В 2022 году отмечает свой первый юбилей – 5 лет – всероссийский молодёжный литературно-публицистический журнал «Веретено», который издаётся в Калининграде. Среди литературных журналов России он занимает особенное место. На его страницах можно познакомиться с творчеством молодых авторов из всех регионов страны. Для кого-то «Веретено» становится стартовой площадкой в большой мир литературы, кто-то находит здесь новые имена и яркие голоса, кто-то – единомышленников. Это журнал авторский ещё и в том смысле, что отбор текстов в соответствии со своей концепцией и всю подготовку издания к выходу в свет осуществляет один человек – поэт Игорь Голубь. Мы побеседовали с ним о том, как возникла идея создания журнала, как осуществляется отбор авторов, чем «Веретено» живет сегодня, о поэзии и Русском мире, об особенностях совмещения редакторской работы с личным творчеством. – Игорь, созданному Вами журналу «Веретено» исполняется 5 лет. Его вполне можно отнести к изданиям авторским – ведь это была Ваша личная инициатива, Вы разработали концепцию, сформировали определённый круг авторов… Как появилась сама идея выпуска журнала? В чём Вы видите его главную задачу? – Всегда мечтал создать журнал, ещё с первых дней учёбы в университете, когда уже понимал, что свяжу навсегда свою жизнь с литературой. Вначале было желание делать издание в творческой команде, но для меня крайне важны оперативность и предельно возможная объективность (например, во избежание публикаций по принципу дружбы), и я быстро понял, что, как бы ни было сложно, журнал можно и даже нужно делать самому. Это ведь и развитие, и большие нагрузки, которые дают серьёзный опыт, к тому же в любом случае у журнала есть редколлегия, отдельные вопросы решаются сообща, в результате чего работа и становится оптимальной. Тогда, в 2017 году, появилась твёрдая уверенность, что молодой литературе нужна серьёзная и масштабная платформа – без привязки к тусовкам, без жёсткого выбора авторов по позициям и взглядам, и при этом издание с первого дня было чётко ориентировано на традиции русской литературы. Сегодня журнал объединяет авторов из 75 регионов России, есть задача включить в этот круг все регионы без исключения. Объединяющая задача для журнала «Веретено» изначально была центральной: объединять и представлять на одной платформе широкий круг молодых авторов из максимального количества регионов нашей страны. – Название – своеобразный ключ к авторской идее. Почему Вы назвали журнал «Веретено»? Соотнесён ли традиционный образ веретена с замыслом журнала, какой смысл в нём зашифрован? – Интересный вопрос, даже хотя бы потому, что сейчас я назвал бы журнал иначе, ведь времена меняются. Веретено – созидательный механизм. В современной литературе мы видим много разрушительного: снести «устаревшую» лексику, ввести модные сленговые слова, англицизмы… А я вот всегда считал, что литература – исключительно созидание. Веретено вращается, нить скользит, в итоге получается пряжа. Этот смысл созидания и заложен в названии. – Какие рубрики у «Веретена», как в них отражается Ваша редакторская концепция? – У каждого номера есть своя определённая тема. И в рубрике «Тема номера» журнал каждый раз представляет тематически отобранные стихотворения молодых авторов из ряда регионов России. Разумеется, эта тема прямо или косвенно проходит «красной нитью» через весь номер. Основными являются две большие традиционные рубрики с поэзией и прозой, обычно 15–17 поэтов и 7–8 прозаиков, есть рубрика с литературными переводами (отдаётся предпочтение переводам с языков народов России) и рубрика со стихотворениями для детей, особенно любимая читателями. Последние две рубрики постоянно чередуются из номера в номер. Также в каждом номере я как редактор рекомендую читателям наиболее интересные книжные новинки молодой литературы. В каждом номере – три интервью с яркими и харизматичными молодыми литераторами и рубрика «Литературные города», в которой лидеры молодёжной литературной среды соответствующих регионов России рассказывают об истории развития литературы и современном её течении, называют талантливых авторов. Ну и куда без традиционного слова редактора, которое всегда задаёт тон, – здесь всегда ставлю во главе предельную честность и поднимаю важные вопросы. – Игорь, кто составляет круг авторов Вашего журнала? Как Вы выбираете их? Это рекомендации коллег, конкурсный отбор или что-то другое? И какими авторами «Веретена» Вы особенно гордитесь как редактор? – За пять лет в журнале «Веретено» напечатаны произведения более чем 330 молодых авторов. Перечислить их было бы делом непростым. Убеждён, что редактор обязан знать по возможности всех ярких и перспективных авторов в своей стране, поэтому всё свободное время трачу на поиск новых авторов и отслеживание успехов тех молодых писателей, которых считаю перспективными. Могу сказать, что вообще серьёзному редактору нельзя без интуиции, творческого «нюха»! Конечно, и редколлегия выполняет важную роль – никогда не отказываюсь от хорошей рекомендации! Если всё же перейти к именам, то в разные периоды «жизни» журнала гордился тем, что опубликовал таких замечательных прозаиков, как Евгения Декина, Ирина Иваськова, Юрий Лунин, Наталья Мелёхина, среди поэтов, пожалуй, назову Елену Жамбалову, Александра Лошкарёва, Тихона Синицына, Дмитрия Ханина, Дмитрия Терентьева, Ивана Коновалова. Но на деле этот ряд можно продолжать долго – и ни разу не соврать. – Удалось ли «Веретену» за прошедшие пять лет, к своему первому юбилею, обрести официальный статус или, может быть, заручиться чьей-либо поддержкой? Ведь журнал сегодня – довольно дорогое удовольствие… – Всегда ценил независимость издания, именно эта независимость, пускай и серьёзно давящая на меня финансово, даёт возможность быть честным, прямо говорить о проблемах современной литературы, печатать именно тех авторов, которых