Есть личности, в судьбе которых отчётливо проступает само предназначение челове- ка – быть «точкой схождения», «фокусом» смыслов природных и космических. Родившись именно на этой земле, именно в данное время, со способностями и дарованиями для решения каких-то масштабных, возможно, даже не вполне осознаваемых современниками задач, человек начинает путь с малых шагов – и эти шаги приводят его к обобщениям мирового порядка. Всё, что собирает в свой круг такая судьба – края земли, имена современников, виды деятельности и, наконец, создаваемый в научном и художественном творчестве образ мира, – освещается особым светом, приобретает особый смысл. К таким личностям с полным правом можно отнести ученого-культуролога, поэта, прозаика, журналиста и государственного деятеля Салима Галимовича Фатыхова. Мы име- ем счастье быть современниками и коллегами человека, чьи исследования дают новое виде- ние развития человеческого сознания, культуры, цивилизации. Эти исследования и концеп- туальные выводы из них рождены в многолетних широких полевых исследованиях, вы- верены в тишине рабочих кабинетов и подтверждены мировым научным сообществом. Можно просто сказать, что Салим Фатыхов – ученый с мировым именем. Но важнее, может быть, обратить внимание на то, сколь актуальны его исследования матриархата и концепция происхождения и развития культуры. Если внимательно проследить за его магистральной научной мыслью, то можно вывести короткую емкую формулу: культура создана женщиной для того, чтобы обеспечить выживание своих детей в мире природы. В этой формуле равно важны обе составляющие: и утверждение важнейшей роли женщины в развитии человечества, и определение сущностной задачи культуры. И то, и другое приобрело острейшую актуальность, когда мужская технократическая цивилизация в очередной раз привела человечество на грань большой войны, к угрозе самоуничтожения. Не единожды переиздававшаяся «Мировая история женщины» [6; 7], главный науч- ный труд Салима Фатыхова, – труд грандиозный, но появление новых и новых фактов, до- полняющих и уточняющих его концептуальную основу, делает эту масштабную работу принципиально незавершаемой, ибо новые археологические находки и открывающиеся исторические факты всё более утверждают ее и добавляют важные оттенки культурных смыслов. По сути, путь к масштабу «Мировой истории…» начался еще в детстве, с первых попыток осмысления своей крохотной жизни на древней земле, рядом с промышленным гигантом первых советских пятилеток. Салим Фатыхов родился в трудные послевоенные годы на Южном Урале, в юном по историческим меркам городе Магнитогорске – но именно здесь, в этом географическом пространстве, тысячелетия назад формировался арийской культурой генетический код поэзии, и уже в ХХ в. подспудную поэтическую силу края явила знаменитая магнитогорская литературная школа, пройдя путь от литературного барака у стройплощадки металлургического завода к созвездию поэтических имен, составивших славу города, края, страны. Салим Фатыхов стал нашим современником из этого созвездия. Дорога к глобальным обобщениям и открытиям мирового значения вела поначалу геологическими маршрутами – после окончания в 1966 г. Миасского геологоразведочного техникума – арктические экспедиции (Таймыр), работа на Северном Урале, в Южном Казахстане – а затем, живя в Средней Азии, будущий ученый «заболел» археологией. По- том, с 1971 по 1977 г. – в очно-заочном варианте Магнитогорский государственный педагогический институт, заложивший гуманитарные основы будущих исследований и литературного творчества. C 1966 по июль 1969 г. была служба на Краснознаменном Тихоокеанском флоте – стихия океана подарила сильнейшие впечатления молодому человеку, рожденному в предгорной степи. Через неделю после возвращения со службы на флоте Фатыхова приглашают на работу корреспондентом в городскую газету «Магнитогорский рабочий». Жизнь раскрывала исследователю пространства огромной страны с ее древней историей и современным культурным многообразием. Опыт журналистской работы, работы с людьми, событиями, словесными формулами начал формироваться во второй половине 1960-х – в жизнь вошло множество новых тем и красок. В 1973 г. Фатыхов уехал поднимать журналистику Узбекистана и до 1995 г. тру- дился ответственным секретарем, заместителем главного редактора и главным редактором газет Навои и Ташкента, закончил очное отделение факультета журналистики Ташкентской высшей партийной школы, работал в обкоме Компартии