Игра слов, свойственная литературному творчеству, иногда приоткрывает неожиданные стороны смысла. Все знают, что неолит – период человеческой истории, эпоха шлифования камня. Но все ли знают, что есть ещё один Нео-Лит – барнаульское литературное агентство? Этим агентством руководит член Союза писателей России Анна Самойлова. И, конечно, в названии этом открытый намёк на новую литературу, новые её грани.
А ведь если подумать, Нео-Лит тоже занимается шлифовкой, только материал у него другой – художественное слово, замысел, сюжет. Смыслы сходятся и перекликаются, как и полагается серьёзной творческой заявке. А когда узнаёшь, что агентство было открыто в Год литературы на грант Центра занятости населения, понимаешь, как крепко впаяно литературное творчество в наше суровое и, казалось бы, вовсе нелитературное время.
Сам опыт создания литературного агентства очень интересен – эта творческая среда с трудом поддаётся какому-либо внешнему регулированию, ей гораздо более свойственна самоорганизация, и агентство – одна из, пожалуй, новых комплексных форм работы в литературном сообществе. Содержание её, тем не менее, закономерно традиционно: это общение – обучение – первые опыты публикаций – выход к широкому читателю. Форма приспосабливается ко внешним обстоятельствам, чтобы полнее реализовать содержание – и тут мы видим закономерность.
А начиналось всё тоже необычно: 4 апреля 2013 года в Барнауле был создан «Клуб любительниц фантастики». В альпинизме есть такое выражение: «французская связка», означающее, что на восхождение идут одни девушки. Вот и здесь сложилось замечательное сочетание женской литературной логики, любви к фантастике – и желания творить самим. Постигая азы писательского мастерства, «французская связка» закономерно пришла к идее издания журнала – и первый номер «Фантастической среды» с подзаголовком «Журнал клуба любительниц фантастики города Б.» увидел свет уже весной 2014 года.
На обложке журнала довольно смелый тезис: «Любая литература – фантастика!» Впрочем, оспорить его вряд ли получится, ведь фантастика по сути – это метафора реальности, свободный подбор неких невероятных предлагаемых героям обстоятельств, сделанный только для того, чтобы авторская идея, авторская истина стала более очевидной и убедительной. То есть фантастика – ложь в форме ради истины в содержании.
В редакторской статье первого выпуска журнала Анна Самойлова так описывает процесс литературной учёбы в клубе: «Лучший способ что-то узнать – окунуться с головой. Мы … решили подробнее изучить различные поджанры фантастики и художественные методы. Первой была космоопера. Потом – магический реализм, городское фэнтези и хроноопера. Мы читали литературоведческие и теоретико-литературные исследования, произведения классиков жанра, а потом писали сами. Основная задача была «попасть в жанр», то есть – создать собственное произведение в заданном жанре. В ходе обсуждения возник вопрос о женской и мужской прозе. О разных подходах к литературе у мужчин и у женщин. Потом зашёл разговор о структуре рассказа. И это стало поводом для очередной литературной игры. Мы переписали «Курочку Рябу» и «Трёх медведей» в различных композициях и посмотрели, как меняется эмоциональная и смысловая нагрузка произведения в зависимости от выбранной композиции. И всё это с чаем и маленькими гастрономическими радостями жизни. Год пролетел с поистине фантастической скоростью! И мы поняли, что пришла пора поделиться с читателями произведениями, родившимися на занятиях Клуба…»
Но уже и «игровые» эскизы начинают выявлять авторские индивидуальности участниц «французской связки». Одним из заданий был рассказ на тему: «Почему не любят старых поэтесс?» И доброжелательный критик уже в этих, в общем-то, совершенно учебных текстах, помещённых в первом номере журнала «Фантастическая среда», отметит довольно чистый язык начинающих авторов, умение «держать» сюжет, попытки художественно, «не в лоб» и в то же время убедительно выражать авторскую идею. Возможно, здесь играет роль и то, что в большинстве рассказов описывается знакомая авторам литературная среда и её привычные типажи, – но, во всяком случае, в каждом рассказе очевидна честная попытка «взять» тему, увидеть её в необычном ракурсе, учесть психологические нюансы – как в рассказе Ольги Исуповой «За футбол», где два мира – поэтический и обыденный – сталкиваются в мелком бытовом конфликте и бытовой обнаруживает непреодолимую пропасть, отделяющую его от поэзии.
