История должна жить сегодня
Юрий Баранов. В поисках тайны Ремеза. Историко-приключенческая повесть. Иркутск, 2017 г., 86 с.
Духовно укоренить молодое поколение в родной истории сложно всегда – именно на молодых с их стихийной энергией, бурной жаждой деятельности и абсолютным незнанием элементарных законов жизни, во все времена рассчитывают всевозможные манипуляторы. Но сегодня проблема маргинализации молодого поколения – одна из острейших, и она напрямую связана с окончательно провалившимся уже проектом глобализации. Этот проект, на наших глазах уходящий в небытие, предполагал подмену уникальных национальных основ воспитания, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие народа в конкретном географическом и историческом пространстве, некими «общечеловеческими» основаниями, за которыми явственно проглядывают вполне себе хищные экономические интересы. Пусть нас не смущает определение «общечеловеческий» – сегодня термины скорее тщательно маскируют истинный смысл событий, чем проясняют его. Курс «глобализаторов» был взят на формирование массы универсальных потребителей, и подоплёка его – исключительно коммерческая. Теперь это очевидно многим и многим. Но поскольку процессы в области культуры и образования всегда носят долгосрочный характер, уже запущенную глобальную маргинализацию, даже при понимании её гибельных последствий, невозможно остановить и перенаправить в нужное русло сию минуту. Ещё довольно долго нам придётся иметь дело с результатами её разрушительных последствий: молодое поколение не знает и не очень-то желает знать свою историю (как и историю вообще), его природное творческое начало выплёскивается в бесчисленных тусовках-фестивалях и надуманных апокалиптических квестах, а реальность множит всё более и более грозные вызовы, и вместо поиска внятных ответов усиливаются предчувствия и даже ожидания неминуемой глобальной катастрофы. В России в определённом смысле поколения периода крушения империи (девяностых годов) и тотальной культурной войны (двухтысячных) можно назвать потерянными – но ведь это не совсем так: желание жить, и жить осознанно, осмысленно, рано или поздно (а ведь тут чем раньше – тем лучше) приводит думающих молодых людей к поиску своих основ, устойчивых и надёжных нравственных опор. И, конечно, насущная необходимость выжить рано или поздно начинает искать подтверждения силе и стойкости своего народа – в истории… Но, конечно, это культурное укоренение, по большому счёту – залог выживания, должно начинаться с детства. С литературы, с книг, воспитывающих личность, кроме сюжетов и фактов дающих элементарное понимание законов жизни – именно на литературной основе появляются и фильмы, и игры, и другие необходимые культурные элементы педагогической надстройки. Но книга – всегда первоисточник. Поэтому сегодня крайне важно всеми силами возрождать интерес к истории у юных читателей, начиная с младшего и среднего школьного возраста, подхватывая естественное любопытство ребёнка и питая его качественными знаниями о родной стране и её истории. И вот вопрос не из простых: на каком языке говорить с нашими «компьютерными» детками – без сомнения, умницами, но уже привыкшими к «новым» расслабляющим формам досуга, «новому» полумаргинальному языку общения, к иным – стремительным – скоростям событий? Историко-приключенческая повесть Юрия Баранова «В поисках тайны Ремеза», вышедшая в нынешнем году в Иркутске, адресована детям среднего школьного возраста, хорошо знакомым с компьютерными играми и различными виртуальными или реальными квестами, но по понятным причинам мало знающим историю своего края – или вообще не имеющим о ней представления. Идея создания книги принадлежит председателю Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», знаменитому современному сибирскому просветителю Аркадию Григорьевичу Елфимову. Под его руководством Фонд подготовил к печати издание для детей, имея в виду не только конкретную адресную аудиторию, но и определённую педагогическую цель. В послесловии, названном «Герои на все времена», Аркадий Елфимов пишет: «В спорах «отцов и детей» никогда прежде поколение «детей» не отторгало себя от культуры предков и от всех культурных достижений человечества. Только в наше время антикультура смогла этого добиться. Не выродимся ли мы в манкуртов, не вымрем ли потому, что безнравственному, бездуховному обществу не нужна ни Родина, ни продолжение рода, если предадим забвению наше прошлое? Если не будем каждодневно и неустанно, деятельно заботиться о духовном и культурном росте каждого человека?» В этих словах – не только боль нашего времени, но и чёткий, позитивный, созидательный ответ на вызов современности. Иркутский писатель Юрий Баранов подошёл к общественному запросу на просветительскую литературу для детей основательно, хорошо зная психологию современных маленьких читателей. Он использовал в своём художественном решении исторического сюжета весь набор ходов и приёмов современной приключенческо-развлекательной литературы для детей, но вложил в них более чем серьёзное содержание – историю о Семёне Ремезове, великом русском человеке, географе¸ художнике, историке. Эпоха реформ Петра I пробудила этот многогранный талант и дала ему в руки большое, государственное дело. Но с сожалением мы должны