Маркова Антонина Юрьевна - писатель, член Союза писателей России. Автор четырех поэтических сборников и книги рассказов для детей «Томка», за которую в 2023 году получила Литературную премию имени П.П. Ершова. Более 25 лет ведет городскую авторскую студию «Верешок» для детей и подростков. В содружестве с тюменским композитором Валерием Серебренниковым написано более 100 песен и несколько либретто для музыкальных спектаклей.
5-6 ноября 2023 года в Челябинске прошли очередные Маминские дни и XXIV-я конференция АсПУр. Заочным участником Конференции стала Антонина Маркова, писатель и педагог из Тюмени На сайте АсПУр её доклад посвящённый особенностям детского творчества.Антонина Маркова, писатель, член Союза писателей России, руководитель авторской студии «Верешок», г. Тюмень
Малая частица Большой литературы: из опыта работы с одаренными детьми и подростками
Детское творчество – это целый мир со своими особыми законами, традициями, праздниками и буднями. Этот мир вот уже несколько лет бережно взращивается и сохраняется под крышей литературной авторской студии «Верешок», бессменным руководителем которого является тюменский писатель, член Союза писателей России Антонина Маркова. У студии – уже двадцатишестилетняя история. Поэтический клуб (а начиналось всё именно в этом качестве) был организован в 1997 году при детской библиотеке № 3 ЦБС г. Тюмени. Замысел подсказал радио конкурс «Пегасик», после которого появилась идея собрать юных поэтов вместе, дать им возможность общения и творческого роста. Название литературному объединению искали, что называется, всем миром, пока не обнаружили в словаре В. Даля необычное слово «верешок». Оно обозначает «…черепок, осколок, малая частичка чего-то большого». [2, С. 180] Решили, что детский клуб – это и есть малая частица Большой Поэзии. А еще это место, где были созданы условия для неформального межличностного общения, для творческого роста и наиболее полного раскрытия одарённости детей в области литературного творчества. Уже через несколько месяцев в клубе собрались ребята самых разных возрастов – от непосредственных и трогательных первоклашек до серьезных и вдумчивых студентов. Казалось бы, такая разница в возрасте – непреодолимая пропасть для общения. Но, нет! Творчество и вдохновение позволяют юным литераторам говорить на одном языке. Все они пытаются передать в своих произведениях чудесность огромного мира и непостижимость человека в нем. Начинающие сочинители совсем не задумываются, что их творения возникают как выражение чистых и высоких чувств. Они просто играют в слова, строфы и рифмы, просто радуются каждой возможности подарить свою окрыленность окружающим. Однако приходится учитывать возраст одаренного человека, потому что каждый из них требует своих методических вариаций, в которых учитываются психологические особенности конкретного возрастного периода. Так, игровые формы с элементами материализации уместны с детьми, которые не умеют оперировать письменным текстом или делают это еще слабо. В работе используются ролевые и ситуационные игры, рисование и прослушивание музыки, составление рифмы из картинок, а ритма из геометрических фигур и т.д. Подростки же, при всём нарочито показном равнодушии и снисходительности к миру взрослых, распахивают настежь ранимую и светлую глубину своего особенного мира, наполненного отнюдь не детскими переживаниями и размышлениями. Им особенно важна возможность познания и самопознания через литературный текст. Характерная черта этого возраста – повышенная эмоциональность, повышенная возбудимость чувств. И в этот период именно слово позволяет с гораздо большей легкостью передавать сложные отношения и движения мысли. В общении с ними положительные плоды приносят такие формы работы, как спор и полемика, монолог критика и размышление издателя, мини-сочинение и эссе на определенную тему. Любимым видом публичного выступления у тинэйджеров является так называемые «Окна души», когда молодые люди сами выбирают волнующую их тему и способ подачи слушателям. О чем же пишут начинающие творцы, какие темы становятся главными в их творчестве, какие литературные жанры ими осваиваются? Тематика детских работ, жанровые и стилевые приемы, поэтические традиции настолько многообразны, что невольно удивляешься, как много знают и умеют наши юные современники. У каждого из них свой характер, свои способности, свое миропонимание, свой любимый литературный жанр – от детских потешек до фантастических повестей. Дети пишут сонеты и лирические миниатюры, сказки и верлибры, басни и песенки, раскрывая в своих творениях светлую и чуткую душу. Малыши начинают с таких литературных форм, которые сопровождают игру, органично вписываются в любую игровую деятельность. Это - загадки, потешки, считалки, дразнилки, частушки, песенки, немного позже в их репертуаре появляются сказки и короткие рассказы. 