Нина Ягодинцева, Профессор Челябинского государственного института культуры, секретарь Союза писателей России.
Поиски духовно-нравственных смыслов в произведениях классиков и современников (на примере Урала)
Доклад на ХХIII конференции ассоциации писателей Урала. К 170-летию Мамина-Сибиряка
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Мне хотелось бы, чтобы в качестве подзаголовка к докладу прозвучали слова «Нравственная мысль о человеке». XXIII конференция Ассоциации писателей Урала традиционно проходит в день рождения одного из самых ярких уральских классиков – Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Сегодня ему исполняется 170 лет. В отечественную литературу он вошёл как певец горнозаводского Урала, но необычайно широко отразил в своих знаменитых социальных романах народную жизнь, её трагические коллизии и нравственные искания в тот самый исторический период, когда Россия находилась в процессе колоссальных изменений. Эти изменения нёс с собой нарождающийся в стране капитализм, социально-экономический строй, генетически чуждый общинной психологии традиционного русского крестьянского уклада. Мамин-Сибиряк ушёл из жизни в 1912 году, вскоре после своего 60-летнего юбилея. А в 1917 году в России произошёл великий перелом, давший человечеству пример и опыт построения первого в мире общества социальной справедливости. Многие русские философы говорят, о том, что революция была реакцией глубинной жизни России на те изменения, которые нёс с собой новый общественный уклад. Исторические оценки этой социальной трансформации разнятся сегодня до диаметрально противоположных. Для одних Советский Союз навсегда останется «совком», для других – первым в мире социалистическим государством. Само общество социальной справедливости было разрушено в 1991–1993 годах, и в информационном поле прочно укоренился миф о том, что разрушилось оно само по себе, совершенно закономерно, а вовсе не злонамерением противостоящих сил. Но обобщающую оценку произошедшего высказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, назвавший крушение СССР «крупнейшей геополитической катастрофой». И Россия вернулась в капитализм. Мамин-Сибиряк буквально с первого романа «Горное гнездо» показывал в своих произведениях, как новый для России середины – конца ХХ века социальный строй безжалостно ломает не только традиционный уклад жизни народа – он испытывает каждого человека на излом либо властью и богатством, либо бесправием и нищетой, взламывает его изнутри, высвобождает тёмные инстинкты и взращивает их – а в конечном итоге гасит волю к жизни, творчеству, мечте… Сегодня мы видим, к чему капитализм приводит в финале: к целому спектру программ самоуничтожения человечества. Мамин-Сибиряк писал свои произведения с глубочайшим состраданием к человеку. На его памятнике высечены известные нам слова: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот где настоящая жизнь и настоящее счастье». Но писатель не был в полной мере признан современниками – конечно, ведь многих завораживала технологическая мощь новой эпохи, ими владели мечты о светлом машинном будущем человечества, как сейчас нас завораживает мощь цифровых технологий, «умная» техника, «умные» дома и города… А Мамина-Сибиряка заботил прежде всего человек, и уральский классик с горечью писал другу: «...Я подарил им целый край с людьми, природой и всеми богатствами, а они даже не смотрят на мой подарок». И не желание славы вело его через тернии писательского труда, через бедность и лишения, а высокая мысль о человеке, о богатстве жизни, о могуществе природы... И вот теперь уже мы становимся свидетелями того, как, проведя человечество в ХХ веке через две мировые и множество локальных войн, истощив ресурсы и отравив природу, оставляя после себя горы пластикового и иного ядовитого мусора, капитализм на последнем издыхании, как тяжело раненный зверь, становится ещё более опасен, беспощаден к человеку, вплоть до отрицания самой человеческой сущности, до проектов сращивания человека с машиной, до идей истребления большей части человечества эпидемиями, войнами и голодом, потому что природные ресурсы не бесконечны, и значит, нужно убирать конкурентов любыми способами. Тогда как по расчётам некоторых русских учёных, наша планета при разумном использовании ресурсов может прокормить не 8, а 80 миллиардов человек. В опасной близости «красной черты», за которой самоуничтожение становится необратимым, духовно-нравственный поиск обретает особую значимость. Когда вокруг рушится привычная жизнь, точка опоры должна быть внутри человека, в его душе. В понимании и принятии нравственного закона как основы жизни. Но есть ли она сейчас, эта точка опоры? Достаточно ли она прочна, выдержит ли агрессивное давление извне? И какие ценностные основания могут стать для нас фундаментом