На вопросы московского писателя и журналиста «Литературной газеты» Юрия БАРАНОВА отвечает сопредседатель Союза писателей России, координатор Ассоциации писателей Урала Александр КЕРДАН (Екатеринбург)
Ю.Б. – Александр Борисович, несмотря на невероятное развитие коммуникаций, всё же отдалённость отменить невозможно. Как одно из следствий – из московской редакции ссора каких-нибудь двух третьестепенных столичных литераторов порой заметнее, чем важные события в писательской жизни «за Волгой» и тем более «за Уралом». И это сильно мешает работе всероссийской газеты, тем более имеющей широкий зарубежный выход. Например, недавно лично мне на какой-то тусовке довелось услышать, что у вас, где-то в Зауралье, прошла писательская конференция двух десятков областных организаций…
А.К. – Да, совсем недавно, в Омской области прошла семнадцатая по счёту, ежегодная конференция Ассоциации писателей Урала, объединяющей сегодня 24 республиканских, краевых, областных, окружных писательских организаций Урала, Западной Сибири и Поволжья… Важно заметить, что в состав Ассоциации входят региональные организации и Союза писателей России, и Союза российских писателей. Главным принципом для такого объединения стала не принадлежность к тому или иному союзу, а общность взглядов на проблемы современного литературного процесса и пути их разрешения.
Что же касается СМИ, то и телевидение, и газеты, в том числе «Литературная» в свое время рассказывали о проводимых нами международных, всероссийских совещаниях молодых писателей, о литературных фестивалях (марафонах), творческих «десантах», об издательских и других проектах, но, честно сказать, делалось это как-то сухо и как будто снисходительно…
Ю.Б. – Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей Ассоциации. В чём была необходимость её создания?
А.К. – В середине 90-х годов прошлого века (во, как звучит!), ситуация в писательском сообществе и вокруг него была непростой. Распад единого писательского Союза писателей СССР на два крупных, мягко скажем, недолюбливающих друг друга союза, и целый ряд более мелких союзов и литобъединений, живущих по своим собственным правилам, со своими эстетическими установками или вовсе без них… Практически полное отсутствие государственной поддержки книгоиздания и деятельности творческих организаций в Москве и в провинции. Выселение писательских организаций из Домов писателей, передел собственности бывшего СП СССР. Разрыв межрегиональных писательских связей. Бедственное существование большинства писателей старшего поколения, не сумевших приспособиться к новым рыночным отношениям и небрежение по отношению к молодым… И так далее, и тому подобное.
Анализ сложившегося положения дел и нежелание смириться с ним привели нас с коллегами к идее создания Ассоциации писателей Урала. Что и случилось в Екатеринбурге в ноябре 2000 года. Замечу, что сам процесс принятия этого важного решения был непростым и занял почти пять лет… Были среди руководителей местных отделений творческих союзов активные противники подобного объединения. Кто-то из непонимания, кто-то из зависти, кто-то просто из нежелания поступиться ролью «самого главного» в своём писательском коллективе…
Ю.Б. – Что же заставило местных писательских лидеров изменить своё отношение к Ассоциации?
А.К. – Главным аргументом стала жизненная необходимость создания подобной межрегиональной структуры, объединяющей здоровые писательские силы, способной «сшить» разорванное литературное пространство, выработать общую стратегию деятельности писательских сообществ региона в новых, непростых условиях. Сразу это поняли далеко не все. Первыми коллективными членами Ассоциации стали: Свердловская областная организация Союза писателей России, Ханты-мансийская окружная организация Союза писателей России, Тюменская Ассоциация литераторов, Пермская областная организация Союза писателей России, Челябинская областная организация Союза писателей России.
В дальнейшем, убедившись в жизненности нашего начинания, к Ассоциации присоединились Челябинская, Екатеринбургская, Оренбургская, Тюменская организации Союза российских писателей, Курганская, Тюменская, Кемеровская, Кировская, Омская, Новосибирская, Коми-республиканская, Удмуртская республиканская, Томская и Алтайская краевая, Ямало-Ненецкая окружная организации Союза писателей России, содружество литераторов Нижневартовска и Ассоциация Литераторов Ямала... Таким образом, наша Ассоциация из Уральской стала Ассоциацией писателей Урала, Поволжья и Западной Сибири.
Если говорить о наших организационных началах, высшим органом Ассоциации является конференция, проводимая ежегодно в различных городах региона: Екатеринбурге (2000, 2001, 2002 гг.), Ново-Асбесте Свердловской области (2003), Ханты-Мансийске (2004, 2010), Перми (2005), Челябинске (2006), Муравленко (2007), Нижневартовске (2008), Нижнем Тагиле (2009), Магнитогорске (2011), Оренбурге (2012), Кирове (2013), Сургуте (2014), в Шадринске (2015) и в Омске (2016). В 2017 году конференция пройдёт в Висиме Свердловской области. Ежегодный перенос «столицы Ассоциации» в разные регионы и мобилизует местное писательское сообщество, и привлекает внимание власть предержащих к писательским проблемам, и, конечно, способствует укреплению межрегиональных творческих связей, популяризации современной литературы.
