

Павел Большаков, член Союза журналистов России, лауреат Международной литературной премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка
«Окаянные дни» русской публицистики… К докладу на XXVI-й конференции Ассоциации писателей Урала (Златоуст, 6 ноября 2025 г.)
Недавно, как член жюри в номинации «Публицистика», прочёл сорок работ присланных на Открытый межрегиональный литературный конкурс «СНЕЖНЫЕ ДАЛИ-2025» имени Алексея Пичкова в Нарьян-Маре. В этом году выдающемуся ненецкого поэту, прозаику, журналисту Алексею Ильичу Пичкову исполнилось бы 90 лет. Конкурс пользуется популярностью почти во всех регионах России. Прочёл конкурсные работы и мне стало грустно: работы, за очень редким исключением, достойного литературного содержания почти ни разу не попали в рамки жанра ПУБЛИЦИСТИКА. Что такое публицистика? Из множества определений назову одно: вид литературы, в которой обсуждаются злободневные вопросы жизни общества и открыто выражаются общественно-политические позиции их авторов. На тот конкурс в Нарьян-Маре пришли замечательные рецензии на книги, воспоминания наших отцов-ветеранов войн, очерки, литературные портреты, родословные и прекрасные зарисовки о нашей современной жизни. И только процентов десять из присланных работ могли претендовать на жанр публицистики, если речь шла об осмыслении войны на Украине и о патриотизме в окопах СВО. Традиции патриотической публицистики, а другой я не изучал, в русской литературе начинались с «неистового Виссариона». Вспомним письмо Белинского к Гоголю, за прочтение которого петрашевцы и Фёдор Достоевский должны были быть расстреляны, но пошли на каторгу. Письмо как первый образец публицистики являлось частью переписки двух выдающихся деятелей русской литературы: оно характеризовало столкновение и размежевание мировоззренческих концепций и определяло дискуссию об ответственности и нравственном авторитете писателя. Ключевые слова – столкновение и размежевание мировоззренческих концепций. Письмо, написанное в 1847 году, породило золотое десятилетие русской публицистики. Речь не столько об известных именах Герцена и Белинского. Проявились и новые имена: Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Мой любимый в студенческий годы нигилист Дмитрий Писарев писал в духе «реальной критики» Николая Добролюбова и трактовал литературные характеры как социальные и психологические типы, приходя к обобщениям, выходившим далеко за рамки анализа литературного произведения. И тут вновь – исторический поворот некоторых русских литераторов к революционной публицистике. Гениальный редактор журнала «Современник» Николай Некрасов, как и Виссарион Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. В шестидесятые годы в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника». И потому, наверное, дворянская кровь Ивана Тургенева, Льва Толстого, Дмитрия Григоровича и Александра Островского вспыхнула протестом против эпохи революционной публицистики: или мы, или разночинцы Добролюбов и Чернышевский. И в чём же гениальность Николая Некрасова как редактора? Он всё хорошо взвесил и пришёл к выводу – «дело прочно, когда под ним струится кровь» (цитата Некрасова). Редактор выбрал разночинцев, которых Герцен из Лондона призывал к топору, почувствовав вызов времени и острую потребность своих читателей в публицистике позапрошлого века. Дворяне покинули редакцию журнала. Это был выбор в пользу нового сильного жанра русской литературы – публицистики. Последствия для журнала были трагическими, вы все это хорошо знаете. Но на сломе литературных эпох и веков вновь проявилось «десятилетие» русской публицистики с 1905 года: журнал «Вехи», «Окаянные дни» Ивана Бунина. Скромная по объёму и формату книжка «Вехи», написанная известными русскими мыслителями Н. Бердяевым, С. Булгаковым, П. Струве, С. Франком и другими философами начала века, сыграла неожиданно важную и заметную роль в развитии общественной мысли России всего ХХ века. Предметом обсуждения в ней стал не только вопрос об интеллигенции, к которой сборник был обращён, но главным образом тема-проблема судьбы России, актуальная и злободневная до сегодняшнего дня. В 1918–1920 годы Бунин записывал в форме дневниковых заметок свои непосредственные наблюдения и впечатления от событий в России. 1918 год в «Окаянных днях» Иван Бунин называл «проклятым», а от будущего ожидал чего-то ещё более ужасного. Из чего я делаю вывод, что основной признак русской публицистики как жанра – это острое ощущение времени и провидческие ожидания будущего. Но за такие болезненно тонкие ощущения настоящего и будущего России порой приходится платить жизнью: вспомним смерть и покушения на публицистов Михаила Кольцова в сталинские времена и Захара Прилепина, которого уже в наши дни пытались убить нацисты Украины. И это тоже признак жанра – быть смелым и готовым отвечать за каждое слово. Для меня сегодня как глоток свежего воздуха – это телепередача Никиты Михалкова «Бесогон». Народ (читай – зрители) любит, когда ему не навязывают точку зрения, а доказывают и даже убеждают принять аргументы для выводов, которые зритель пытается выстрадать сам. Эту особенность русского народа очень точно прочувствовал и тонко воплотил гениальный актёр и режиссёр современности. Почему сегодня, ради публицистики, некоторые яркие интеллигенты отодвинули своё призвание основной