра. В семь утра я родилась. Умученный Крёстный, под окном родзала услышав слово «Порядок!», понял его как «Парень!», и вскоре городской зять моего отца скакал на лошади без седла в соседнюю деревню с радостной для папы вестью: родился долгожданный Егорка! В какое же изумление привело домашних известие от мамы, что я девочка! – Дак как же мы её теперь звать будем?! – повис неподражаемый вопрос бабушки. Неделю бабушка и моя старшая сестра перебирали имена всех соседок на улице Ветеранов…Неделю персонал роддома торжественно настаивал назвать меня в честь рождённой в ноябре Индиры Ганди, премьер-министра Индии, тогда особо дружественной СССР! Неделю я была безымянной. Страшно представить, чем бы обернулось дело, если бы не светлая идея сестры: «А знаете, у нас в школе есть только одна девочка с именем «Оксана»! Давайте её тоже так назовём!» Я последняя из рода, кого купали в ванночке на столе под Божницей, качали в зыбке, подвешенной к потолочному кольцу в горнице, не водили в детский сад, зато брали с собой на все свадьбы и похороны, «кстины и мянины»... Столько житейских историй, народных преданий, песен, стихов, молитв и природных смыслов мне удалось впитать за моё вольное деревенское детство! Потому, наверное, жизнесберегающими святынями для меня являются русская земля и русские люди с великой историей и культурой! Чтобы узнать их лучше, я поступила на исторический факультет самого большого в регионе вуза – ЮУрГУ и защитила там кандидатскую диссертацию по повседневности уральцев. Здесь же встретила моих литературных Учителей Л. В. Кулешову и Н. А. Ягодинцеву, которые ввели меня в круг, где мне удалось вырасти, создать и издать две книги стихов и даже получить сакральную для меня Всероссийскую литературную премию им. В. П. Астафьева... Особенно важным условием развития в профессиональной литературной среде является творческое общение. Обеспечить его вне границ времени и пространства стало возможным благодаря Литмастерской АсПУр, где молодые поэты и прозаики не только конструктивно и аргументированно обсуждают произведения, но и поддерживают друг друга эмоционально и духовно. Анастасия Порошина (Челябинск) Стихи я начала сочинять рано, меня завораживало, как слова, собранные в определенном порядке, создавали мелодию, ритм. Это же увлечение словом, языком как стихией подтолкнуло меня к научной работе – моя кандидатская диссертация посвящена приему семантической аппликации – тому, как в поэзии Марины Цветаевой происходит приращение, умножение смысла. В стихах я иду от слова, оно диктует и мелодику, и сюжет, зачастую совсем не тот, который предполагался изначально. Поэтическая речь раскрывает глубинные процессы, суть вещей и явлений. Это путь открытий, путь вглубь себя и одновременно бесконечно вовне, где рождаются космические законы, действующие и в сердце человека. Совместная работа над словом – это взгляд на свои стихи через призму иного творческого восприятия. Мы все разные, и в процессе обсуждения каждое стихотворение открывает новые грани и оттачивается до кристальной ясности. Алексей Панин (Челябинск) Я много лет отдал педагогике. Когда начинал работать учителем в коррекционной школе, нередко задавался вопросом – как говорить с теми, кто не имеет хорошей обуви, одежды по погоде и перспектив в жизни. О чём говорить с мальчишками и девчонками, которые уверены, что знают о жизни всё? Есть ли вообще смысл перед такими слушателями говорить об истории или рассказывать истории? Словами Юнны Мориц, «дети уходят в прерии», пока рассказчики всех мастей присуждают друг другу премии за «изысканное письмо». Дети продолжают взрослеть вдалеке от прописных истин взрослых, и всякий пишущий на бумаге или говорящий вслух должен однажды подумать о смысле творчества. Я отдал должное поэзии и прозе, публиковал научные статьи и новостные сообщения по случаю. И в общем-то во всех случаях я пытался найти оправдание своим занятиям в том опыте, который я когда-то получил, проводя уроки истории для малограмотной мелкой шпаны. Литературная мастерская АсПУр продолжает «Разговор о стихах». Благодаря техническим