Как я уже сказал, основная идеологема Ассоциации – восстановление «разорванного литературного пространства». Это определило основные стратегические направления нашей деятельности: работу с творческой молодежью (по нашей инициативе проведены девять всеуральских, всероссийских и международных совещаний молодых писателей в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Ишиме, Сургуте, на которых рекомендовано в ряды СП более ста талантливых поэтов и прозаиков), координацию издательской политики: выпуск книжных серий «Библиотека семейного чтения», «Библиотека российской поэзии», «МИР: мой исторический роман», «Библиотека поэзии Каменного пояса», «На разных языках», сборники стихов и прозы молодых «Каменский семинар-1,2», Нижнетагильская находка-1,2», организация издательства «АСПУР», выпуск ежегодного литературного альманаха «Чаша круговая» и газеты-журнала «Большая медведица» и, наконец, создание собственного сайта; стимулирование творческой деятельности писателей региона: учреждение целого ряда премий – Всероссийской литературной премии имени Д.Н. Мамина-Сибиряка (совместно с СП России), премии «Белуха» (совместно с журналом «Бийский вестник»), Литературной премии Уральского Федерального округа (под патронажем Полномочного представителя Президента РФ в УрФО), премии имени поэта-фронтовика В.Т. Станцева (совместно с Администрацией г. Екатеринбурга), Международных премий: Владислава Крапивина (совместно с Фондом Владислава Крапивина) и «Честь и Отечество» (совместно с Уральским отделением Литературного Фонда и Свердловской ООО «Офицеры запаса»), региональной премии «Урал промышленный, Урал полярный» (совместно с Ассоциацией «Города Урала»), увековечивание памяти ушедших писателей, деятельность по восстановлению межрегиональных связей: организация межрегиональных литературных фестивалей, «круглых столов» (в рамках Екатеринбургского Интеллектуального клуба), проведение Дней российской литературы в различных регионах и другие мероприятия…
Ю.Б. – Что, по-Вашему, дала Ассоциация писательскому сообществу Урала…
А.К. – Мне кажется, Ассоциация – своего рода образец новой формы писательского содружества, воплощение идеи создания единого литературного, и даже шире – культурного пространства, в котором тесно взаимодействуют различные институты общества, представители различных писательских союзов, другие участники литературного процесса. Можно сказать, следуя привычному для нас уральцев образу, Ассоциация – своеобразный полигон для обмена опытом стратегического и тактического планирования литературного процесса, организации литучёбы, социальной поддержки писателей, и, конечно же, площадка для выпуска книг, журналов, альманахов, газет… Ассоциация – это ещё и команда единомышленников, которые всегда могут поддержать, посоветовать, обменяться опытом. К тому же, участие в совместных делах ещё и пробуждает своеобразный дух дружеского соревнования: стремление сделать что-то лучше, чем делают коллеги, чтобы потом поделиться с ними своими наработками… Скажу больше, сам факт активной деятельности Ассоциации оказывает, как мне представляется, влияние на литературную жизнь в стране, на процессы, происходящие в центральных регионах России. Уже как-то неприлично становится нашим столичным коллегам ссориться из-за переделкинских дач и московской недвижимости, когда существует писательское объединение в провинции, своими реальными делами демонстрирующее, что можно и должно (даже в условиях рынка) дружить, работать и следовать главной традиции русской литературы, которую определяет одно слово – СЛУЖЕНИЕ. Служение отечественной словесности, культуре, идеалам добра и нравственности, и в конечном счете, простите за высокий штиль, своему народу, России.
Ю.Б. – Как вы оцениваете «доходимость» книг и журналов, издающихся в Уральском регионе, до ближних и дальних ваших соседей, Москвы и Санкт-Петербурга в том числе? Должен ли играть какую-то роль в «книгодвижении» Союз писателей России и другие писательские организации? Существует ли какая-то координация в издательской деятельности вашей Ассоциации и других писательских организаций?
А.К. – Увы, тиражи издаваемых в регионах журналов и альманахов невелики. У них очень ограниченный круг подписчиков – как правило, местные библиотеки... В соседние регионы они эти издания доставляются только «курьерским методом» или раздаются читателям на конференциях, фестивалях, творческих встречах, которые проводятся нашей Ассоциацией. К сожалению, иной возможности распространять наши издания у нас нет.