будущего? Если Советский Союз возник как реакция на бесчеловечность капиталистического мироустройства, как единственная возможность выжить, выйдя из звериных законов капитализма в уравнительный, но гораздо более человечный социализм, то что же мы можем возмечтать о будущем и сделать сейчас, видя скорую неминуемую гибель этой хищной губительной системы мироустройства? Даже за те 30 лет, которые капитализм господствует в России, мы все увидели, насколько сильно он извращает своей властью человеческую сущность – сначала безграничным потреблением и развратом, потом ужасом неминуемой смерти от новоявленной чумы, а теперь – ещё и атмосферой тотальной лжи, ненависти и агрессии, выплеснувшейся на нас. Примет ли Россия античеловеческие проекты будущего как данность, или мы будем уповать на победу духовной человеческой природы, отдавая себе отчёт, что путь к этой победе страшно долог и требует от нас бесконечного мужества, терпения и жертвы? Никто не может дать точный ответ, ибо будущее не предопределено, и если мы до сих пор существуем – то вовсе не потому, что кто-то что-то решает за человека. Знаете, есть такой популярный интернет-мем: «Наши не придут, потому что наши – это мы». Так вот, наши – это мы. И у нас есть литература – наша русская наука о жизни. Литература – та сфера деятельности, где созидаются смыслы, где духовный опыт не просто обретается: он накапливается и набирает силу, начинает проявлять себя не только на страницах книг, но и в создании культурного пространства, в трансляции и пропаганде жизнесберегающих, жизнестроительных ценностей, а в идеале формирует пространство общественного диалога, согласующего множество воль и преобразующего их в единую волю народа к жизни, труду и счастью. И здесь хочется обратиться к судьбе ещё одного уральского классика, Павла Петровича Бажова. Он вошёл в историю как человек, в одиночку, своим пером создавший мифологию горнозаводского Урала, настолько органичную и естественную, что сейчас даже мысли не возникает о том, что сказы – это авторские произведения. А писать их Павел Петрович начал в тяжелейшие годы своей жизни, когда его дважды по доносам исключали из партии, отлучали от литературы, лишали возможности публиковаться… Именно тогда писатель сделал свой нравственный выбор: пусть имя его останется неизвестным, но он будет писать для народа… Потом литературоведы назовут его фольклористом, разыщут прообраз дедушки Слышко, примут авторскую мифологию за народную – но разве это важно? Акт самоотречения во имя высшей цели – не только подвиг создания сказов, но и впоследствии многолетняя работа Павла Петровича на посту руководителя Свердловской писательской организации, помощь многим и многим людям в сложных жизненных ситуациях – всё это вместе и есть служение литературе, а через неё (вот что самое главное!) – человеку. Но как объяснить это литераторам эпохи потребления, для которых высшей целью провозглашено самовыражение, и с каждым своим чувством, самым беспомощным или даже самым тёмным и недостойным, порой просто гадким, они носятся, предъявляя его как селфи своей души и высшую в этом мире ценность, на которую никто не смеет покуситься? Вот здесь, в этой точке отсчёта, сходятся лицом к лицу классики и современники, сталкиваются литература и антилитература, здесь сегодня разгорается спор о человеке, утверждение его губительных или спасительных жизненных ценностей. «Разделяй и властвуй» – мы ведь знаем, чей это принцип, и потому настоящая литература как форма служения человеку и обществу начинается не с утверждения собственного «Я», а с самоотречения во имя слова, во имя общего дела. Одинокий литературный труд обретает статус общего дела только тогда, когда писатель «живёт тысячью жизней, страдает и радуется тысячью сердец», как точно сказал Мамин-Сибиряк. Давайте оглянемся на нашу с вами работу, потому что сегодня мы стоим на пороге ещё не созданного, ничем не предопределённого будущего – впрочем, уже предопределённого в той его части, которую составляет каждый из нас, в это будущее входящий. Разве создание и вся деятельность Ассоциации писателей Урала не является примером такого высокого нравственного служения? Вспомните 1999 год. Жестокий и хищный российский капитализм уже уверился в своей силе и правоте, отбросил литературу далеко на обочину общественной жизни, обрёк писателей, осмысливающих происходящее, буквально на выживание. Литературное поле страны распалось, связи разрушились. Особенно тяжело было в регионах. «Какие писатели, у нас канализацию чистить некому!» – отреагировал в те годы один из челябинских руководителей, когда попытались обратить его внимание на литературу. Но нашёлся человек, который отложил в сторону перо и начал кропотливо собирать разрозненные, брошенные писательские силы огромного региона. На первых конференциях в основном