6-9-летний ребенок творит своё произведение в один приём, на одном дыхании, редко работает над текстом долго, часто отказывается исправлять неточности. Тематика его творений нераздельна с личными переживаниями, с мироощущением и психологическим настроем. В его произведениях живут близкие люди и друзья, поселяются любимые животные и игрушки, сменяются времена года и капризы природы. Литературный мир малыша заполнен наивным созерцанием, живым восхищением, элементарной оценкой происходящего. Ребята постарше все чаще обращаются к темам, которые принято называть вечными – жизнь и смерть, любовь и предательство, правда и ложь, возвышенное и низменное и т д. А порой обыденные жизненные впечатления проявляются в их творчестве так, что возникает ощущение бескрайней длительности времени. Подросток, прикасаясь к миру художественного слова, учится понимать самого себя и лучше чувствовать других. Он начинает читать серьёзную литературу, пытается высказать своё внутреннее и сокровенное. А самое главное, он учится думать, обретать свою, а не взятую напрокат, точку зрения и способность её высказывать. Как правило, каждый воспитанник студии имеет уже определенный опыт в сочинительстве. На заседания они приносят целый архив собственных рукописей. И только со временем приходит понимание, что творить мучительно трудно, поскольку не всегда потребность в творчестве совпадает с возможностями юного сочинителя. Особенно это заметно во время выполнения поэтического задания. Процесс сочинительства у каждого проходит по-разному. Здесь можно увидеть и отбивание ритма рукой, и шепотное скандирование неподдающейся строчки, и лихорадочное сражение с непослушными рифмами, и мерное вышагивание в такт зарождающейся строфы. Но неподдельна радость, когда что-то удается, безмерно счастье продемонстрировать содеянное. Если говорить о структуре заседаний в студии, то она многопланова и разнообразна. Каждая встреча становится неповторимой и запоминающейся. Это могут быть беседы и споры, игры и мини-конкурсы, прогулки и экскурсии, мастер-классы и знакомства с интересными людьми. Заседания «Верешка» – это особая поэтическая школа, в которой оттачивается литературное дарование, это общение со сверстниками, обретение благодарных слушателей и добрых критиков. Но обязательным элементом каждого заседания является чтение собственных опусов, анализ и обсуждение услышанного. Как трогательно исполнение авторами собственных произведений. Не всегда оно отвечает требованиям декламации – тихий голос, торопливость прочтения, проглатывание слов мешают воспринимать творение во всех деталях и красках. Поэтому обязательно уделяется время азам актерского мастерства, игровым элементам совершенствования устной речи – идут в ход скороговорки, звукоподражание, коллективная декламация, интонационные упражнения, жанровые тренировки и т.п. Всем знакомо веселое французское слово «бенефис». Им называют спектакль в честь одного из актеров как выражение признания его заслуг и мастерства. Дебют нового имени, бенефис юного писателя, презентация рукописной книги – это традиционные формы общения в студии «Верешок», когда встреча единомышленников наполняется удивительным таинством признания твоего творчества и одаренности. Постоянная доброжелательная поддержка каждого участника, непринужденная, позитивная аура общения – один из главных принципов работы с воспитанниками студии. Это помогает преодолеть неуверенность и избавиться от страха «сказать не то», превратить хронического «молчуна» в заядлого аналитика и справедливого критика. Так литературно одаренные дети развиваются и растут, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Участие в литературных конкурсах стало любимым занятием воспитанников объединения. Ребята пробуют свои силы в состязаниях поэтов городского, областного и всероссийского масштаба. Этот вид деятельности является не просто своеобразным смотром достигнутого, но более всего стимулом к дальнейшему самосовершенствованию. Ведь конкурс не только возносит юные дарования почти до неба, потому что не оставляет без внимания их творения и поощряет вспыхнувшую искорку творчества. Но и возвращает их на грешную землю, напоминая, что до Большой Литературы надо еще расти и расти, учиться писательским премудростям, совершенствовать данный Богом дар. Итоги конкурса, как правило, учат тому, что главное для начинающего писателя – это идти вперед и вверх, не задирая нос и не утопая в обидах, а пробуя свое перо, оттачивая рифмы и фразы, выискивая неповторимые, свежие, необычные образы и сюжеты! На счету верешковцев множество крупных испытаний. Самым первым был конкурс в 1999 году, посвященный 200-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Итогом стало участие юных поэтов в коллективном сборнике «Любезен я народу», выпущенном под грифом тюменского отделения Союза писателей России. Несколько лет подряд воспитанники студии принимали участие в областном конкурсе «Тюменские имена», в котором каждый второй стал дипломантом