Оксана Ралкова – поэт, кандидат исторических наук, член союза писателей России, член правления Челябинского отделения Союза писателей России. Лауреат Всероссийской литературной премии им. В.П. Астафьева (2019) и Южно-Уральской литературной премии (2012), участница совещаний молодых писателей в Каменске-Уральском (2011, 2013) и в Москве (2018, 2019). Автор двух книг стихов «Стихия степь»(2013), «Снежницы»(2019). Участница организационной группы Межрегионального Совещания молодых писателей в Челябинске, ведущая областных семинаров поэзии «Исток» при Челябинском государственном Центре народного творчества, член команды организаторов литературно-художественного фестиваля «Эра речи» на базе музея-заповедника «Аркаим», куратор открытого городского детского литературного конкурса «Алые паруса творчества».
Взлететь над изоляцией Интервью с Оксаной Ралковой, создателем литературного видеопроекта «Голос на взлёте»
Весна 2020 года. Пандемия COVID 19. Самая странная весна на моей памяти. В России, как и почти во всех странах мира, продолжается режим самоизоляции. В Италии, с которой началась вторая – европейская – волна эпидемии, уже в первые недели люди начали выходить на балконы, петь вместе песни, аплодировать врачам, затем это распространилось и на другие европейские страны. В России всё случилось в конце марта, для пения на балконах было слишком холодно, да и не совсем это в наших традициях. Зато в рунете немедленно возникло с десяток больших и маленьких флешмобов на тему «Искусство против коронавируса». От остроумной (и неоднозначной) «Изоизоляции» до чтения онлайн собственных стихов и просто книг любимых авторов. Как же язык и литература противостоят глобальным вызовам? И что нам говорит история? Может ли нынешний мировой кризис стать шансом – ступенью к новому уровню самоорганизации людей в борьбе за человеческое? Побеседовать об этом я пригласила Оксану Ралкову – поэта, кандидата исторических наук, члена Союза писателей России. Н.Т. Оксана, добрый день. 12 апреля, в разгар пандемии стартовал твой литературный видеопроект «Голос на взлёте». Это случайность или прямой ответ на вызов времени? О.Р. Юрий Фридрихович Фоос (Юрий Седов), известный челябинский поэт, однажды сказал: «Поэт реагирует на события, которые ещё не произошли». Наш проект был задуман в декабре 2019-го и вот пришёлся кстати вроде бы случайно, но случайность, как известно, – закономерность высшего порядка. Н.Т. Ты можешь привести примеры противостояния литературы общественным катастрофам? О.Р. Да, весь серебряный век русской поэзии – ответ на вызов времени. Вспомним, как это было. В обществе разруха, кренится и падает империя, вырождается монархия, идут мировая и гражданская войны, царствует голод, свирепствует эпидемия «испанки», а в культуре творят Блок, Ахматова, Цветаева, Есенин, Маяковский... И Цветаева пишет (цитирую по памяти): «Я сегодня весь день ела (мороженой картошки удалось добыть), а могла бы весь день писать. Я не хочу, конечно, умереть с голода в Москве зимой 19-го, но ещё меньше хочу сделаться свиньёй». И вот эта иллюстрация опровергает, скажем, теорию Маслоу о пирамиде потребностей, в соответствии с которой, только удовлетворив физиологические потребности, общество переходит к духовным. В России начала XX века было как раз наоборот. Культура, будучи живой развивающейся системой, имеет свои неочевидные резервы восстановления. В случае с русской культурой на протяжении всего ХХ века в критических ситуациях общество прибегало к слову как к оружию, орудию мобилизации созидательных сил. Н.Т. Какова вообще роль языка, художественного слова и его высшей формы – поэзии в истории России? О.