6 ноября этого года в с. Уват Тюменской области состоится 25 конференция Ассоциации писателей Урала. На повестку дня конференции вынесен вопрос: «История и современность: проблемы отстаивания исторической правды в произведениях современных писателей». Статьёй профессора Нины Ягодинцевой (Челябинск) мы начинаем публикацию материалов под рубрикой «Навстречу 25-й конференции АсПУр».Нина Ягодинцева, Профессор Челябинского государственного института культуры, кандидат культурологии, член Союза писателей России.
Писатель и историческая правда
Общеизвестно, что Карамзин утверждал: «История народа принадлежит государю». Декабрист Муравьёв ему возразил: «История народа принадлежит народу». Но всех помирил Пушкин: «История народа принадлежит поэту». Александр Сергеевич, безусловно, был прав, имея в виду поэзию как сотворение живого образа времени и его событий – целостное воспроизведение духа эпохи, её воздуха, воскрешает прошлое в лицах, конфликтах, трагедиях и их разрешении. И мы получаем возможность, отодвинув сухие цифры и факты, войти в живое прошлое. С другой стороны, понятна и субъективность любого взгляда на историю – каждый творит свой образ, хоть современности, хоть прошедших событий, а в условиях идеологической борьбы, которая в последнее время превратилась в гибридную войну, мнения поляризуются, образы, создаваемые теми или иными писателями, противоречат друг другу – но где же здесь правда? Ведь читатель воспринимает художественный текст не рационально, а эмоционально – в сопереживании героям и осуждении злодеев, и не сухие факты архивов, а именно художественная картина запечатлевается в его памяти и становится основой суждения о прошлом! Давайте возьмём в качестве близкого к нам примера такой борьбы и результата её – образ России (СССР) в период великих строек и великой Победы в страшной войне (1925-1965 годы). Ведь это был период, заложивший фундамент развития страны на многие десятилетия во всех направлениях. Мы и сегодня стоим на этом фундаменте. И если литература того времени стремилась оптимистично изобразить настоящее, его созидательный пафос, и даже заглянуть в будущее, – то позже началось сначала тайное подтачивание, а потом и открытое чудовищное искажение магистрального смысла эпохи. В результате к 80-м годам «в борьбе за историческую правду» мы получили образ времён мрачных, бессмысленных, злобных и беспощадных, отягощённых доносами, изобиловавших жертвами репрессий… А если эмоциональный образ эпохи таков – его можно насыщать любым числом жертв, всё равно ведь поверят! Потому что уже сопережили образу… Но где же правда? Где заканчивается строительство светлого будущего страны и начинается сплошной ГУЛАГ? Какую из двух правд принять художнику за основу художественного образа? Оптимистическую или трагическую? Ведь на самом деле было и то, и другое, мало того – одно от другого уже не отделить: энтузиазм одних вызывал ярость у других, и подспудно смертельная гражданская война продолжалась и после Победы 1945 года, подогреваемая истинными противниками страны, которые всегда надеялись на разлад и распад России, понимая, что в лобовом столкновении им её не одолеть. А правда – вы не поверите! – в любви к Родине. Да, можно, наверное, сказать – в патриотизме, но чужеродное слово не убеждает, им можно жонглировать сколь угодно, подсовывать к нему искажённые, подлые смыслы (помните, как в 1990-х гулял на полном серьёзе мем «патриотизм – последнее прибежище негодяев», без малейшего желания произносящих его вдуматься в истинный смысл фразы?) Только любовь к Родине способна принять и вместить в сердце оба лика сурового времени, соединить в единый образ строительную энергию пафоса с трагическим накалом противонаправленной воли… А ведь это драматический нерв любой эпохи, просто проявляется он с разной степенью отчётливости и трагизма. Только любовь, если она истинна, даёт силы понять, почувствовать противоречие, и показать, где брезжит свет истины, свет будущего. Без неё очень легко заблудиться и в жизни, и в истории. И вот уже у следующего поколения, лишённого любви и потому падкого на чужие смыслы, возникает ложный стыд – и мы не такие какие-то, и история-то у нас не такая, и в чём вообще смысл... А вот на Западе (Востоке, Севере, Юге – как угодно!) – там всё по-другому… Нет, не по-другому. Всё точно так же – возможно, несколько в другой степени. А смысл искажения истории в одном: в том, чтобы лишить любви. Заставить в рамках неизбежной драматической коллизии встать на одну сторону – ту или другую, и при этом в идеологической битве (а это уже точно идеология) упустить из фокуса зрения человека – живого, часто растерянного, страдающего, но через лишения и испытания упрямо идущего к радости, истине, любви. Или гибнущего на этом пути – но гибнущего на этом пути, гибнущего во имя… Ответственность писателя за историческую правду колоссальна. А на что соблазняется пишущий без любви? На гонорар и раскрутку от заказчиков (так бытовала и ещё бытует вся наша либеральная литература, поливающая грязью наше прошлое). На шумный эффект «открытия» ранее неизвестных «жареных» фактов истории. На возможность выделиться среди единомышленников нетривиальными взглядами, блеснуть идейкой. На лёгкость проецирования в прошлое своих психологических травм, начиная от взаимоотношений с родителями, и пр. (но это уже территория психологии и психотерапии). Не любить Родину – это ненормально, неестественно, это какой-то чудовищный вывих, и не всегда человек осознаёт свою травму, свою рану, – но для писателя, тем более творца исторических полотен, это просто профнепригодность. И как тут не вспомнить Апостола Павла и его Первое послание к коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…» (1Кор.13:1-8). Всё ведь уже известно. Не известно только, как принять эти спасительные истины в сердце, сделать их частью своей жизни. Здесь у каждого свой путь, и когда его проходит писатель – за ним идёт народ.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.