Присутствие человека ДЕНЬ и НОЧЬ. Литературный журнал для семейного чтения № 6 | 2017
Середина декабря, предновогодье – таинственное время, когда коллективный опыт прошлого в лучших его моментах возвращается в обыденное сознание людей – неизменно, из года в год. И сердцевина этого мощного и необходимого состояния – ощущение присутствия другого человека, чувство родства со всеми. Побыть рядом, пережить опыт ближнего своего или дальнего, его повседневность – узнаваемую, но всякий раз удивительно новую и важную для нас, – не ради ли этого ежевечерне листаются ленты в соцсетях? Шестой номер красноярского литературного журнала «ДЕНЬ и НОЧЬ» задал именно такое настроение. И начинается всё с сияющей морозной обложки – репродукции фрагмента картины «Зимнее солнце» Сергея Карбушева. Бытовой эпизод – и мгновенное узнавание: деревенский пейзаж с тёмными избами, двориком в снегу и ветхим забором, разноцветные половички разложены для чистки, и рыжий котик тут же – по кошачьему обычаю обязательно устроиться там, где происходит что-то непривычное: половики на снегу! И больше в пространстве картины – никого, но дух человеческий, радостный, близкий – витает над всем. В этом высоком и светлом настроении журнал открывает рубрика "ДиН-память" с главами из книги ярчайшего сибирского прозаика Бориса ПЕТРОВА "Жизнь-житуха-житие". Он был не только писатель и журналист, но и страстный любитель охоты и рыбалки. Неторопливо, но легко и с особым уютным юмором повествует автор о маленьких жизненных эпизодах. Вот мотоцикл «с характером», везущий его, ещё совсем юного: на рыбалку – с неохотой, а обратно – весело, как по маслу, и в конце рассказа – простая и мудрая разгадка неразумного поведения железного коняги. Вот – описание тонких и запутанных отношений писателя (уже зрелого человека) с… – походным рюкзаком: «Был у меня один – ну просто зловредина ехидная, сколько раз подводил. <…> Сажусь отдохнуть на бревно у лесной колеи. Рюкзачину, не снимая, осторожно опускаю за спиной на бревно, чтобы разгрузить плечи. Вздохнул облегчённо, полез за сигаретой... И тут он коварно с опоры сползает и заваливается за это бревно. Я, естественно, за ним – опрокидываюсь на спину. Так ведь не мог подняться! Словно Прометей, прикованный к скале, не хватало сил оторваться от тяги земной. Пытался перевернуться на бок и встать на четвереньки – куда там, не даёт. Лежу на спине, гляжу в небо и бормочу: «Что же ты вытворяешь, вредина эдакая!» За спиной не видать, но я уверен: он там жутко доволен, здорово подшутил! Слабоват, дескать, ты стал, приятель, под настоящим рюкзаком. Так и пришлось, лёжа на спине, извиваясь, высвобождаться-распрягаться, иначе бы век свободы не видать». И самое щемящее – о постаревшей маме, «мутти»: «Плакала то и дело. Я приезжаю, привёз ей гостинцы: фрукты, сушёную таёжную боярку собственного сбора от гипертонии. Плачет – растрогалась. В один из последних моих приездов, провожая, со слезами на глазах сунула мне в руку магазинную булочку... У неё была нерушимая традиция провожать своих в отъезд обязательными пирогами-подорожниками. Ничего она уж больше не пекла – как проводить сына? Купила булочку. И – слёзы. Так меня эта булочка и слёзы её беспомощные проняли, аж сердце защемило, у самого в глазах стало горячо, хоть плачь вместе с нею в обнимку». То же чувство узнавания и родства, а ещё восхищения человеком – в очерке Марины САВВИНЫХ о Земле Постникова и её создателе. Леонард Дмитриевич Постников остался в памяти множества людей как учитель и творец настоящего чуда, первопроходец, которому удавалось невозможное: «Совсем юным человеком, выпускником педагогического института, в 1954 году Постников был назначен директором маленькой спортивной школы – и уже тогда в его голове на месте этой школы воздвиглось нечто грандиозное. Не в деталях, конечно. И не сразу. Но опорные точки невероятного по масштабам того времени плана были им поставлены, видимо, уже тогда». Интересна характерная фраза, несколько раз звучащая в словах его дочери о нём. Ольга Леонардовна, подхватившая его дело, начинает свой рассказ так: «Взял папа эту спортивку. Показалось скучновато». Показалось скучновато! Как ярко – в двух словах! – выражен характер человека-творца, победителя. Через слово, язык можно ухватить, перенять этот импульс, эту всепобеждающую духовную и творческую энергию: «В основе любого большого дела – учитель. Леонард Дмитриевич настоящий Учитель. Что называется – от Бога. Он строил мир, в котором могли бы жить он сам и его ученики. Тот мир, в котором им приходилось жить, его не устраивал. Это был мир грубый, жестокий, лишённый творческого начала. Не подходящий для Учителя и его учеников. Он стал строить свой мир, свою жизнь – и вовлёк, как настоящий Демиург, всех, до кого дотянулся. Демиург. Он строит свой мир. Почти игнорируя