говорили о бедах – о том, что даже хоронить умерших писателей не на что. Потом появились первые успешные контакты с администрациями областей, первые яркие проекты – и через некоторое время на конференциях Ассоциации уже делились позитивным опытом, а затем стали определять стратегические цели развития литературы Урала, Сибири и Поволжья. Помним ли мы сейчас, каких усилий стоило это объединение, как сложно складывались диалоги с администрациями, как пытались утвердить за счёт других собственное «я» отдельные писатели, но утверждалось всё-таки не эгоистическое «я», а могучее «мы», и постепенно литература русской глубинки оживала, начинала звучать в полный голос и говорить с человеком о человеке – в те годы, когда из него старательно воспитывали потребителя благ, писатели говорили о добре, о любви, о совести, воспитании сердца и созидании культуры. И когда литературное поле страны снова стало собираться и соединяться связями – Урал и Сибирь оказались не потерянными, это были не депрессивные литературные регионы, здесь обнаружились активные, сильные, уверенные в своей общественной значимости организации. Была выстроена системная работа с молодыми, многие из которых сегодня уже в одном ряду со старшими товарищами, развернулась издательская программа, вручались премии за лучшие произведения… И, кстати, две всероссийские литературные премии Урала носят имя наших уральских классиков – Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка и Павла Петровича Бажова, но в Ассоциации писателей Урала есть и ещё премия, которая носит имя писателя-фронтовика Венедикта Тимофеевича Станцева. Жить тысячью жизней, служить своему народу даже оставаясь безымянным, защищать своей кровью его свободу – вот что завещали нам наши великие предшественники, наши классики, нам – современникам великого социального перелома, гибели капитализма и зарождения новой эпохи, которая будет гораздо шире любого из названий, в спешке подбираемых ей пропагандистами. Мы не знаем, какой будет эта эпоха, но мы знаем, что каждый из нас должен привнести в неё лучшее – всё богатство своего сердца. Рядом с Александром Керданом, отложившим тогда, в 1999 году, в сторону перо и взявшимся за общее дело спасения русской литературы, встали коллеги по писательскому цеху, руководители организаций – как Союза писателей России, так и Союза российских писателей. Ведь по большому счёту руководство писательской организацией – тоже самопожертвование во имя помощи другим, достижения общей цели, духовно-нравственный выбор между «я хочу заниматься только своим творчеством» и «я должен создавать культурное пространство для общего разговора о человеке». Благодаря тому, что выбор был сделан нравственный, современная русская литература выжила и состоялась, и произошло это вопреки мощному диктату рынка и ядовитой русофобской идеологии так называемых либералов. Значит, и сегодня этот выбор работает на будущее, черты которого определяются, пусть в малой мере, но каждым из нас. Сегодня мы говорим о творчестве наших писателей с гордостью. Да, конечно, в книжных магазинах на полки выгружаются другие книги – там пока ещё господствует рынок. Да, на телевидении и в официальных литературных премиях мелькают другие имена – тут ещё правят бал либералы-западники. Но писатели Урала прошли насквозь глухое тридцатилетие, сохранили традицию, подняли молодое поколение – и не одно. И перо при этом откладывали недалеко и ненадолго, их книги вошли в корпус произведений современной русской литературы вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам. В первую очередь давайте назовём самого Александра Кердана, поэта и прозаика, координатора АсПУр. Недавно увидело свет шеститомное издание его сочинений. Стихи Кердана всё время идут рядом с ним по жизни, отражая повседневность в лирических картинках и философских сюжетах. Многие из них очень естественно становятся песнями, их поют народные коллективы – а ведь это значит, что народ их слова принял за свои, и есть ли более высокая награда поэту за его творчество? Здесь надо сказать и о прозе – исторической, приключенческой, воинской – офицерской… Её нравственный камертон выверен глубоко и точно. Но я хочу обратить ваше внимание на то, как настоящая литература способна высвечивать исторические корни жизненных явлений. В своё время меня потрясли романы Кердана о русской Америке, в которых показаны истоки так трагически развернувшихся сегодня в мире коллизий. Это повествование о попытке создать государство без исторического опыта, без якобы мешающих прогрессу традиций и запретов. Мы сегодня видим, к чему она привела: к мировому коллапсу, из которого мы, конечно, выберемся, но когда и какой ценой – ответить не может никто. Свобода закономерно превратилась во вседозволенность, провозглашение абсолютной ценности личности – в бескрайний