Мизгулин Дмитрий Александрович родился в 1961 году в г. Мурманске. Окончил Ленинградский финансово-экономический институт имени Н. Вознесенского в 1984 году и Литературный институт имени А. М. Горького (семинар Александра Межирова) в 1993 году. Поэт, прозаик, автор семнадцати поэтических книг. Печатался в журналах «Звезда», «Литературный Азербайджан», «Молодая гвардия», «Наш Современник», еженедельниках «Литературная Россия», «Литературная газета» и др. Отдельными изданиями выходили книги на французском, английском, сербском, чешском, украинском, греческом, венгерском, болгарском, татарском и белорусском языках. Лауреат ряда литературных премий, в том числе Всероссийской премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Петрополь», «Традиции». Лауреат премии Правительства РФ в области культуры (2013) за просветительский проект в области литературы «Альманах «День поэзии — XXI век». Кавалер орденов преподобного Серафима Саровского и св. благ. кн. Даниила Московского РПЦ. Член Союза писателей России. Академик Петровской академии наук и искусств, Российской академии естественных наук. Сопредседатель Попечительского совета альманаха «День поэзии — XXI век». Президент литературного фонда «Дорога жизни». Живет в Санкт-Петербурге и в Ханты-Мансийске.
Мизгулин Д. Избранные стихотворения: (стихотворения 1979–2019 гг.). В 3-х т. – СПб., 2019.
Иди вперёд своей дорогой Без суеты и не спеша.
Для отдельных персонажей истории эпоха проходит неуследимо. Только то, что написано пером фиксирует время на листе бумаги. Делает пережитое ощутимым. Уже в этом смысле интересен трёхтомник сочинений поэта и финансиста Дмитрия Мизгулина, где на каждой странице каждой книги сквозным пунктиром обозначены прошедшие годы. 1979… 1995… 2019… Будто стежки, сшивающие воедино пространство и время, придающие целостность фрагментам личной жизни. Каждую из книг трёхтомного собрания сочинений Дмитрия Мизгулина предваряет портрет автора. Сочинения разделены на три временных периода и каждый фотопортрет представляет трёх разновременных поэтов – на одном молодой человек при лейтенантских погонах, на другом крепкий мужчина в куртке с распахнутым воротом, на третьем джентльмен в хорошем костюме и с благородной сединой. Очевидно, что любая попытка целостного анализа творчества Дмитрия Мизгулина столкнётся с визуальным противоречием – творчество одно, но репрезентативные образы разные. Вот первая книга фотографически молодого поэта. Вот стихи, где он мечтает о простом человеческом счастье. Ни на кого не обижаясь, Не презирая никого, Я постепенно приближаюсь К порогу счастья своего. Простые строки о дружбе, о вере людям и о способности прощать обманувших доверие, неожиданно заканчиваются словами горькими как дым. И чайки кружатся в тумане, Который тает, словно дым, И я не верю, что обманут Воображением своим... При этом, несмотря на противоречивость присутствующих в одном тексте двух полярностей – счастья и обмана – стихотворение в целом кажется лёгким и напевным. Во многом это верно для всех стихотворений первого тома. И это же остаётся верным признаком избранных стихотворений в целом. Внутренняя наполненность – прозрачным воздухом и светлой музыкой – не только придаёт стихотворениям Дмитрия Мизгулина узнаваемое выражение за рамками любых репрезентаций, но и объединяет разновременные тексты: как человеческая судьба соединяет в одну личность разные фотопортреты. В поэзии Дмитрия Мизгулина перманентно присутствует воздушная лёгкость и отстранённость от суеты мира. Бурные увлечения молодости и страсти зрелого возраста оставляют в стихотворных строчках только слабый след. Стихотворения в целом оставляют ощущение постоянно присущей автору внешней холодности и внутренней собранности. Лирический герой Дмитрия Мизгулина порой предстаёт персонажем романа Достоевского, сосредоточенно идущим по Петербургу белых ночей – приметы времени неуловимы, а то, что фиксирует взгляд прохожего в белом тумане, в белых сумерках то же что и всегда. Этот город, как мы, в бестолковой своей суете, В маете, толчее, в несуразных и глупых стремленьях, В каждом вздохе отчаянном, в каждой случайной черте Повторяет собою последние два поколенья. И если парящий над улицами угрюмого города «бронзовый ангел с тяжёлым крестом» имеет вполне конкретную прописку, то дальше из питерского тумана «чахоточных, тусклых ночей» встаёт уже не город Петра, но общая для всех Россия, где из века в век плывёт над землёй «белёсое марево» пропахшее «потом и дымом». О многом – о Родине, любви и мечтах Дмитрий говорит, как бы иносказательно. И только подспудно, скорее через внутреннюю напряжённость слов а не через эффектные обороты, можно почувствовать силу чувств, которые поэт вложил в рифмованные строчки. В работе со словом и тщательном взвешивании переживаемого первое