профессии и перешли творить в сложный жанр? Наверное, потому, что они, по выражению Михаил Салтыкова-Щедрина, «любят Россию до боли сердечной». И потому, что они – потомки читателей-интеллигентов журнала «Вехи» начала прошлого века. Юнна Мориц надавила на горло своего «ёжика с дыркой в боку» и уже много лет выплёскивает каждый день стихи, которые просто ненавидят предатели и либералы всех мастей. Журналист Владимир Соловьёв собирает в своей телестудии состоявшихся профессионалов мыслящего мира, чтобы оценить ситуацию «лицом к лицу». И я слушаю этих интересных собеседников Соловьёва, чтобы сверить часы с собственными ощущениями истории. Сегодня, похоже, жанр публицистики живёт в русской поэзии настоящих патриотов. Я сейчас говорю о трёх переизданиях сборника «За ленточкой», которые подготовил в Екатеринбурге поэт Александр Кердан и заслужил в этом году золотой диплом Международного Славянского Литературного Форума «Золотой Витязь». Причём, в юбилейном году Великой Победы, который объявлен нашим президентом Годом защитника Отечества. Не это ли яркий пример, который очень точно соответствует повестке дня нашего семинара. И я в этом году не остался в стороне от патриотических поэтических сборников и приложил свои способности и усилия к выпуску в качестве редактора-составителя сборника фронтовой поэзии уральцев трёх поколений «Сим победиши!». Станет ли Z-поэзия классикой русской поэзии и публицистики, время покажет. А пока волна графомании на «модную» тему окопной поэзии почти захлестнула Россию. И это неизбежно, когда болит душа... Но я недавно читал очень талантливые тексты со всей России конкурса в Нарьян-Маре с надеждой, что публицистика возродится не только на телевидении и в поэзии, но и в прозе. Нет ничего удивительного в том, что сегодня уже не существует той разрушительной публицистики времён «перестройки», когда открыли шлюзы для «чернухи». В те времена мало было мыслящих людей. А если и были, им не давали место в популярных «Огоньке» и «Московских новостях». Газеты «Советская Россия» и «День» погоды в философском осмыслении дня почти не делали. Хотя это моё утверждение весьма спорное. На сегодня в печатном виде с 90-х годов прошлого столетия осталась только газета «Завтра» классического русского публициста Александра Проханова и газета патриотов Южного Урала «Танкоград» основателя издания и публициста Сергея Алабжина. Это они вполне адекватно отвечают на вызов времени – формируют каждый день(!) уже почти 30 лет патриотическое сознание своего читателя. Сизифов труд, скажете вы? Но кто-то это должен делать! Не случайно сегодня в Златоусте столь уважаемые литераторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Кирова, Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени задались проблемой формирования патриотизма в сознании читателей современной русской литературы и публицистики. Попытаюсь кратко ответить на вопрос – где же наша отечественная публицистика, которая формирует патриотизм в обществе? На мой взгляд, журналистика и публицистика обслуживает идеалы общества. Или спорит с ними. А, как известно, идеология (от слова идеал) в России запрещена конституцией 1993 года. Читай – запрещена и журналистика в том понимании, которое я обозначил. А публицистика – это ворота из журналистики в большую литературу. Надо ли задаваться вопросом, почему почти исчезла печатная публицистика? Почему нет печатных и судьбоносных «Вех»? Потому, наверное, что мы вновь переживаем «окаянные дни» русской журналистики с 1985 года? …А после литературного конкурса в Нарьян-Маре у меня осталось приятное послевкусие: литературный народ пишет. Ещё как пишет! И не вина пишущего народа, что мы, члены жюри, пытаемся впихнуть его в узкие рамки жанров. Невозможно душу русскую ограничить литературоведческими «правилами»… И в конце моего выступления – самое главное. Мне представляется, что в уральской культурной провинции консервируются до поры до времени лучшие традиции литературного Отечества. Южный Урал 19 ноября будет отмечать 85-летие своего писателя и краеведа. Он каждый год с помощью сына выпускает маленькие сборники путевых заметок и впечатлений от происходящего вокруг, от увиденного и пережитого. Своеобразные дневники чувств и предчувствий русского писателя. Словно и не слышал челябинский литератор знаменитых слов «большое видится на расстоянии». Наш южно-уральский Нестор лицом к лицу пытается осмыслить переломные моменты века уходящего и наступившего. Его словно дразнит затёртое изречение «не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но он предпочитает помнить Фёдора Тютчева – «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» Южно-уральский писатель с настойчивостью литературного безумца пытается умом понять Россию уже сегодня, сей же час. Он словно торопится запечатлеть в своей памяти увиденное и услышанное. И не перестаёт задавать вопросы всему миру. Его ответы на вызовы времени уже составляют XIV томов собрания сочинений. Южно-уральскому безумству храбрых аллилуйю будут петь историки, драматурги, литературоведы, публицисты, учёные и любопытствующие студенты, может быть, после осмысления лет через лет 10-20. Но, может быть, и раньше. Хочется верить... А сегодня хочу поприветствовать настоящего героя нашего времени – Кирилла Алексеевича Шишова...
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.