ухищрениям можно услышать, как молодой ломкий голос, волнуясь, читает стихи за сотню километров от тебя. Бог весть, есть ли у этой девушки осенние сапоги или возможность заработать на хлеб при помощи литературы. Каждое стихотворение – умноженное во сто крат чувство, накал души сравним с лампочкой в сотню ватт. И можно лететь над бездорожьем и обходиться вовсе без хлеба… Я не знаю, какой смысл в поэзии, – я знаю, что от хорошего стихотворения захватывает дух. Трудно сказать, зачем люди сочиняют истории, – но в одной из таких историй можно прожить целую жизнь. Человеческий опыт случаен и ограничен, озлобленный подросток может думать, что знает о жизни всё, – но в мире есть место не только ограниченной злобе и разграничительным линиям. Художественная литература и, шире, творчество – мост к новым землям под новыми небесами. Не крылья, но слово поднимает человека над собой. Марина Перова (Курган) Я родилась и выросла в Половинском районе Курганской области. Закончила исторический факультет Курганского госуниверситета, магистратуру по философии и аспирантуру по отечественной истории. Журналист, преподаватель кафедры истории и документоведения, тренер по йоге. В Союзе писателей России с апреля 2018 года. Публиковалась в журналах «Чаша круговая», «Наш современник» и других. В 2017 году выпустила сборник стихотворений «Небо над Тоболом». В творчестве меня всегда интересовало исследование внутреннего мира человека через переживание пограничных состояний любви, страха, отчаяния, восхищения. На мой взгляд, поэт должен заглядывать глубоко, за пределы сознания, из личного в надличное, и вести туда читателя. Погружать в состояние, чтобы пережить и понять его по-новому. Работа в Литмастерской позволяет увидеть неточности в передаче мысли, отредактировать тексты с учетом критических высказываний. Важно знакомство с текстами друзей по мастерской, их обсуждение – в процессе открывается много нового. К тому же у нас очень обстоятельные и грамотные разборы с уважением друг к другу. Общение поэта с поэтами очень важно. Это позволяет чувствовать среду, ритм времени. Не проваливаться в повседневность. Расти. За все это спасибо ребятам. И Наталье Тагориной, которая собирает нас вместе. Максим Сергеев (Екатеринбург) Человек не существует в мире один, сам по себе. Он всегда вписан в какую-либо систему координат. Эту систему координат для личности выстраивают обстоятельства жизни, люди: учителя, друзья, враги. Я пишу стихи с 13 лет. Люди, приобщившие меня к этому, концентрировались вокруг Литературного музея Степана Щипачева. Был такой советский поэт. Он родился на Урале в Камышловском уезде в деревне Щипачи. Деревни такой больше нет, а музей, хранящий творческое наследие поэта, есть в городе Богданович Свердловской области. При музее существует литературное объединение «Серебряная Елань». Его глава, Александр Колосов, стал для меня одним из первых наставников и друзей. Для стихотворца учителями часто становятся люди, с которыми он никогда в жизни не встречался. Основателем литературного музея была жена другого моего наставника – Михаила Демина. Этот поэт, на мой взгляд, был носителем и хранителем поэтической традиции для Богдановича, Камышлова, Сухого Лога и их окрестностей. После переезда в столицу Урала я познакомился с большим количеством свердловских стихотворцев и поэтов. Среди них особое место в моем сердце занимают Майя Никулина и Юрий Казарин. Самую важную роль в моем становлении сыграли именно эти люди. Особенно Майя Петровна. Также в Екатеринбурге судьба свела меня с творческой организацией АсПУр. Начиная с 2008 года я принял участие в четырёх совещаниях молодых писателей, организованных при участии АсПУр. Александр Кердан, Арсен Титов, Нина Ягодинцева, Леонид Быков – это люди, которых я в не меньшей степени могу поблагодарить за наставничество и поддержку. Каждый из них поделился со мной чем-то важным, своим. Мне довелось учиться стихотворчеству не только у людей с Урала. Отдельные кирпичики в моем мировоззрении заложили Галина Климова, Алексей Алехин. Представители московских литературных журналов были в разные годы наставниками Школ писательского мастерства, в которых я принимал участие. Я никогда не задумывался, зачем пишу. Творческий процесс просто является частью меня. Что бы ни происходило, состояние думания стихов не прекращается. Написание стихов для меня никогда не являлось конечной целью. Но поэзия – это очень серьезно и это один из источников счастья. Потребность делиться счастьем – одна из базовых для человека. Радость от того, что с тобой делятся чем-то хорошим, – непередаваема. Поэтому хорошо, что есть возможность говорить о стихах. Даже в онлайн-формате.