приближение к ответу на вопрос о сущности поэзии. Что, собственно, делает поэта поэтом – врождённый дар или упорный труд? В своих строчках Дмитрий Мизгулин отвечает на этот вопрос так: Не все мечты сбываются... Не все дороги сходятся... Поэтами рождаются, Но не всегда становятся. И с этим трудно спорить, тем более что здесь речь уже не столько о необходимости творческого труда, но и о судьбе поэта – и о тех дорогах, которые в России редко бывают прямыми и гладкими. И попробуй быть скупым и кратким В час труда, забвенья и гульбы, В миг, когда вот-вот поймёшь загадки Русской удивительной судьбы. Это о Фёдоре Михайловиче Достоевском – и о русском писателе вообще. О Петербурге белых ночей и чернозёмных русских путях-дорогах, на которых вечно то пыль, то туман. И взгляд поэта, воплощённый в его голосе не только позволяет заметить поручика Достоевского на знакомых городских улицах, но и увидеть в повседневных реалиях знаки важного и нужного. И незаметно меняются роли жизни повседневной и вдохновенной ночной. …И на пустынном вокзале Тихий уснул тепловоз – В масле горячем и пыли, Тёплый, как хлеб из печи. Эти незамысловатые, лишённые продуманной эффектности, строчки хорошо помогают понять как из материала повседневности рождается насущный хлеб поэта. Ночь, время для поэтического творчества соединяется с днём, временем железных машин и неотложных дел. И благодаря поэзии обычное переходит в разряд вечного. Думается что прежде всего в этом видел смысл и значение занятий стихотворчеством молодой поэт Дмитрий Мизгулин. В душе твоей Не канет день бесследно, Пусть даже если Был он прожит зря. А что погоны на плечах? Есть ли в творчестве Дмитрия Мизгулина строки о защитниках советской Родины? Стихи о Родине конечно есть – хотя она не обязательно соотносится с государственным строем, а герой пролетарской революции, «демон полночный, с наганом», измеряется нравственным аршином Достоевского и Бунина, Ивана Алексеича. Как будто поэт не спешит любовь к отчему краю переводить в ненависть к оппортунистам и иноземцам. Но воин не обязательно тот, кто сражается с оружием в руках. Первые русские святые, князья и воины по рождению, Борис и Глеб: Не бросились в буйную сечу, Не вырвали жизни в борьбе, А просто шагнули навстречу Своей беспощадной судьбе. Человеческая судьба порой страшнее вражеских полчищ. В полном соответствии с русским мыслителем Николаем Бердяевым человек обретает свободу в борьбе с бессмыслицей, преодолевая «массивность истории», навязанные временем обстоятельства, навязчивую прозу жизни. Зарифмовать быт и превратить его в бытие непросто. Но писать необходимо. Ещё больше, чем плыть по морю. И оружие поэта – только слово. А всё-таки спеши, спеши, Пусть даже ошибаясь снова, Всю боль мятущейся души Вложить в трепещущее слово! Так через негромкие «трепещущие» слова уже в первом зафиксированном на бумаге периоде жизни поэт определяется с тем, ради чего и вопреки чему пишут стихи. И уверено заявляет, что на этой земле и в этой стране поднимая лицо к небу и останавливаясь в тишине можно увидеть не только туман и «белёсое марево». И если время есть остановиться – Остановись – и ты увидишь сам, Как над землёй прозрачный свет струится, Возносится к высоким небесам. Туман над русскими дорогами, конечно, никуда не девается. И дым над родной землёй и после перестройки страны на новый лад не развеивается, а становиться гуще и горше. По всей второй книге Дмитрия Мизгулина гуляет «непогодь» – не зря заглавного мужчину в куртке кропит дождь. Новые времена пришедшие на смену самоустранившемуся нерушимому Союзу навылет просквозило неуютом. Живя в эпоху перемен, Бывай почаще на природе И одевайся по погоде, Пусть даже если ты спортсмен. Стихотворения, вошедшие во второй том Дмитрия Мизгулина, кажутся однотонными и даже монотонными как дождь. Реалии повседневности заслоняют сияющие перспективы, и куда не посмотришь – много грустного в России. Да и в России ли уже. Была когда-то Родина. А ныне В своей стране живу, как на чужбине, Где дикторы с акцентом говорят, Где исчезает человечность быта, Где состраданье напрочь позабыто, Где вывески английские горят. Столица кажется продажной, окраины беспросветными. От обветшавших дворцов и сузившихся улиц Санкт-Петербурга до Ханты-Мансийска, где «голубоглазые таджики» из временных материалов «строят счастье на века» круглый год одно и тоже – «непогодь». Спасание от проникающей в душу непогоды автор находит во встречах с друзьями, в природе и в Господе. Безнадёжно устав от прогресса, От вселенских дорог вдалеке, Золочёным сентябрьским лесом Выйду к утренней тихой реке. И конечно в творчестве. Ибо поэзия внутренне необходима «мятущейся» душе. А душа единственное что держит вертикально шаткую конструкцию человека подобно туго натянутой внутри струне. И ветром перемен дыша, Не