Узбекистана в Навои и в ЦК Ком- партии Узбекистана. Вернувшись в Магнитогорск в 1993 г., он возглавил газету «Русский дом», а в 1998 г. стал помощником губернатора Челябинской области П. И. Сумина, затем – начальником информационного управления областной администрации, пресс-секретарем, заместителем руководителя Администрации губернатора. Государственная служба пришлась на самые, пожалуй, трагические годы страны, но и это было важной частью судьбы ученого и поэта, осмысливающего жизнь в ее максимальных масштабах. Непосредственная практика решения государственных задач опиралась на сформировавшийся опыт ученого-исследователя, журналистскую точность и оперативность, поэтическую способность видеть реальность не в сиюминутных фрагментах, а как единое целое – в системе взаимосвязей. Все эти годы Салим Галимович создавал свой главный труд, разрабатывал и уточнял концепцию происхождения культуры и роль женщины в истории, и первое издание – «История женщины. Этнокультурная ретроспектива и краткий анализ фактов, обрядов, легенд, обычаев и ритуалов» [3] – вышло в издательстве Екатеринбурга «Банк культурной ин- формации» в 2000 г. Концепция требовала подробной разработки: через четыре года в том же издательстве увидела свет «Мировая история женщины: Опыт сравнительной фак- тографии» [6]. «Хроно-культурологическое и фактографическое осмысление» темы было опубликовано в 2008 г. [7], уже после блестящей защиты кандидатской диссертации [1] в Челябинской государственной академии культуры и искусств, прошедшей в 2006 г. Монография «Новая археология матриархата. Социокультурный анализ реликтов» [8] была опубликована через год, а вскоре состоялась защита докторской диссертации [4], получив- шая большой резонанс в научном сообществе. Концепция логически подвела исследователя к футурологическому прогнозу относительно развития человечества: вариантом выхода из глобального гуманитарного кризиса и нагнетания агрессии в мире может стать неоматри- архат с опорой на женский естественный и новообретенный опыт общения с природой и сбережения жизни. Столь масштабный научный труд, осмысление огромного количества разрозненных, относящихся к различным эпохам фактов и Научный профиль сложнейших современных общественных процессов стал возможен, наверное, еще и потому, что Салим Фатыхов – поэт. Впрочем, настоящий ученый – всегда поэт, ибо именно поэзия развивает в человеке способность соединять в целое и упорядочивать множество самых разных вещей и явлений. Стихи сопровождают всю его жизнь – буквально от начальных впечатлений. Первый авторский поэтический сборник вышел в свет в Ташкенте в 1981 г. [11], пролежав перед этим в издательстве 6 лет, а следующий – «Расслоенное время» [10] – уже на Урале, в 2004 г. Через 10 лет увидела свет неопубликованная проза 1960–1970-х гг. «Мгновения бытия…» [5] – в нее вошли приключенческая повесть «Красный Меджнун», рассказы, этюды, были и фрагменты недописанных произведений. Перед читателями известный ученый предстал в совершенно новой ипостаси увлекательного рассказчика. В 2017 г. в родном писателю и ученому Магнитогорске опубликована книга научно-популярных статей и краеведческих очерков «Открывая тайны веков» [9]. К юбилею Салим Галимович собрал под одной обложкой и поэтические опыты многих лет. Для полного собрания стихотворений он выбрал название «Дихотомия бытия» [2]. В этом, в общем-то, научном словосочетании отражена изначальная трагедия мира, рассеченного на идеальное и реальное, духовное и материальное, прошлое и настоящее, мгновенное и вечное. И между бесконечно разделенными полюсами мерцает смятенная и такая краткая человеческая жизнь, крохотная пылинка в бурях Космоса, Природы и Истории… Но цель ее существования испокон – свет: ведь само «происхождение сознания мифологически представлялось первобытному человеку как возникновение света, проявляющего из тьмы мировые процессы и самого человека» (Салим Фатыхов). И потому книга «Дихотомия сердца» одновременно есть преодоление трагедии жиз- ни – автор дает нам ключ к преодолению: возможно, для того и создан человек, чтобы труд души и ума его был только и направлен на постоянное сближение, сшивание, настройку созвучия половин-антиподов, и в этом труде – не только оправдание бытия самого чело- века, но и возможность раздвинуть границы нашего сознания до полюсов-крайностей, т. е. осветить бытие до самых границ Мироздания. Научные, литературные и государственные труды Салима Галимовича Фатыхова по- лучили