Культура высокого напряжения Выступление на XVIII конференции АсПУр
Тема нашей конференции – преемственность и новаторство. Понятие преемственности в своей основе относится прежде всего к высоте видения, глубине прозрения, которые достигаются не единичным литературным подвигом, а совокупными усилиями нескольких поколений писателей, мыслителей, гуманистов. И потому объектом преемственности по сути является магистральный смысл культуры, общее направление его развития. Если посмотреть на смысл как на форму духовной связи отдельного человека с окружающими его вещами и с миром как целым, соединение «я» с «мы», он может быть представлен в качестве канала связи, по которому человек направляет свою жизненную энергию и получает ответ. Смысл – проводник, по которому течет ток нашей воли. Это корневая система, питающая тонкую травинку или могучее древо нашей жизни. Обладая индивидуальным, выделенным из мира Природы самосознанием, человек обладает и свободой выбора: направить ли свою волю на со-бытие с породившим его и нуждающимся в нем Миром как целым, то есть соединить системой смыслов «я» с «мы», согласовать своё бытие со всеобщим, – или утвердить в качестве приоритета эго, единичную частную жизнь. И надо понимать, что как личность, так и народ, включенные в магистральный смысл всеобщего со-бытия, становятся со-причастны его вечности, а те, кто взращивает свою частность, довольно быстро выпадают в никуда. Мы видим, что смысл является насущной необходимостью бытия, и с утратой его человек – и народ! – погибает, ибо его воля к жизни, не находя связей вовне, внутри него становится волей к смерти. Литература в этом контексте может быть представлена как система смысловых маяков, расставляемых в наиболее проблемных или прямо опасных точках жизненного пути. Она создает, обновляет, опробует и утверждает смыслы, актуальные для данной эпохи, данной культуры, данного поколения, каждого конкретного человека. В советском мобилизационном периоде (начале 1930-х – 1950-е годы прошлого века), может быть, впервые в истории спасительный потенциал литературы был использован для воспитания, консолидации общества и моделирования образа будущего буквально в катастрофических условиях выживания. Но уже в 1960-е, при переходе от мобилизационного режима существования к более-менее спокойному, возникла потребность в обновлении смыслов. Жажда эта лавинообразно нарастала, а ответа не было. И в отсутствие общих позитивных смыслов возобладали негативно-критические, сделавшие возможным и даже неизбежным быстрый распад государства. А с начала 1990-х это мощное оружие было развернуто против нас. И сегодня мы наблюдаем в литературе и в жизни неравную битву: – с одной стороны, последовательное настойчивое обессмысливание, а с другой – поиск смысла, который пока трудно назвать активным. Разрушение смыслов идет осознанно, целенаправленно, стратегически просчитанно. Случайно ли современная русская литература отлучена от государственной поддержки, её общественный статус низведен до хобби, а профессия писателя отсутствует вообще? Нет, это закономерная часть процесса обессмысливания. Случайно ли в качестве замены подлинно национальной литературы раскручивается «обойма» имен и произведений, превращающих в абсурд и бессмыслицу нашу историю, литературное наследие, наше настоящее, наши ценности? Нет, это инструмент обесточивания жизни. И разрушительная деятельность, лишающая смысла наше бытие, несет в себе свой собственный совершенно внятный смысл. По каким стратегическим смысловым линиям, кроме литературы, направлены главные удары обессмысливания? Это, конечно, русская история – и более всего двадцатого века, которая из истории невероятного напряжения народных сил и практически невозможных, но, тем не менее, реальных побед превратилась в историю бессмысленного бунта, бессмысленного братоубийства Гражданской, бессмысленных репрессий, бессмысленной Победы («жили бы сейчас как на Западе...») – первые проблески смысла усматриваются сегодня разрушителями в идее индивидуализма и личного комфорта только в 1960-е. Еще одно направление стратегического удара – ценностные основания культуры, нравственность. Изменение отношения человека к человеку, человека к обществу, человека к природе, человека к высшей реальности – к Богу – везде происходит по принципу атомизации, отделения, отпадения от общего со-бытия. Следующий момент – перенаправление вектора поиска: литература