утруждай себя работой – Твоей единственной заботой Пускай останется душа... Промозглые ветра эпохи оставляют человеку немного места, но поэзия заново переиздаёт мир и тогда стихи это не просто убежище от жизни, но жизнь, выстроенная как надо по гармоническим божьим лекалам. Услышана будет молитва, Господь не отмеривал срок, Ещё не окончена битва И непредсказуем итог. Итоги подводить рано – и третий том, хотя последний в этом издании, оставляет дверку в небо открытой. Вероятно, это ощущение свободы и есть то главное, ради чего пишут стихи и готовят к изданию книги. Поэтические строки на практике точнее экономических теорий. Пророчества в нашей стране сбываются плохо, и Перестройка, сулившая новый этап счастливой жизни, лишь отчётливее сделала руины. И человеку, который во время оно верил в возможность обещанных перемен к лучшему трудно отделаться от мысли что перемены случились какие-то не такие. Неправильные. Хватало и зрелищ, и хлеба, И счастие – полной рекой. Всё было прекрасно – до неба Уже доставали рукой. Почему не случилось, не сбылось обещанное – вопрос сложный. Но поэт обязан на него ответить. Даже там, где с акцентом говорят дикторы, о счастии вещают «лукавые колдуны», а «жестоковыйные рабы» молчат по русскому обычаю. Мы жили, не зная молитвы, Без Бога построили храм, И всё уступили без битвы, Доверившись лживым волхвам. И становится очевидным, что проверенная временем привычка строить рай земной на месте порушенных храмов не могла и не может кончиться ничем хорошим. …Во всём – унынье, боль и нищета. Сюда уже не ходят звери в гости. И покосилась церковь – без креста, И без крестов – могилы на погосте… Зачем, куда бредём из века в век, То дураков кляня, то бездорожье?.. Поэт знает, что «тленно всё, что создал человек» забыв о Боге и о том, что «он творенье Божье». И уже нельзя переложить всю ответственность на дураков и дороги. Слишком далеко всё зашло, пока умники дурачились на перекрёстках эпохи, выбирая новые пути. И кто знает, не случится ли что ещё такое, что даже леденящие шутки Дедушки Мороза покажутся лаской: Когда пойдёт гвоздать эпоха Живых и мёртвых не щадя, На что нам – шутки скомороха Или пророчества вождя? Поэзия может спасти, но она не делается по госзаказу, а обретается как дар. При наличии определённых исходных условий. Как минимум при наличии живой и маетной души. Стихи как будто свыше дарятся И растворяются в крови, Когда душа и сердце маются Немым предчувствием любви. В начале поэтического пути почувствовав себя воином трудно потом идти по жизни прогулочным шагом – так среди русских полей не прожить. Сокрушает жизни битва, Но спасает вновь и вновь Нерадивая молитва, Бестолковая любовь. В мире муторно и тесно. В облаках лечу во сне. Там где Ангел мой небесный Молит Бога обо мне. Снова и снова в стихах Дмитрия Мизгулина совмещаются очевидные и скрытые пласты бытия, и жизнь как война не знает выходных дней. И поэзия, в которой на равных участвуют Ангел Господень и любовь человеческая, становится действительно необходимой как воздух и превращается в тот боезапас, который позволяет продолжать невидимую брань. Не испытывая внутренней необходимости стихи писать трудно. Перелистывая страницы третьего тома из собрания сочинений Дмитрия Мизгулина трудно не задаться вопросом: почему человек в хорошем костюме всё-таки продолжает тратить время на литературу и уехать мечтает не в Лондон, но в российскую глубинку? Как будто и самого автора порой смущает несоответствие созданного образа и неизбывный поэтический дар, необходимость прятать «под маскою» добровольного скомороха «порывы скорбные души». Очевидно, что поэзия – не то, что позволяет приятно провести время. И всей своей жизнью Дмитрий Мизгулин отвечает на заданный когда-то в юности вопрос – что, собственно, делает поэта поэтом. И оказывается главное здесь – «идти вперёд своей дорогой». Главным остаётся верность поэтическому творчеству. Важной становится поэзия, в которой основными ориентирами остаются всё те же идеалы, выбранные однажды – дружба, красота родной земли, устремление к Господу. Не условные даты, бумаги и «ксивы» придают жизни ценность и целостность. Но «бестолковая любовь», негромкая верность Родине, неотступная необходимость поэзии. Всё это присутствует и в ранних, и в поздних стихотворениях Дмитрия Мизгулина и неважными становятся временные рамки и «догорают времена и даты». Стихотворения Дмитрия Мизгулина создают свою собственную реальность, своё суверенное время. Точно так же, как в английском языке «простое настоящее время» выражает действие, которое происходит постоянно, «простое время тишины» в поэзии Дмитрия Мизгулина утверждает состояние всегда необходимо-присущее душе, «единственной заботе» человека. И свет в тишине светит.Алексей Панин
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.