сказать, что имя Семёна Ульяновича Ремезова по-настоящему, в полной мере было возвращено сибирской и русской культуре только в начале XXI века. Фонд «Возрождение Тобольска» выпустил – а точнее, буквально вернул в общественную жизнь целую серию масштабных трудов гениального русского самородка: «Сибирскую летопись», «Чертёжную книгу Сибири», «Служебную чертёжную книгу Сибири» и, наконец, «Хорографическую книгу Сибири». Само по себе это уже подвиг, но для нашего «беспамятного» времени, к сожалению, его недостаточно – нужна широкая популяризация, героизация, в конце концов, наиболее достойных, талантливых и деятельных героев нашей истории, ибо молодых привлекают прежде всего герои, подвижники, меняющие мир в лучшую сторону. Книга Юрия Баранова отвечает на этот запрос. Его герой юный Кешка Дубровин, «случайно» попав в «живой уголок», зацепившись пытливым умом буквально за слово (один из видов сибирских синичек называется «ремез» – «строитель»), попадает в череду увлекательных приключений, путешествий во времени, интриг вокруг знаменитых сибирских карт Ремезова, представлявших немалый интерес и для самой России, и для других государств, зарящихся на её природные богатства.. Книга построена по принципу современного квеста. Это интересная литературная технология, где каждая глава – одно приключение, испытание качеств юного героя, и каждое приключение добавляет к историческому образу Семёна Ремезова какие-то живые черты, новые факты. «Исторический» герой становится для Кешки живым и реальным, оживают страсти и интриги вокруг ценнейших карт, создаваемых Ремезовым, картинка из локального приключения разворачивается в эпохальное и геополитическое измерения событий. Эту литературную технологию нельзя назвать абсолютно новой – ведь и квест в его современной форме опирается на традиции приключенческой литературы для детей и юношества. Однако современный квест существенно уплотняет, ускоряет события, в чём-то, может быть, и проигрывая ввиду схематичности, но безусловно выигрывая в плане динамики (совпадения с темпоритмами нашей стремительной жизни) и возможности яркого «точечного», «акупунктурного» включения в богатейшую реальную историческую канву. Форма квеста максимально удачна для подобных сюжетов – она, конечно, не позволяет развернуть психологически внутренний мир героев, дать их переживания, пути ума и души героев к важным жизненным выводам (это задача, скорее, для читателей постарше), но зато существенно увеличивает скорость и плотность событий, позволяет «спрессовать» время и пренебречь деталями – в общем, жанровый и стилевой выбор писателя оказывается вполне оправданным. Большую лепту в создание атмосферы приключения вносит иллюстративный ряд, карты и планы – художник Геннадий Метченко разместил их в книге максимально много, и они очень удачно выполняют сразу несколько задач: создают атмосферу приключения, путешествия по неизведанным краям; заставляют останавливать чтение и читать далее неспешно, вглядываясь и вдумываясь; воочию воссоздают реальные творения Семёна Ремезова – и, наконец, это просто красиво! Над каждой картой можно сидеть подолгу, разглядывая её, пытаясь соотнести с сегодняшними реалиями, определять своё местоположение в «исторической» перспективе, а можно и самому юному читателю вдохновиться созданием собственных карт и макетов сибирских крепостей по картинкам-планам книги. Вы спросите, имеет ли это смысл при современных технических методах картографии? Ответ будет: безусловно, педагогически – да ибо всё, что делает сам человек, составляет его силу и опыт, а если это происходит в детстве и юности – сделанное своими силами ещё и становится частью фундамента личности. Всё же, что мы передоверяем другим, а тем более – технике, в конечном итоге оборачивается нашей слабостью и беспомощностью перед непредсказуемостью и сложностью реальной жизни. В совокупности текст и его оформление создают увлекательный образ книги, которую можно и читать, и разглядывать, и что-то по ней создавать и моделировать. Книга как стимул к творчеству – именно это сегодня и нужно нашим маленьким читателям. Но при чтении не покидает и ещё одна одна мысль: ведь в рамках популяризации важнейших исторических знаний можно пойти и дальше – разработать историческую компьютерную игру, где, как и в повести, линию действий будут представлять приключения и задачи на смекалку для юного героя, а наградой за выполненный квест могут стать интереснейшие исторические факты из жизни Семёна Ульяновича Ремезова. Опыт подобный есть – Челябинская областная юношеская библиотека создала игру по материалам Отечественной войны 1812 года «Как уральцы Бородинскую битву спасали». Качественная, достоверная историческая литература, сохраняющая драгоценный опыт нашего бытия и творчества на этой земле, должна искать новые и новые подходы к просвещению и образованию юных соотечественников, ибо взамен нравственно сомнительного личного бессмертия судьба подарила нам возможное бессмертие рода и народа в целом, зависящее в конечном счёте только от нас самих.Нина Ягодинцева, кандидат культурологии, секретарь Союза писателей России.
Челябинск.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.
1 Comment
Вот бы ПРОЧИТАТЬ!! История- это ВСЕГДА увлекательное ПУТЕШЕСТВИЕ в прошлое. КЛАСС!!