и гуманитарные науки направляют силы преимущественно на изучение низких смыслов и прямой бессмыслицы как некой безусловной данности бытия. Строительство смысла и неизбежно сопровождающий его пафос рассматривается сегодня как абсурд. Но ведь это зона сумерек сознания, тления и угасания воли, жизненных сил, самой жизни. Ну и, наконец, прямая подмена: плохо без смысла? Принимайте наш. Не понравилось? Ну, тогда ваше существование бессмысленно. Именно эта разрушительная деятельность и преподносится сегодня в качестве новаторства, новых смыслов, нового языка культуры. Но почему мы пропускаем удар за ударом? В какой момент наша сила превращается в роковую слабость? Надо понимать, что сильные стороны нашей культуры при определенных условиях опасно уязвимы. Во-первых, русскому человеку в силу исторических особенностей формирования национального характера свойствен поиск коллективного, всеобщего смысла – для всех. По этому проводу течёт ток самого высокого напряжения, здесь можно реализовать максимум воли. На слабом токе (частных индивидуальных смыслах) наша система просто не работает, и вполне может перегореть, если в этом режиме будет выдерживаться достаточно долго. Во-вторых, по тем же причинам смысл должен быть максимально высоким – иными словами, русский человек стремится жить в присутствии Бога. Я уже не говорю, что «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман» вовсе не потому, что обманываться приятно, а потому, что мы – культура высокого напряжения. Низкое для нас весьма чревато. Но ведь очевидно, что целенаправленно разрушаются самые высокие – сакральные – смыслы, несущие в себе наибольшее количество жизненной энергии. Запрос на настоящее новаторство находится сегодня в сфере смысловой, в актуализации жизненно необходимых смыслов, которые нужно искать и формулировать, нести читателям не только через книги, но и в каждодневном непосредственном общении. В смысловой битве драгоценен каждый человек, каждая личность, все, что объединяет нас, удерживает в бытии и питает нашу волю к жизни. И литература – наша мастерская смысла. Очень ярко эта битва проявляется сегодня в литературе для подростков, где, с одной стороны, с каждым годом снижается качество массовой литературной продукции коммерческих издательств, а с другой – обновляются и крепнут магистральные смыслы нашей культуры. В качестве примера хотелось бы привести три «романа взросления», вышедшие в последние несколько лет. Это роман Андрея Юрича из Кемерово «Ржа», где трагический конфликт идеального детского мира и реального взрослого приводит юного читателя к выводу, что свой идеал, свой инстинкт истины – абсолютная ценность. И нужно быть сильным, чтобы её отстоять. Это повесть взросления «Приключения Славки Щукина» красноярца Евгения Мамонтова, где шаг за шагом учится и мужает обычный школьник, вдруг увлечённый идеей создания вечного двигателя. И эта иррациональная идея тоже несёт базовый смысл русской культуры – стремление к невозможному и обретение его в конце концов, ведь возможное или невозможное – это не более чем наши собственные понятия, нас ограничивающие. И, наконец, пронзительный роман «Облачный полк» Эдуарда Веркина из Иваново, где герой – подросток на войне, в партизанском отряде, погибает, прикрывая отход партизан. И здесь возникает третий магистральный смысл русской культуры: жизнь за други своя, за народ, за родную землю. Ибо нет бессмертия личного, а есть бессмертие своего рода и народа, и пока есть люди, способные ради него отдать свою жизнь, мы все – вечны. Даже при том, что процессы обессмысливания (обесточивания жизни) происходят лавинообразно, нарастают год от года, литература вполне способна противостоять им, потому что она может дать человеку смысл – и крохотный личный, и большой всеобщий, а значит, и энергию для жизни. Ведь и образование, по сути, должно сегодня не только давать готовые, сформированные смыслы, но и навыки смыслообразования. И большое подспорье в этом – литературно-творческие технологии, направленные на развитие личности. Русская мастерская смысла работает. Она постоянно воссоздаёт высокие смыслы, жизненно необходимые для культуры высокого напряжения. Утверждая их, донося до каждого читателя, собеседника, современника, – мы укрепляем защиту от обессмысливания, обесточивания, разрушения. Эту битву нам проиграть нельзя.Нина Ягодинцева, Челябинск
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.