Р. Я понимаю поэзию как способ претворения смыслов и образов из тонкого мира, мира высоких энергий в грубый материальный мир. Смыслов и образов, необходимых для жизнесбережения, – сбережения человеческого в человеке и его гармоничного развития. Поэтическая традиция в отечественной культуре тянется из непроглядной временной глуби. Есть серьёзные основания полагать, что культура первой протогородской цивилизации исторически обозримой древности была построена на особом отношении к слову. Иными словами, некая общность людей и вызрела в цивилизацию благодаря слову, развитому образному языку. Это была отличная от современной технократической цивилизации культурно-историческая общность, развивающаяся в рамках другой логики. Русская поэтическая традиция берёт своё начало именно в этой древней культуре, яркими памятниками которой являются североиндийский эпос Ригведа и древнеиранский эпос Авеста. Отсюда же берёт своё начало творчество древнеславянского поэта Бояна и А.С. Пушкина. Н.Т. Но в современной литературе планка, похоже, снижена. И, кажется, безвозвратно... О.Р. Роль ритмически организованной, гармонично вписанной в окружающую действительность речи на сегодняшний день не осмыслена в должной мере. Поэтическая речь для меня – путь из дольнего мира в мир горний, идеальный и непостижимый до конца на современном эволюционном этапе. Поэтому отношение к собственному поэтическому творчеству должно быть соответствующим. Пишущий должен понимать, с каким тонким и опасным материалом он работает. Мы помним из курса физики, какие последствия для учёных имели первые опыты в области изучения энергии атомного ядра. А язык и есть ядро культуры, во всяком случае, русской. Поэтому первое, что должен сделать автор, это честно ответить себе на вопрос, имеет ли он право браться за слово. Для меня весомым основанием для творчества является наличие сильного чувства, взволновавшего до глубины души. Стихотворение, да и любое произведение искусства с большей вероятностью станет фактом культуры, когда оно выстрадано, то есть рождено естественным путём: через яркие ощущения – сильные чувства – точные мысли. Искусственная поэзия, которая есть плод только мыслительный, нежизнеспособна или жизнеспособна только в искусственных условиях, как оранжерейное растение: вынесли на улицу – и оно погибло. Поэтому, если бы меня попросили сказать, что нужно знать, прежде чем садиться писать стихи, я бы сказала: пишите о том, что болит, потому что болеть может только живое. А ещё не так давно я поняла, что поэты способны обновлять смыслы, когда их жизнь заходит в тупик, обессмысливается. Страшно подумать, но этот процесс смыслотворения из подручного материала уподобляет хоть на несколько минут, реже часов человека – Богу. Поэт чувствует себя Богом, когда этот конечный смысл стихотворения удался. И эта духовная радость от творения не сравнима ни с какими радостями на свете. Но здесь, конечно, возникает обратная сторона медали – позже понимаешь: то, что ты сотворил вчера, вовсе не гениально, и приходится как бы умереть, а потом найти в себе силы родиться заново – в новом стихотворении. Стихи – это всё же ступени духовного развития, то есть путь вверх, а не беличье колесо. Н.Т. То есть, как и всегда, в любую эпоху, нам необходимо осмысление жизни через слово. Какова же роль литературы в предельном смысле? О.Р. Я считаю справедливым суждение о том, что литература – это наша вторая религия. Ведь слово religio переводится как «связь», связь человека и Бога. Думаю, что справедливо считать русскую литературу таким каналом связи. Несмотря на светскую форму, классическая русская литература остаётся по содержанию духовной, проводящей или переводящей нравственную идею Православия на светский язык. Однако литература в целом и поэзия в особенности несут в себе кроме христианского компонента ещё и компонент языческий. Причём поэзия воспринимает язычество как богатое языковое наследие, накапливающееся много тысяч лет. Подозреваю, что язык долгое время и был тем единственным каналом, который связывал человека и Бога. Пожалуй, он им и остаётся: «В начале было слово». На мой взгляд, это ещё и его основная функция. Можно предположить, что когда отпадёт эволюционно или будет отобрана насильно необходимость связи между Богом и человеком, язык исчезнет. В нашем случае кризис русского языка, о котором вздыхают специалисты, есть отражение развития процесса «насильственного отбирания языка». То есть, если смысл человеческого существования на Земле не заключается в пути к Совершенству, Абсолюту, то и слово – посох, веками вытачиваемый для успешного преодоления этого пути, ослабевает, разрушается и, в конце концов, исчезает. А с ним, разумеется, исчезают и носители языка, освобождая «шестую часть Земли». В устной традиции, известной нам со славянского периода, работало огромное количество форм существования языка: от метких повседневных пословиц до образа мира, свёрнутого в букве. Этот пласт почувствовал и осмыслил А.