С первого номера большое внимание уделяется и оформлению журнала, и – что очень важно для журнала – рубрикации. Далее от выпуска к выпуску внимательный читатель наблюдает, как издание набирает силу. Есть в этом культурном явлении аспект, который хотелось бы отметить особо. Традиция литературных журналов в России складывалась на протяжении нескольких веков, однако к началу нового тысячелетия она оказалась как бы на излёте: читателей захлестнули потоки информации, редакции большинства «толстых» литературных журналов потеряли частично или полностью государственную поддержку, и уже заходят там и сям разговоры о том, нужны ли нам вообще литературные журналы – вон в Интернете места сколько! Поля непаханые. Только и публикуйся…
Но уже сам факт стихийного возникновения периодических литературных изданий в регионах говорит о том, что журналы нужны и писателям, и читателям, они выполняют множество общественно важных функций. Во-первых, это отражение современного, текущего литературного процесса, то есть зеркало времени, в которое непременно следует взглядывать хотя бы между делами. Во-вторых, журналы – важнейший элемент системы отбора литературных произведений в национальную сокровищницу, которую каждое время должно пополнять своим фондом, характерным только для него – в языке, образах, идеях, выборе нравственных ориентиров. В-третьих, литературная периодика максимально приближает современную литературу к читателю, своевременно открывает ему новые имена и темы, новые поводы осмысления собственного бытия.
Можно ещё дополнять этот ряд тезисов о значимости литературной периодики, но в связи с «Фантастической средой» хочется остановиться на одном, казалось бы, не слишком значительном моменте: публикации – учат. При правильно поставленном процессе литературной учёбы каждая публикация – не лавровый листок в постный творческий супчик, а испытание ответственностью за каждое печатное слово, возможность «сориентироваться» в культурном пространстве, обозначить свои приоритеты, темы, школу… А главное – расти от публикации к публикации. Но это сегодня, при доступности полиграфических мощностей, – явление на грани фантастики. В свет буквально вылетают один за одним роскошно изданные, но очень далёкие от литературы «произведения» литературной самодеятельности с обилием ошибок и откровенными глупостями, сводя на нет смысл существования литературы вообще. И литературные журналы – первый барьер на пути этого мутного потока, так как здесь возможен и необходим первичный отбор, начинается редактирование.
Именно поэтому литературная среда буквально генерирует идеи изданий, где могли бы печататься и учиться на своих ошибках не начинающие (речь не о них) – а начавшие уже серьёзно писать авторы.
Даже в этюдиках уже угадывается почерк каждого прозаика. Вот, например, во втором номере публикуется выборка по результатам выполнения ответственного задания: написать портрет редакционного стула. Обычного чёрного офисного стула на железных ножках. «На студию народу пришло немного, и свободный стул дремал в сторонке, слушая разговоры о литературных портретах. И вдруг руководитель поднял его и, поставив на середину студии, сказал: – Напишите портрет этого стула. Именно этого! Найдите, чем он отличается от других! Стул раньше никогда не думал об отличии. И вдруг такое!.. Мысли о том, чем он отличается от остальных, были странными и непривычными...» (Анна Самойлова). «Все, как на подбор: статные, ножки лёгкие, выносливые, сиденья немаркие, спинки с ловким изгибом. Ответственные за усидчивость» (Ольга Исупова). «Ведь как я могу не узнать эту полукруглую спинку, на которую никогда ничего невозможно повесить? Каждый раз, когда я вешаю на твою спинку сумку, ты будто дёргаешь плечами, и в итоге она падает на пол» (Лариса Лемле). «Этакий небольшой табунчик молодых жеребчиков, готовых в любую минуту устроить забег на сверхмалую дистанцию по кабинету» (Евгения Ткалич). «Я стул. На первый взгляд, ничем не отличаюсь от всех остальных стульев, но я другой – потому, что мне нравится одна женщина» (Татьяна Рассказова).