важно опубликовать, избегая давления сверху. Спонсор в большинстве случаев заинтересован в продвижении своих идей в обмен на финансирование, любая серьёзная организация может настоятельно попросить, отталкиваясь от своей общей позиции, печатать тех или иных авторов, или – наоборот, не печатать. В итоге моя позиция остаётся на протяжении всех пяти лет неизменной: важно сохранять независимость, иметь своё лицо, идти своим путём. – «Веретено», хотя его тираж и невелик, разлетается по всей России. А как его воспринимают в Калининграде? Какое внимание Вы уделяете поэтам-землякам? – Пожалуй, это самая больная для меня тема. Избегать её, конечно, нельзя, но о ней сложно говорить без эмоций. Между Калининградом литературным начала 2000-х, когда, собственно, я сам начинал творческий путь, и отлично помню это время, и нынешним – существенная разница. Разумеется, мы в контексте «Веретена» говорим сейчас именно о молодой литературе… За все пять лет единственная моя ошибка как редактора – желание сделать ставку в том числе и на региональных молодых авторов. Но сейчас молодой литературный Калининград очень «сырой», да – дерзкий, активный, но за всем этим зачастую стоят лишь амбиции и желание самоутверждения, а литература должна быть выше всего этого априори. Однако смело скажу – в родном городе у журнала «Веретено» немало читателей вне литературной среды, и точно так же, как я сам тянусь к большой России, так тянутся и калининградские читатели к талантливым молодым авторам из совершенно разных по культуре и традициям регионов, но неизменно объединённым уважением к традициям русской литературы. – Есть ли определённая возрастная планка для авторов «Веретена»? И если да – почему она именно такова? – Журнал молодёжный, мы говорили об этом чуть выше, нижняя планка весьма условна – это, говоря примерно, старший школьный возраст, а верхняя планка – 40 лет. Я не убираю произведения моих ровесников-литераторов из редакционного портфеля, ведь среди них большое число по-настоящему мощных писателей. Потихоньку они пересекают эту возрастную планку, некоторые из них заслуженно и логично входят в редколлегию журнала, потому что мы с ними однозначно делаем одно дело. – Не мешает ли редакторская работа собственному творчеству? Или, может быть, наоборот – помогает? – Как и любой писатель, я нередко учусь у своих коллег, в первую очередь старших. Но как редактор понимаю, что творческой личности возможность развиваться быстрее и эффективнее дают именно межрегиональные связи. А ещё важнее, что такие связи – прекрасная возможность найти удивительных людей, благодаря которым растёшь как личность. Что может быть лучше этого? К тому же, даже в трудные времена, когда приходилось работать с одним выходным в месяц, удавалось писать стихи в маршрутках по пути домой и даже на работе, в коротких перерывах, на клочках бумаги. Музыку в себе слышать можно всегда! – Сегодня большинство региональных журналов придерживается принципа открытости и публикует авторов не только России, но и всего Русского мира. Как Вы считаете, почему это важно? Или, может быть, у Вас другое мнение? – Русский мир сегодня получил самый жестокий удар, который только возможен. На моих глазах среда продолжает раскалываться, это чистая правда, незачем смотреть через розовые очки. Мы ведь всегда были разными, недаром Союз писателей три десятка лет назад раскололся. Хотя это не значит, что расколотые части несовместимы. Журнал «Веретено» стремится доказать, что очень важно искать контакты, нужно слышать друг друга. Но когда на мою страну льётся грязь, в том числе от ряда коллег по перу, быть дипломатом получается не всегда. Если не ошибаюсь, Даниэль Орлов недавно сказал, что стала как никогда очевидной разница между литераторами русскими и русскоязычными. Увы, для многих Родина – отражение в зеркале. Для меня русские – везде русские. Я их не делю территориально, они в Беларуси, Приднестровье, на Донбассе, в Одессе, Риге, Клайпеде, Нарве, Павлодаре, и даже сербы – немного русские! Всегда говорил, что мы сильные, пока вместе, пока помним свои корни. И если литературный журнал может хоть немного помочь сплотить нас всех – то это правильно, это самое важное и светлое, что я в силах сделать. – Что Вы можете сказать о современной поэзии – на подъёме она, в расцвете, или испытывает кризис? И чем поэзия нашего времени отличается от того, что было, например, в конце ХХ века? – Честно говоря, никогда не был в этом вопросе оптимистом. Всегда можно подсластить пилюлю, но приятнее называть вещи своими именами. Литература, как и язык, меняется, это своего рода постоянные поиски себя. Хотя сейчас внешние процессы стали слишком сильно влиять на внутренние, в результате чего нередко гонка за новаторством и мейнстримом подменяет глубину. Разумеется, это проблема не одной только литературы – таково наше время, и оно накладывает на поэзию серьёзный отпечаток. Отчётливо видны сейчас культ верлибра и активный пиар фем-письма, хотя все мы понимаем, что в новых поисках авторы придут к чему-то следующему, и так будет постоянно. Но литературы в этом мало, а порой и совсем нет. Активных авторов всё больше, но они словно гонятся друг за другом, копируют манеры и стили. И за этим предсказуемым процессом виднеется мель. И хорошо бы на неё не сесть в итоге на скорости. А мне как редактору остаётся верить в лучшее, верить в тех, кто среди этого белого шума старается сохранить себя, старается идти к читателю и в итоге – может стать в своём поколении маяком. – Мы поздравляем журнал «Веретено» с первым юбилеем и желаем ярких и талантливых новых авторов, преданных читателей, друзей и единомышленников, расширения границ до всей России. Пусть всегда хватает сил и стойкости светить, указывая верный курс в море литературы.Интервью подготовила Анастасия Порошина, Челябинск
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.