С. Пушкин, возможно, во многом через общение с няней-простолюдинкой. Эту силу ясно ощущал Есенин, сам рождённый в народной среде. И, несмотря на все исторические изломы, которые преодолевал русский язык, он всё же нёс и продолжает нести созидательный заряд энергии, без которой немыслимо любое развитие. От праязыка через праиндоевропейский, протославянский, славянский, древнерусский наш язык проделал свой исторический путь. Подобный путь, разумеется, прошли и другие языки, но особенностью русского является то, что в нём живёт и развивается, несмотря на все преграды, мощная поэзия. Умерли великие санскрит и латынь, оставив по себе великолепные памятники, а русский язык продолжается, течёт. И в этом течении, в этой живой силе – наше спасение как культурно-исторической общности. Нужно держаться за язык, как за спасительную вервь в чёрном буране бездуховности эпохи. Н.Т. Как рождается поэзия? О.Р. В русской поэзии силён нерв, провод высокого напряжения, доречевой поток, от которого она как бы зажигается, затем преобразуясь в волну, музыку, ритм, отстукиваемый пальцами или ногами, далее проскальзывают отдельные слова, они подхватывают рифму, затем выстраивается некая логика, и в конце происходит открытие нового смысла. А смысл, в свою очередь, и есть маленькая связь между словом и предметом, то есть между тем, что материализовано, и тем, что физически не ощутимо в данный момент. Художественное «доказательство» смысла человеческого существования. Н.Т. Как встроена литература, поэзия, просто работа со словом в твою повседневную жизнь? Что ты, как поэт, можешь посоветовать людям, запертым в своих домах на время карантина? О.Р. Я всё больше убеждаюсь в том, что написание помогает понимать какие-то вещи, проблемы лучше, чем просто прокрученное в голове. Язык – это полноправный помощник в процессе освоения окружающего мира. Не я познаю, а мы познаём вместе с языком, с помощью письменной речи. И это потрясающе, когда ты садишься за стол, как будто отправляешься в путешествие, и всегда случается открытие, разного масштаба, но обязательно случается. И если линейное рассуждение в данном контексте можно сравнить с лестницей осмысления, то поэзия – это скоростной смысловой лифт. Очень интересно творить в этом режиме. Ещё я понимаю, что многое упускаю в своей жизни, забросив дневниковую практику, начатую мной в 12 лет. Кстати, в этот же период я перестала смотреть телевизор. Я садилась и каждый день писала отчёт о своём дне, что мне удалось сделать за этот день. Писала стихи, реже свободное повествование. Тогда я персонифицировала свой дневник, и он был как бы моим собеседником. Теперь я пишу нерегулярно, но когда пишу – тоже часто в своём дневнике обращаюсь к Богу как к собеседнику.Беседовала Наталья Тагорина
______________________ 12 апреля 2020 года в ознаменование 59-й годовщины одного из самых значительных событий в мировой истории – первого полёта человека в космос состоялся запуск литературного видеопроекта «Голос на взлёте». Проект «Голос на взлёте» https://aspur.ru/literaturnaya-masterskaya-aspur/ был разработан творческой группой Межвузовской литературной мастерской «Взлётная полоса» (г. Челябинск). За основу проекта взята книжная серия «Литкурс» (ред. Н.А. Ягодинцева), основанная в Челябинске в 2017 году и продолжающаяся до настоящего времени. В первую серию вошли живые выступления поэтов Анастасии Порошиной, Натальи Тагориной, Юлии Линниковой, Оксаны Ралковой, а также прозаиков Павла Карякина и Елены Тарасенко.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.