Ю.Б. – Последний раз я был в Екатеринбурге (тогда Свердловске) тридцать пять лет тому назад – ездил писать очерк о ныне покойном писателе Вадиме Очеретине, главном редакторе литературного журнала «Урал». Тогда в писательскую организацию Свердловской области входило пятьдесят два человека. Вадим Кузьмич подчёркивал, что его журнал – не областной, а зональный, он был «своим» для челябинцев, пермяков, курганцев, башкир…
А.К. – Действительно, в те времена и журнал «Урал», и второй не менее известный литературный журнал «Уральский следопыт» выполняли объединительную роль, формировали уральский (и не только уральский) литературный ландшафт. Теперь эту роль осуществляет во многом наша Ассоциация. И это естественное стремление в нашей такой огромной, такой многонациональной и многоконфессиональной стране…
Ю.Б. – Если продолжить вашу мысль, подобные Ассоциации следует создать, скажем, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Юге России?
А.К. – Так, ведь, попытки создать Ассоциации, подобные нашей, уже были: Ассоциация писателей Сибири, Северо-Западная Ассоциация… Но их работа закончилась, ещё и не начавшись, сразу после учредительных конференций... Я говорю это без злорадства или насмешки. Просто, жизнь сама расставляет всё по своим местам: истинное сохраняется, наносное исчезает… И тут не может быть никаких советов: откровенно говоря, я вообще не сторонник директив в отношении писателей. Как можно кому-то что-то приказать, мол, делай, как я? Такой принцип хорош в армии, но не в творческой среде. Мы делаем своё дело. А в других регионах пусть тамошние писатели сами решают, как им обустраивать свою жизнь. Стандартов здесь быть не должно, ибо всюду свои особенности, свои традиции и свои возможности…
Ю.Б. – Насколько крепки и в чём заключаются связи вашей Ассоциации с Союзом писателей России и с Союзом российских писателей? Или, например, с такой крупной организацией, как Союз писателей Москвы?
А.К. – Вначале, конечно, некоторое недопонимание, что такое Ассоциация, для чего она создана, у коллег в Москве присутствовало. Думаю, был даже некий страх, раздуваемый недоброжелателями, мол, не очередная ли это попытка расколоть и без того расколотое писательское сообщество? Не скрою: тогда, в 2000-м, кое-какие горячие головы предлагали и нам сразу создать свою приемную комиссию, выдавать собственные членские билеты Ассоциации…
Я стоял и стою на твёрдой позиции: мы объединяем профессиональные организации Союза писателей России и Союза российских писателей, и никаких других членских билетов нам не надо. Если посмотреть на проблему шире, вообще-то отношение столицы и регионов – вещь сложная. И никуда от того, что есть Москва, и есть остальная Россия, не денешься. Но ведь Москва без России не может быть Москвой. Равно и Россия без Москвы, без столицы, тоже не обойдётся. Это касается и политики, и экономики, и наших писательских проблем.
Ассоциация создавалась как структура, на тот момент компенсирующая нехватку столичного внимания к региональным писательским организациям, но вовсе не в противовес центральным органам наших союзов. Повторю еще раз: она возникла в силу необходимости и существует, пока необходимость в ней не отпала, пока сама Ассоциация способна выполнять стоящие перед ней задачи. Возможно, наступит время, когда Ассоциация писателей Урала, Сибири и Поволжья будет не нужна, и тогда (по решению конференции – так записано в нашем Уставе) её не станет. Но пока она находится в расцвете сил, идей и планов.
Сегодня мы дружно работаем вместе с нашими московскими коллегами из обоих творческих союзов, глядим в одном направлении: сохраняем русский язык, традиции отечественной словесности, помогаем молодым писателям встать на крыло, издаем новые книги, учреждаем и вручаем новые премии… Нам делить нечего – значит, и ревновать ни к чему. Уверен: это прекрасно понимают, и Валерий Николаевич Ганичев, и Светлана Владимировна Василенко. И прямое свидетельство тому – избрание меня сопредседателем Союза писателей России, а моего друга и единомышленника Арсена Борисовича Титова – сопредседателем Союза российских писателей. Так вот, и работаем бок о бок, локоть к локтю…
Что касается Союза писателей Москвы, то мы с ним напрямую не взаимодействуем, так как в Ассоциации нет организаций, входящих в это объединение. Однако один из секретарей этого Союза, критик Лола Звонарёва, активно участвует в наших совещаниях молодых писателей и много лет успешно руководит семинаром детско-юношеской литературы…
Ю.Б. – Какие изменения в структуре писательских организаций вы считали бы полезными – в интересах общероссийского литературного процесса?
