Что можно противопоставить грядущей интеллектуальной и культурной деградации?
По обыкновению, скажем так, разнообразная волна интернета вынесла на утренний берег сразу две интересные статьи – когда-то детского писателя, а потом вполне взрослого специалиста в области стратегических коммуникаций Георгия Почепцова и известного литературного критика Евгения Ермолина. Первый подготовил свой текст для украинского портала «Хвиля», второй опубликовал в российском журнале «Литература в школе» (6/2017).
«Хвиля» в отличие от ряда других украинских источников в России не забанен. Значит, в нынешнем информационном противостоянии как минимум отчасти стремится сохранять здравый смысл. С другой стороны, от киевского жителя вряд ли можно ожидать панегириков российской пропаганде. Как, впрочем, и личной позиции по поводу собственной идентичности, которую подобно другим постсоветским странам сегодня пытается выстраивать Украина. Ибо в академическом измерении и впрямь интересно, как ей удастся найти что-либо действительно самостийное и при этом не враждебное России. А по мерке личной уроженцу Закарпатья пришлось бы и на многие иные вопросы отвечать.
Однако с той же научной точки зрения вряд ли можно оспорить примеры из мировой практики (а сегодня, очевидно, и собственно украинской), когда формируемый пропагандой образ врага помогал решать внутренние проблемы. И что постоянная борьба за массовое сознание, картину мира в нём является неотъемлемой частью демократии. И что попытки отказаться не только от российского телевидения, но и русского языка, прежней истории и массовой культуры воспринимаются Россией как враждебные ей шаги.
Впрочем, оставаясь учёным, Почепцов стремится выйти за рамки хотя и важного, но всё-таки локального противостояния. И напоминает, что идентичность является сегодня яблоком раздора во всех современных войнах – в отличие от старых войн, которые велись за территории. Хотя уже во время старых войн проявились ростки технологий, которые сегодня не только выводят человека из реального боя, но и лишают его человеческого понимания ситуации. Например, оператора дрона, который управляет им издали с авиабазы. Или – тут не удержусь от собственной ассоциации – артиллериста, обстреливающего жилые окраины Донецка…
Но автор опять же говорит о мировых процессах – в том числе росте популизма, предлагающего простые решения людям, которые, как раньше их родители, сегодня не могут надеяться на улучшение. Например, идею об изначальном, природном неравенстве людей, в котором так были убеждены германские нацисты. Она по-прежнему лежит в основе многих современных конфликтов.
Сегодня, считает Почепцов, весь мир движется по направлению к постоянному ухудшению. И необходимость влиять на сознание в этой ситуации рождает потребность в новой пропаганде. Этот по аналогии с «новоязом» Оруэлла «новопроп» уже приходит в виде многочисленных троллей и фейков, которые не способен распознать даже человек с высшим образованием, открытый многим информационным потокам. Хотя бы просто потому, что он физиологически не может переработать все эти потоки.
Плюс социальные медиа, когда всё течёт, меняется и перемешивается на экране монитора, и правду приходится выстраивать самому из плавающих постправд. Привычка же всё отыскивать в Гугле, Фейсбуке и Твиттере и вовсе содействует совершенно реальному снижению среднего уровня IQ в мире. Что, в свою очередь, помогает успеху пропаганды, всегда активизирующейся в моменты кризиса. Впереди, сулит Почепцов, «новое средневековье», которое ранее предвещали Николай Бердяев и Умберто Эко.
Евгений Ермолин, говоря о кризисе в литературе, предсказаний не делает. К постоянному кризису, который присущ ситуации постмодерна, он относится как к вызову эпохи. Ответ на него ищут, применяясь к действительности, в том числе современные русские литераторы.
Ермолин, однако, тоже про время и социум. По его мнению, нынешний мир и человек в принципе не держат «романного замаха». Нет ни больших тем, ни соответствующих им героев, сам целостный образ бытия под вопросом. «Человек – протей, ризома, спонтанное нечто, к тому же на треть виртуальное. Все люди друг другу лишние; социальная коммуникация – вероятность, а не неизбежность. Культура – тотальный флешмоб: не мироздание, а миротечь; процесс, а не структура. Жидкий, текучий мир…»
Созвучия, как видим, явные. Как и в случае со второй тенденцией, которую Ермолин определяет как «усталость литературы вымысла». Здесь, впрочем, отзвук из сферы массовой коммуникации вообще с её тягой к постоянной новизне и сенсациям. «…в современном мире… жизнь состоит из нетипичного, типичное отодвинуто на периферию общественных процессов…»
Третья тенденция, по Ермолину – вялость, инерция, инфантильность лирического высказывания, что в прозе, что в поэзии. Как лирическому герою, так и автору не хватает масштаба.
Здесь перекличка, пожалуй, не столь прямая. Но с определением четвёртого тренда – ослабления чувства реальности – она возвращается. «Писатель часто не очень понимает, что в мире обладает надёжной реальной основой. Где кончаются иллюзия, инсценировка, фейк. И не фейк ли он сам?»
Анализируя книги, которые выходят в московских издательствах, Ермолин приводит целый ряд ответов, предлагаемых современными российскими прозаиками. Эти ответы «на вызов нашей парадоксальной, пёстрой, нервной, суматошной и спонтанной эпохи» он представляет как естественный результат, элемент реального литературного процесса.
С этим, как и в первом случае, вряд имеет смысл спорить. Равно как и остро реагировать на свойственную Ермолину шпильку в адрес «литератора-традиционалиста», который-де иногда «умудряется вписать в условности традиционного жанра существенные черты современной реальности».
Гораздо более заботит иной вопрос: что можно противопоставить наступающему «новому средневековью», признаки которого действительно заметны? Как создать и удержать целостный образ бытия, помогающий человеку не стать безликой или даже безмозглой мошкой за пределами тех одного-двух процентов «людей с нормальными мозгами и образованием», которых вроде бы достаточно для управления страной? Чем ответить киевскому учёному на резонную мысль о том, что «идея Русского мира была бы сильной, если бы Россия могла предложить не прошлое, а будущее»?
Образ такого будущего сегодня уже начинают запрашивать от явного фаворита будущих российских президентских выборов. Свою социально-эстетическую стратегию и конструктивную программу действий стоит обновить и русским писателям, которые опираются на традицию и развивают её. Значимую основу для поиска наиболее оптимальных путей такого обновления, полагаю, в последнее время представляет концептуальная работа Нины Ягодинцевой «О стратегии наших действий», плоды которой можно найти в том числе на сайте АсПУр.
Андрей Расторгуев
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.