Литмастерская АсПУр – это объединение молодых профессиональных литераторов и организаторов литературного процесса вокруг сайта Ассоциации писателей Урала. Адрес страницы Литмастерской: https://aspur.ru/literaturnaya-masterskaya-aspur/ Дата создания: 23.11.2017. История: В конце ноября 2017 года на сайте АсПУр создан Молодёжный литературный онлайн-форум, начинается регулярное обсуждение стихов и прозы. С момента создания форума на сайте проведены девять онлайн-семинаров, опубликованы около семидесяти письменных рецензий на подборки молодых авторов. 2019 г. – преобразование Молодёжного форума в Литмастерскую АсПУр. В альманахе «Территория слова» (№ 1 (5), 2019 г., ЛНР) выходит коллективная подборка членов Литмастерской. 2019 г. – Участие Литмастерской в организации ежегодного Совещания молодых писателей в Челябинске. Сайт АсПУр становится официальным информационным органом совещания. 2020 г. – В рамках сотрудничества с проектом «Голос на взлёте» (руководитель – Оксана Ралкова) на странице Литмастерской опубликованы видеоматериалы, выложены для чтения pdf-версии книг участников проекта. 2020 г. – Апробация новых форматов работы Литмастерской, в том числе с использованием технических возможностей соцсети «Вконтакте»: создание постоянно действующего обсуждения «Разговор о стихах», проведение первой видеоконференции. Результаты всех обсуждений (письменные рецензии, видеозаписи) публикуются на сайте АсПУр. На протяжении всего существования Литмастерской её члены участвуют в литературных мероприятиях разного уровня: совещаниях молодых писателей (в т. ч. организованных СМЛ СПР), школах писательского мастерства, региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях – как участники, организаторы, молодые руководители семинаров, выступают с докладами на ежегодной конференции Ассоциации писателей Урала (Нижний Тагил, Барнаул, Тобольск), руководят местными литературными проектами (Аркаим, Каменск-Уральский). Участники: Ядро Литмастерской АсПУр составляют молодые литераторы, члены Союза писателей России: Оксана Ралкова (Челябинск), Евгений Черников (Каменск-Уральский), Анастасия Порошина (Челябинск), Наталья Тагорина (Санкт-Петербург). Руководитель: Паротикова Наталья Васильевна. Литературный псевдоним – Наталья Тагорина. Родилась в 1977 г. в городе Коряжма Архангельской области. Живёт в Санкт-Петербурге. Редактор сайта Ассоциации писателей Урала. Поэт, автор книги стихов «Конверт с листьями» (2017). Подборки стихотворений, поэтические переводы, интервью публиковались в журналах «Гостиный дворъ» (2018, 2020), «День и Ночь» (2020), «Бельские просторы» (2020), «Литературный Омск» (2020), альманахах «Чаша круговая» (Екатеринбург, 2017, 2018, 2020), «Кольчугинская осень» (Ленинск-Кузнецкий, 2017), «Направление мысли» (Челябинск, 2017), «Территория слова» (ЛНР, 2019), «Литературный курс» (Челябинск, 2020). Лауреат литературного конкурса «Стилисты добра» (Челябинск, 2016), Рождественского поэтического конкурса (Каменск-Уральский, 2018), вошла в шорт-лист Всероссийского литературного конкурса им. С. Н. Сергеева-Ценского «Преображение России» (2020) в номинации «Поэзия», в шорт-лист Международного фестиваля литературы и культуры «Славянские традиции» (2020) в номинации «Литературный перевод». Принимала участие в совещаниях молодых писателей в Челябинске (2016–2019), в Москве и Ярославле (2018), в том числе и в качестве руководителя семинаров. Член Союза писателей России.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.