А.Б. – В современных условиях, когда «двунадесять языков» опять ополчились на Россию, когда массированному воздействию подвергается всё самое святое для народа, главным мне представляется преодоление вражды между творческими людьми, объединение усилий во имя сохранения русской цивилизации, родного языка, воспитания достойного молодого поколения и процветания нашего Отечества… Сделать это непросто: слишком много накопилось обид, претензий, непонимания... Но это возможно, как показывает пример нашей Ассоциации. Возможно, если в основу положить не собственные амбиции, а то самое сеянье разумного доброго вечного, о котором говорили классики. Если для этой высокой цели кому-то нужны структурные изменения, то существует устав того или иного творческого союза, имеются высшие органы, способные принять взвешенные и продуманные решения.
Ю.Б. – Вопрос, который напрашивался давно. Вы – человек, не только общественного, так сказать, формата, но и лично пишущий и активно издающийся. Как удается сочетать работу, говоря современным языком, менеджера и собственное творчество?
А.К. – Ну, менеджером я себя не считаю. Менеджер за свою работу получает деньги, а я все эти годы работаю без зарплаты. И все же, Ассоциация писателей Урала – это весомая и значимая часть моей жизни. И литературное творчество тоже – неотделимая часть судьбы. Вывод напрашивается сам собой: если не получается прожить без одного и без другого, надо как-то соединять творчество и организационную работу.
Определенный опыт такого соединения несоединимого я накопил, служа в армии (а это почти тридцать лет жизни!). Тогда стихи писал по дороге в командировки, в самолетах, в поездах, даже в тряском УАЗике, в перерывах между стрельбами, караулами и дежурствами, а прозу – в отпусках… Возможно, именно армейское прошлое, приучило не особенно обращать внимание на внешние обстоятельства, в которых протекает творческий процесс. Я никогда не задумывался: есть рабочий кабинет или нет, много в запасе времени или цейтнот… Иными словами, очень пригодились навыки чёткой, военной организации труда, умение использовать любую возможность, чтобы записать промелькнувшую мысль, пришедшую вдруг идею… И, конечно, самодисциплина, наличие воли, чтобы доводить начатое до логического завершения. Когда всё валится из рук, выручает совет моего учителя, писателя-фронтовика Александра Николаевича Маурова: хочешь написать быстро – не торопись, и тогда всё непременно получится.
Ю.Б. – Над чем работаете сейчас, если не секрет?
А.Б. – Начал работу над книгой «Роман с фамилией». Это сложное, многоплановое произведение, герои которого, соединённые одной фамилией, оказываются и в Древнем Риме, и в Средневековье, и в Украине шестнадцатого века. Эпохи очень интересные, дающие много исторических аналогий и, если так можно сказать, уроков нашим современникам – не повторить бы ошибок прошлого. И, конечно, пишу стихи, пока Господь подаёт вдохновение…
Ю.Б.– Как бы вы сформулировали главную задачу писателя?
А.Б. – Сила литературы не в том, что она учит кого-то чему-то. Она не ментор и не ритор, но всё равно через труд читателя, через его душевную работу, сострадание, фантазию, книга заставляет душу трудиться, пробуждает в ней скрытые силы, одаривает её надеждой. Поэтому нам, пишущим, надо помнить об ответственности за слово, о его божественном происхождении. Слово писателя должно вести к свету. Я в этом убеждён. К сожалению, в массовой культуре часто культивируется, становится квинтэссенцией, смыслом творчества «тёмная» сторона жизни. Многие модные авторы пытаются убедить читателей, что в мире преобладает тьма, что она всесильна... Тьма, конечно, есть, и она борется со светом, и даже порой побеждает в тактическом сражении, но стратегически одолеть свет тьма не может. И задача настоящего писателя, как мне представляется, заключается как раз в том, чтобы вести своего читателя к свету, к добру, к справедливости. Вести, даже если он говорит о непростых, болезненных вещах… Книга не должна оставлять человека без надежды. Финал произведения, конечно, может быть трагическим, но и в этой трагедии должна проглядывать надежда, заставляющая человека задуматься над тем, как жить по законам света.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.
2 Comments
Выверенный, строгий и правдивый материал. Прекрасное интервьюирование Юрия Баранова как нельзя кстати, высветило то многое, что происходит за последние десятилетия в писательской среде. В ответах координатора Ассоциации Александра Кердана чувствуется всё: и гордость за проделанное, и боль от некого непонимания или нежелания принять отдельными людьми работу АсПУр, а главное, главное — перспективы!
Читала с удовольствием и ещё раз приняла на веру — современную необходимость и нужность деятельности нашей АсПУр!
Всех с наступающим Новым годом, дорогие коллеги!!!
С теплом из Омска,
Валентина.
Прав Александр Кердан по всем пунктам стократно! Работать надо, а не оправдывать бездеятельность отсутствием государственной поддержки. Хотя исключительно на голом энтузиазме делать это очень трудно. К тому же многочисленные демагоги, которые знают, как надо, но сами ничего не делают, нередко только обостряют отношения между писателями и властью.