или лауреатом. В 2004 году юные поэты рискнули отправить свои работы в Москву на Всероссийский конкурс «Моя любовь – моя Россия» и получили заслуженное признание строгого жюри – публикацию в сборнике «Новые имена России». Ребята неоднократно принимали участие в региональном конкурсе «Волшебная строка» в городе Екатеринбурге и привозили в Тюмень заслуженные награды и коллективные сборники, среди авторов которых значились их имена. Самым значимым в городе стал ежегодный конкурс детского литературного творчества «Гришинские проталины», совместный проект тюменских писателей и библиотекарей. Творческий успех для воспитанников студии не является случайным. У ребят немалый творческий багаж. Они, как правило, являются хорошистами и отличниками в общеобразовательном классе, занимаются в школах искусств, увлекаются спортом, туризмом, верховой ездой и так далее. Но главное – сохраняют такое по-детски чистое, откровенное восприятие мира, умение увидеть за простыми и, быть может, пустяковыми событиями нечто прекрасное и значительное, способность опоэтизировать свои размышления и мечты. Учиться литературному ремеслу помогают также незабываемые встречи с профессиональными писателями, которые регулярно случаются как в рамках студийных заседаний, так и во время всевозможных встреч, презентаций, конференций, семинаров и мастер-классов. Юные литераторы понимают, что поэт творит как художник – рисует словом, и поэтому должен многое знать, много читать, ведь он созидает завтрашний день, новый, еще неизвестный никому мир. Профессиональные писатели призывают начинающих к поиску собственного слова, собственной идеи, самого себя в творчестве. И в этом тоже есть первые положительные результаты - воспитанники студии становятся участниками семинаров для молодых писателей, номинантами в проекте альманаха «Врата Сибири» «Первая книга», и возможно, в будущем их имена пополнят ряды профессионального Союза писателей России. Есть в студии еще одна замечательная традиция – дружба с собратьями по перу. В свое время в гостях у верешковцев побывали начинающие писатели из литературного объединения «Крик души» (Тюменский Педколледж №1), талантливые ребята из творческой группы «Золотое сечение» (общеобразовательная школа № 32), юные дарования из литературного клуба «Созвучие» (Тюменская областная детская библиотека). Участники студии и сами становятся желанными гостями детских библиотек, музыкальных школ, подростковых клубов. Подобные встречи и публичные выступления – это своеобразный экзамен, сопряженный с тщательным отбором и подготовкой текстов, волнительным ожиданием реакции слушателей и счастливым облегчением после успешного выступления. Это – возможность сравнить себя с другими, обозначить свои недочеты и упущения, поставить новые цели. Но самое главное, это общение, приносящее положительные результаты. Лучшие произведения юных тюменцев были опубликованы на страницах областных газет, журналов «Лесовичок» и «Тюмень литературная», в альманахе «Врата Сибири», в коллективных сборниках «Уже не пряча крыльев за плечами», «Гришинские самоцветы». В 2022 году работы детей были опубликованы в московском журнале «Серебряные сверчки». Есть у верешковцев маленькие самиздатовские книжицы, выпущенные библиотекой, а также сборники лучших произведений («Капелька», «Уютный дворик», «Поднимаясь выше неба», «Порадуйся со мной и улыбнись, душа!», изданные при поддержке городской администрации и ТООО «Общество русской культуры». Воспитанники студии регулярно попадают в зону внимания журналистов. В радио-эфире звучат стихи юных поэтов, телевидение устраивает интервью с одаренными детьми, газеты рассказывают о начинающих литераторах. Всё это, а также публикации произведений на страницах тюменской периодики, создает опасность так называемой «звездной» болезни. Поэтому в студии постоянно ведутся воспитательные беседы на эту тему, акцентируя внимание на том, что стать знаменитым непросто, но еще сложнее подтвердить свой талант, укрепить его основы, добиться такого мастерства, чтобы не упасть с пьедестала славы. К счастью, за все годы существования студии диагноз такой болезни никому не был поставлен. Итак, в качестве выводов. За 26 лет через наше объединение прошло более 600 детей и подростков. Каждый второй из них был победителем в том или ином конкурсе. Состоялось более 5 тысяч занятий и мастер-классов. Более 45 писателей стали героями встреч с юными сочинителями. Не каждый из верешковцев выберет литературу в качестве своей будущей профессии, но многие из них уже получили гуманитарные профессии. Прикоснувшись единожды к великой тайне творчества, вкусив её, ребята делают великий шаг к пониманию самих себя и того удивительного мира, в который они пришли. Вдохновение обязательно поможет им вырасти и прожить жизнь хорошими, добрыми и талантливыми людьми, преумножающими на земле добро и красоту!
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.