Литературное агентство «Нео-Лит» после закрытия Дома литераторов в Барнауле взяло на себя часть функций писательской организации – по работе с самодеятельными авторами, их общению и литературно-творческой учёбе. Во вступительной статье к 3 выпуску журнала редактор Анна Самойлова пишет: «При агентстве открыто три студии прозы и читательский клуб. Кроме того, оказываются услуги литературного консультирования, предпечатная подготовка книг и продвижение авторов. Наш журнал… прирос новыми интересными авторами. Как и прежде, здесь публикуются произведения участниц «Клуба любительниц фантастики», написанные на занятиях студии. Теперь к ним добавились… произведения участников студий прозы – «Бездны оптимизма» и «Банды литературных хулиганов»... Кроме того, теперь и у авторов, что называется «со стороны», появилась возможность опубликоваться в нашем журнале. Для наших читателей мы начали проводить конкурсы...».
Редакторская статья третьего номера представляет нам уже сложившуюся, глубоко продуманную систему литературной работы с начинающими авторами, и понимая, что речь идёт о самодеятельном литературном творчестве и его развитии, мы одновременно осознаём, что именно так создаётся культурная среда, необходимая для произрастания уникальных талантов.
Очень часто от руководителя литературного сообщества люди, не посвящённые в творческую кухню, требуют скорейшего открытия новых имён, ярких талантов. И мало кто понимает, что это зависит не от руководителя. От него напрямую зависит только качество создаваемой литературной среды, «питательный бульон», из которого каждый берёт сколько может и растёт – как пошлёт Бог. По опыту работы в жюри литературных премий могу сказать, что именно среда играет огромную роль в творческой судьбе многих авторов. Читая книгу, часто видишь: вот пообтесался бы этот талант, пообточился бы в литературном общении и учёбе – и засверкал бы бриллиантом, а так – информации и опыта нет, нет и развития в полную силу, а способности-то очевидны…
И вот уже в третьем номере журнала мы читаем рассказ Натальи Волковой «Собака», где автор сплетает сложную событийную и психологическую канву и ставит себе очень высокую сверхзадачу – показать преображение человеческой души. Не всегда справляясь с излишними подробностями, в решающие моменты сюжета Н. Волкова обретает точность и лаконичность письма, выводит повествование на грань реального и ирреального, но – самое замечательное – в рассказе вдруг всё становится реальным. В произведениях других авторов этого номера – например, Анны Бровко и Евгении Ткалич, – фантастические приёмы просты и очевидны, это, скорее, только учебные этюды, но, освоив их, можно браться и за более серьёзные задачи. Каждый номер предоставляет свои страницы не только гостям – известным фантастам, но и дебютантам, и уровень дебютов вполне отражает основательность учёбы и серьёзность литературных амбиций авторов. В четвёртом номере подведён итог трёхлетней работы «французской связки» любительниц фантастики, с которых, собственно, всё и началось: «Как много мы успели сделать! Мы побеждали в литературных конкурсах, …ездили на литературные пленеры. Мы читали и обсуждали произведения классиков и местных авторов. Кстати, сейчас у нас работает «Читательский клуб», куда вход открыт для всех желающих. Члены нашего клуба приняли участие в литературных конкурсах и в семинаре молодых литераторов. Троих членов Клуба приняли в Союз писателей России, а ещё троим дана рекомендация в Союз писателей по выходу книги в течение трёх лет. И главное! Вышла первая книга в серии «Нео-Лит»!»
От клуба любительниц до основания собственной книжной серии – за несколько лет? Что ж, это вполне убедительное доказательство жизнеспособности, перспективности литературного сообщества. Уже 4 номер журнала представляет нам тщательно разработанную рубрикацию, жанровое разнообразие материалов: здесь и традиционный гость номера, и дискуссионный клуб с обсуждением традиционных (проблемы чтения) и новых (сетевые конкурсы) «болевых» тем, поэзия, фантастика (от истории с победой любви над вампирами до «хэндмейд»-ворожбы наших мудрых бабушек), экспериментальная проза, дебюты и юмор…
Сегодня, когда профессиональное литературное сообщество во многом лишено поддержки и окружено проблемами, мы видим, как самодеятельное движение растёт и ширится – примеров можно привести множество, практически из всех регионов России (в том числе, подобные клубы активно работают и у нас в Челябинске). У русской литературы мощный инстинкт самосохранения, и если видеть в литературной самодеятельности только угрозу профессиональной литературе – значит, совершенно не принимать во внимание значимость культурной среды, важность литературно-творческой учёбы, ценность творческого человеческого общения во времена прагматизма и потребительства.
Нео-Литу удалось создать в Барнауле свою «Фантастическую среду» – пожелаем ему успехов в упорной шлифовке литературных граней!
Нина Ягодинцева, Челябинск
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.