широкое общественное признание. В 2002 г. ему присуждено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Российская академия естествен- ных наук за 1-е и 2-е издания книги «Мировая история женщины» наградила ученого Кре- стом «За заслуги перед наукой». Знаком высокого признания стала Серебряная медаль име- ни Е. Дашковой. Литературные труды отмечены премиями «Урал Полярный – Урал Про- мышленный» и Уральского федерального округа, медалью Ассоциации писателей Урала «За заслуги перед литературой». За государственную службу вручен знак отличия «За заслуги перед Челябинской областью». Выпавшей на нашу долю современности дано непростое испытание – мир рассыпается на фрагменты, рвется связь поколений и теряются исторические связи, жизнь превращается в набор клипов, но тем виднее и драгоценнее становится живая человеческая страсть осмыслить мир целиком, в его многовековой истории и необъятных пространствах, постичь целокупно глубины его и тайны, услышать не только себя самого, но и голоса современников и предков, и попытаться заглянуть в будущее. Объединив столь различные, казалось бы, начала – поэтическое видение, научный анализ и общественную практику, Салим Галимович Фатыхов сотворил свою судьбу как преодоление «рассыпающегося» времени. И совершенно закономерно в круг его занятий вошла преподавательская деятельность в Челябинском государственном институте культуры, чтение лекций студентам и аспирантам, руководство газетой вуза. Но, наверное, чтобы действительно понять и почувствовать масштаб и значение личности Салима Фатыхова, нужно прочесть эти простые строки: Во мне еще живут инстинкты диких джунглей, Волнение морей, паренье странных птиц. И тлеют по ночам сырых стоянок угли, И пробегают тени неповторимых лиц. Я, может быть, из тех – безвинно осужденных! А может быть, из тех, кто на погибель вел? Из праха одного и я, и ночь, и клены, И рыба в Сырдарье, и в Кракове костёл. Начало у меня, как у всего, – простое. Я тоненькой тычинкой по космосу кружил. Не спится до утра! Как мысли успокоить И прошлую вместить, и будущую жизнь! С прекрасным юбилеем, Салим Галимович! Здоровья, творческой неуспокоенности, продолжения трудов мирового значения!Н. А. Ягодинцева
________________________________________________ 1. Фатыхов, С. Г. Антропология и культура матриархальности : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Салим Галимович Фатыхов. – Челябинск, 2006. – 230 с. : ил. 2. Фатыхов, С. Г. Дихотомия сердца (Поэтизированные рефлексии разных лет) : полное собрание стихо- творений / С. Г. Фатыхов. – Челябинск, 2017. – 184 с.: ил. 3. Фатыхов, С. Г. История женщины: этнокультур. ретроспектива и крат. анализ фактов, обрядов, легенд, обычаев и ритуалов / С. Г. Фатыхов. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. – 463 с. : ил. – (Философский андеграунд Урала) (Библиотека философа). 4. Фатыхов, С. Г. Материнский феномен в культурогенезе: гипотетическое моделирование и осмысление первоначал : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Салим Галимович Фатыхов ; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусств]. – Челябинск, 2011. – 439 с. : ил. 5. Фатыхов, С. Г. Мгновения бытия… : неопубликованная проза 60-х и середины 70-х годов / С. Г. Фаты- хов. – Челябинск ; Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 182 с. 6. Фатыхов, С. Г. Мировая история женщины: опыт сравнит. фактографии / С. Г. Фатыхов. – Екатерин- бург : Банк культурной информации, 2004. – 788 с. : ил. 7. Фатыхов, С. Г. Мировая история женщины = The world history of woman: хроно-культурологическое и фактографическое осмысление / С. Г. Фатыхов. – 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург : Банк культур- ной информации, 2008. – 943 с. : ил. 8. Фатыхов, С. Г. Новая археология матриархата : социокультурный анализ реликтов : моногр. / С. Г. Фа- тыхов ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2009. – 249 с. : ил. 9. Фатыхов, С. Г. Открывая тайны веков : науч.-попул. ст. и краевед. очерки / С. Г. Фатыхов ; Челяб. гос. ин-т культуры ; ред. В. Я. Рушанин. – Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2017. – 200 с. : ил. 10. Фатыхов, С. Г. Расслоенное время : стихотворения / С. Г. Фатыхов. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. – 128 с. – (Библиотека поэзии каменного пояса (малая серия)). 11. Фатыхов, С. Г. Чайки пустыни (стихи) / С. Г. Фатыхов. – Ташкент : Ёш гвардия, 1981. – 37 с.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.