Александр Рухлов – член СП России, кандидат филологических наук, преподаватель лицея для одарённых детей (Курганская область)
5 ноября в Тобольске в зале Дома Наместника прошла XXI-я конференцию Ассоциации писателей Урала, Сибири и Поволжья. На конференции выступили (онлайн и очно) многие русские писатели. В том числе Александр Рухлов.Александр Рухлов
Богоугодное дело
Однажды я получил очень неожиданную, но, пожалуй, всё-таки точную характеристику своей профессии. Уличный музыкант Боян в черногорском городке Будва, узнав, что я работаю учителем, сказал уважительно: «Ты делаешь дело, угодное Богу». Не знаю, на всю ли жизнь я останусь в учительской профессии, но эта реплика, видимо, останется со мной навсегда. Фраза, сказанная братом-сербом, обязывает, даёт осознание того, что ты делаешь богоугодное дело, чувство ответственной миссии, ощущение собственной небесполезности, продолженности твоих дел во времени. Все эти качественные характеристики, пожалуй, не оставляют сомнений в том, что учитель – профессия творческая и в чём-то даже, наверное, сродни профессии писателя. Особенно если ты преподаёшь литературу. Наверное, именно на этом школьном предмете в самой большой степени лежит главная, самая ответственная на сегодняшний день задача школы – не дать разорваться связи времён. Сегодня, когда в обществе сложилась уникальная ситуация и молодое поколение зачастую способно научить старших ориентироваться в нынешнем оцифрованном мире, очень важно не потерять эту связь, сохранить диалог, сделать понятным для молодых контекст мировой и в первую очередь русской культуры и литературы. В условиях тотальной глобализации умение считывать скрытые в художественном произведении национальные культурные коды есть необходимое условие выживания России как государства и народа как носителя русского языка. Сделать так, чтобы эти культурные коды оказались встроены в личность ребёнка, сродни коду генетическому – вот та большая задача, которая решается или должна решаться на уроках литературы. Работая в Курганском областном лицее-интернате для одарённых детей, я редко встречаю ребят, которые совсем ничего не читают. Однако мы регулярно слышим от педагогов и специалистов-психологов, что для современного ребёнка чтение больших текстов становится всё большей и большей проблемой. Действительно, ведь в конкурентах у чтения сегодня YouTube-каналы, подкасты, современная музыка и юмор, окончательно снимающие табу с матерной лексики, модные журналисты с модными причёсками, умеющие задать дерзкий и злободневный вопрос. Размышлять о вечных вопросах становится просто некогда. Способен ли ребёнок в таких условиях дотянуться до глубин творчества Толстого и Достоевского, понять неторопливого Обломова, разделить страдания Катерины Кабановой, осилить четыре тома Шолохова? И речь идёт не только и не столько об интеллектуальной готовности, но и о культурной, а ещё более – о нравственной. Не понять Достоевского, не обращаясь к евангельскому первоисточнику. Но ведь проблема ещё и в том, что сегодня, когда, так часто звучит мысль о воспитании полезной экономической единицы, способной функционировать в условиях жёсткой конкуренции, очень сложно говорить о таких нравственных категориях, как, например, прощение или смирение. А значит, теория «крови по совести» вполне может найти отклик в душе современного старшеклассника. Тащи из-за пазухи топор, «лущи старушонок»! Ещё сложнее искать Христа, если иногда кажется, что говорить о религии становится в среде молодёжи чуть ли не дурным тоном. Но мне не хочется делать пессимистичных прогнозов. Мне всё-таки хочется верить. Верить в то, что слово наше отзовётся и не порвётся связь времён. Вероятно, одним из действенных способов приобщения современного школьника к литературе (ибо насильно мил не будешь) могут стать, например, уроки внеклассного чтения, посвящённые творчеству современных, в том числе и молодых писателей. Для ребёнка важно слышать голос если не сверстника, то старшего товарища. Андрей Тимофеев, Виктория Иванова, Юрий Лунин, – эти и другие молодые писатели пишут прозу на понятном, современном языке, не забывая при этом о лучших традициях русской литературы, о тех самых извечных вопросах, о нравственности, постулаты которой, слава Богу, для них незыблемы. Авторы, не забывающие традицию, постулирующие прямое лирическое высказывание, не скрывающие личность современника за изощрёнными формальными эксперимента есть и среди молодых поэтов. А значит, именно молодые авторы могут стать тем вспомогательным звеном между великой русской культурой, большой современной литературой и умами, сердцами, душами современных старшеклассников. Именно через, возможно, более понятное юному современнику творчество молодых может прийти ребёнок к классическим текстам, приобретая необходимую привычку к чтению качественной, настоящей литературы и серьёзной поэзии, которая, вспомним Пушкинского пророка, высшей своей задачей должна видеть трансляцию воли Бога. Однако очень важно при этом сделать так, чтобы Божий глас не отпугнул, но стал понятен и потребен ребёнку. В частности, именно для этого Советом молодых литераторов при Союзе писателей России ведётся сейчас работа по созданию литературного интернет-портала, который объединил бы в себе творческие силы лучших молодых авторов со всей России. При этом находить своего автора потенциальный молодой читатель сможет, пользуясь знакомыми ему категориями интернет-приложений, онлайн-игр, тестов и так далее. Таким образом, мы не пытаемся отмахнуться от времени, законодательно запрещая те самые гаджеты на уроках. Думаю, школа и литература и не имеют права быть несовременными и неактуальными. Мы, напротив, пытаемся сделать так, чтобы современность стала нашим же оружием и нашей стихией. А современный молодой человек узнавал бы в текстах русских писателей самого себя. И видел бы в себе образ Божий. Ведь это и есть образование - образа ваяние, создание, открытие образа Божьего в человеке. Дай Бог на это сил всем нам: современной школе и современной литературе. Дай Бог нам сегодня, когда так густа тьма, сил на то, чтобы оставаться со светом.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.