эгоизм, прогресс бесконечно воспроизводит средства самоуничтожения – как духовного, так и физического… Не слишком ли велика цена отречения от корней, основ, национального культурного опыта бытия на земле? Хочу назвать ещё один роман – тончайшую психологическую прозу ближайшего соратника и друга Кердана – Арсена Борисовича Титова, лауреата премии «Ясная поляна» – колоссальный труд, роман-трилогия «Тень Бехистунга», воскрешающий события Первой мировой войны… Удивительно точно характеризует героев романа один из его читателей: «Люди прежде всего нравственные...» А ведь эпоха, описанная Арсеном Титовым, отчётливо рифмуется с нашими днями… И для нас сегодня нравственность – не только основной закон бытия, но, пожалуй, единственная возможность выжить. Исторические события складываются трагическим образом, и порой не остаётся даже выбора «жизнь или смерть», но ведь всегда остаётся выбор – потерять человеческий облик или остаться человеком до последнего мгновения… И «люди прежде всего нравственные» даже гибелью своей утверждают жизнь своего народа, его будущее. А ведь именно это позволило народу России в целом пройти немыслимые испытания, и выйти к мечте, и, покинув свою земную колыбель, открыть для человечества космос… Вот он, драгоценный человеческий опыт бытия, пропущенный через сердце писателя, явленный в судьбах героев, внушающий нам надежду, что, только оставаясь нравственными, мы принесём нравственность в себе и в своих произведениях в новую эпоху. Нельзя не вспомнить ещё один роман, «Заполье», недавно ушедшего от нас Петра Николаевича Краснова (Оренбург) – трудный роман об истории национального предательства и поражения, о тех трагических событиях, в которых быть человеком нравственным, принимающим на себя долг служения обществу означало быть нищим, неудачником, «лузером»… Трагедия заключается ещё и в том, что подобные исторические коллизии масштабны, они могут оказаться гораздо дольше жизни отдельного человека, и нести этот выбор должно через самые неблагоприятные обстоятельства до конца жизни – но достанет ли сил?.. Три перечисленных романа – а первые два из них являются трилогиями – дают нам обширнейшую историческую панораму, в которой отчётливо видны и следствия нарушения нравственного закона, отречения от него, и результаты поступков нравственных. В нынешней ситуации глобальной и тотальной агрессии – от культурной (а по сути – антикультурной) до военной, сегодня, когда даже наше право на существование (не говоря уже о праве на национальную культуру и национальные ценности) прямо отвергается Западом, даже появилось такое стыдливое понятие, псевдоизящный эвфемизм: «культура отмены». Но какая же это культура, когда отменяется культура целого государства? Это, простите, отмена культуры! Так вот, в нашей ситуации духовно-нравственный смысл становится единственной опорой, единственным надёжным фундаментом нашего «завтра». Битва идёт не только на Украине – она идёт прежде всего внутри страны, противоречия между патриотами и «западниками» обострились смертельно, и по сути та же самая сила, что накачивает сегодня оружием Украину, но олицетворённая внутри России прозападными силами, противостоит нам в смыслотворении, является противоположным полюсом в ценностных основаниях жизни. И по всем линиям нашего противостояния нам, чтобы быть, необходимо: – вместо унификации и механизации мира, человека и отношений между ними принять за основу гармонию многоцветного разнообразия жизни, включающего в себя мир не только человеческий, но вообще – живой; – вместо прогресса как линейного развития, которое всегда рано или поздно упирается в свой предел, а затем начинает убивать, перейти в циклическое вечное бытие, восходящее от материального к духовному – каждый раз на новом уровне понимания; – вместо множества равноправных смыслов, случайно связанных между собой в плоскости материального бытия, выстроить и укрепить ценностно-смысловую иерархию, в которой есть понимание низкого высокого и высочайшего смысла бытия, – вместо непомерного разрастания эгоизма провозгласить и создать возможность для роста личного только через причастность к общему; – вместо владения обозначить целью служение, и тогда не накопительство и агрессия, а творчество и взаимопонимание станут основой со-бытия; – вместо тотального потребления или сменяющего его тотального же аскетизма (вплоть до самоуничтожения) – создать гармонию труда (излучения энергии) и потребления (её поглощения), – вместо всеобъемлющего господства агрессивного интеллекта – а теперь ещё и искусственного – выстроить гармонию сердца и разума, это основа доверия и миролюбия. Это базовые ценности грядущей эпохи, и человечество неизбежно придёт к ним или погибнет. И если начинать грядущее сейчас – в литературе, в общении с читателями, в жизни – оно наступит быстрее и с меньшим количеством жертв. Вся настоящая литература – об этом, а значит – о будущем, в котором главное место должен занимать человек нравственный. Специальная военная операция на Украине не только всколыхнула надежду вывести Россию и братские народы из глобального проекта самоуничтожения человечества. Она ещё и показала нам, словно в зеркале, какими мы вышли из эпохи потребления в эпоху тотального кризиса – беспомощными, избалованными комфортом, потерявшими опору внутри себя, и «похмелье» этого праздника жизни уже очень горько. Но Урал и Сибирь – это земля, где сошлись «краеугольные камни» жизнеустроительства: это тяжёлый заводской труд, постоянное чувство близости могучих космических стихий (наша землячка Римма Дышаленкова справедливо называла именно космическим труд землепашца, шахтёра и металлурга), воля как устремление человека к счастью, умение жить в мире с соседями (а ведь об Урале издавна говорили, что это «котёл народов»). И у нас есть исторический образ опорного края державы. Урал в самые суровые годы остаётся становым хребтом России. И сегодня мы должны говорить о будущем гораздо более уверенно, чем говорят о нём наши западные оппоненты, предлагающие модели конвергенции человека и компьютера или якобы неизбежный цифровой концлагерь. Литература – сфера, где создаётся будущее, где живёт и развивается мечта – нравственная мысль о человеке. Эта работа идёт во многих регионах, её подхватили молодые писатели – Совет молодых литераторов Союза писателей России вывел в работу яркое и сильное поколение. И каждый регион, каждый край нашей огромной страны осознаёт себя сегодня как часть Родины, привносящая в общее бытие свой вклад, свою особенность – это и есть то самое драгоценное многоцветие русской жизни. Что нам может быть в помощь, чтобы Россия реализовала мечту о нравственном человеке как национальную идею? Первое и главное – чтобы человек стал опорой самому себе, в его сознании должен быть внеположный источник, порождающий смысл развития, его идеал. Этот Источник – Бог. Наша православная вера и тесное сотрудничество с Русской Православной церковью помогут не сбиться в ориентирах, не потерять ощущение высшего смысла происходящего, обратить испытания на благо укрепления растущего духа. В духовной битве за будущее очень многое решается не директивно и централизованно, но зависит буквально от каждого. Сегодня как никогда важно внимание организации к каждому писателю, а писателя – к каждому человеку рядом, и эта «горизонтальная» работа поддерживает, собирает силы, ведёт в одном направлении – к тому будущему, которого хотим мы. Да, конечно, управленческая вертикаль в организации важна, но писатели не должны, не имеют права сегодня растрачиваться на борьбу за власть, втягиваться в групповщину, в азарт реализации личных амбиций за счёт других или за счёт общего дела. Особого внимания требуют молодые писатели. Совет молодых литераторов Союза писателей России собрал вокруг себя активную, инициативную патриотическую молодёжь. И их нужно не просто принимать в организации на местах – прежде всего нужно поддерживать. Трагизм происходящих вокруг событий для них – сильный шок после «спокойного» времени под лозунгом «Бери от жизни всё». Они не приняли этот лозунг на веру, но переход от вроде бы благополучия в ситуацию остро кризисную произошёл очень быстро и резко, и сегодня, когда важно каждое талантливое слово, отеческая забота о молодых сбережёт силы для общей победы. В творческой работе на первый план выходят два приоритета – художественная ценность и нравственная выстроенность каждого произведения – мы знаем, как быстро духовное нестроение превращается в духовный яд, и такими произведениями литература переполнена. В общем и целом мы говорим сегодня о том, о чём и всегда – о человеке, о человечестве, о Боге, о настоящем и будущем, о любви и о том, что именно она движет солнце и светила. Но говорим мы об этом с умноженной силой и верой, одолевая морок событий. В этом и задача литературы – сохранять смысл существования человека и толковать его без искажения в любых исторических коллизиях. Сегодня мы оказались на переломе эпох, в ситуации глобальной смены социально-экономической формации. Да, это апокалиптический кризис, проникающий в глубину человеческой души, отравляющий её и вполне способный убить, но это и возможность отчётливо распознать пороки, освободиться от растлевающего влияния уходящей эпохи и выйти в эпоху новую. Работы у нас немеряно, она сложна, но и благодатна бесконечно, ибо из верующих, мыслящих, сочувствующих людей невозможно создать ни киборгов, ни цифровых зомби, ни коллективных самоубийц. Оно будет, это будущее, и оно будет ровно таким, каким мы его выстроим внутри человека – внутри самого себя, нашего собеседника, читателя и соратника.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.