тот, который остаётся за бортом. Вокруг него начинается брожение, бурление... сначала дети. А детям только дай возможность ощутить остроту переживаний созидателя! Они как мотыльки на огонь к тебе потянутся. А за детьми приходят родители. Хотя бы затем, чтобы поинтересоваться, что тут такое происходит-то. Им тоже интересно... и начинается тотальный творческий процесс». В краеведческом разделе – очерки Виктора АФЕРЕНКО "Енисейский уезд – валютный цех страны". Глубокое – с цифрами, выкладками – погружение в сибирскую историю на примере одного уезда. Такое чтение оживляет душу словно усыхающую корневую систему, что уходит по родовым линиям вглубь всеобщего. Эти очерки с воспоминаниями образованных людей того времени, с их живой речью – какой-то неуловимо другой, более природной, объёмной, – возвращают чувство нерушимого тыла, народа, страны. Чувство, почти отнятое сегодня нарастанием информационного шума и угасанием высоких смыслов в нём. Сила духа людей, осваивавших Сибирь, поражает. Каким подвигом это было, можно оценить по единственному штриху общей грандиозной картины – описанию труда лямщиков (сибирских бурлаков): ««Если бы лямщикам показали репинских „Бурлаков“, они прежде всего отметили бы, что бурлаки идут привольным берегом. На таком берегу и при таком спокойном течении нечеловеческая напряжённость нарисованных художником фигур показалась бы им неправдоподобной. И они были бы правы, потому что Тунгуску нельзя даже и близко сравнить с Волгой. Тунгуска – самая дикая река во всём бассейне Енисея. Берега её обставлены скалами или, как здесь говорят, „камнями“. В тех местах, где скалы особенно тесны, река непутёво ревёт и плюёт пеной. Тунгуска не течёт, а прыгает. Никто не определял силу её прыжков, но лямщики знают: когда влекомая ими ладья взойдёт „на порожек“, им надо „кланяться“. И они „кланяются“. Попросту говоря, они падают. Тунгуска бесится внизу, а они лежат и цепляются за выступы. Страшное единоборство длится часами. Тунгуска „держит“ ладью, а лямщики „выдёргивают вершки“, то есть вершками продвигают ладью». Краеведческие очерки подводят читателя прямиком к совсем недавнему трагическому прошлому 90-х годов и сегодняшнему дню, о которых беседует с Борисом МИРОНОВЫМ поэт и публицист Юрий БЕЛИКОВ. Борис Миронов, русский националист – фигура очень неоднозначная, но, безусловно, яркая. Из интервью особенно запоминается история его сына, Ивана, пошедшего по стопам отца, что привело к противостоянию вчерашнего студента с олигархом, А.Чубайсом, в зале суда. Борис Миронов говорит: «Что касается проблемы отцов и детей, то она надумана. Я считаю, что её просто не существует. Потому что доказывать каждый раз, что новое поколение лучше предыдущего, это большая глупость. Другое дело, что, действительно, наших детей пытаются отбить от родителей. Сегодня, конечно, в этом направлении запущен гигантский механизм». Но вот в "Сумасбродных мыслях о выборе веры" поэта и прозаика Владимира БЕРЯЗЕВА среди исторических и философских рассуждений – вспышками – о том же ощущении всеобщего родства. И видишь, что преемственность поколений – пока жива, и никуда не ушла эта почти архаичная общинная составляющая нашей жизни, просвечивающая сквозь современность сценками в электричке: «До чего славно ездить на электричках и смотреть, смотреть в лица... Каждое сиденье – как своя деревня или улица. Сон, дремание, игра, чтение, детские капризы, разговор, а то и спор, а то и скандал, но тут же улыбка, милая, родная улыбка, через которую то и дело переливаются волны смеха. Электричка – бывшая, бывшая птица-тройка, общинная Россия... колхозом, не состоявшимся колхозом так и живём. Кругом родня, и на том сиденье, и на противоположном, глаза у женщин такие здешние, такие родимые, что сердце щемит…». Наконец я подступаюсь к прозе и в который раз задаю себе вопрос: почему уже много лет мой читательский интерес вызывает только непридуманное, и особенно мемуары, письма? Что это? Недоверие к современным прозаикам? По правде сказать, их и найти, чтобы прочитать, сегодня трудно – нужно вначале продраться сквозь дымовую завесу «премиальной литературы», заполнившей магазины. Как хорошо, что толстые литературные журналы, такие как «ДЕНЬ и НОЧЬ», потихоньку возвращаются к массовому читателю – и в электронном, и в печатном виде. И вот передо мной – яркие рассказы Александра ЩЕРБАКОВА, Рены ЯЛОВЕЦКОЙ, Сергея КУЗНЕЧИХИНА, Елены ГРАМЕНИЦКОЙ, Юлии НИФОНТОВОЙ, Олеси СТАСЕВИЧ, Екатерины СЕРГЕЕВОЙ, Тамары ХВЕДЧЕНИ, роман Вячеслава МИРОНОВА. И мне снова интересно читать, это та же реальная жизнь, схваченная авторами ёмко, местами очень точно, а иногда и кинематографично, и живописно, как у Олеси Стасевич: «Острые силуэты людей на ярком солнце заставляют прикрывать глаза ладонью-лодочкой. Загорелые мокрые спины, песок, влажно прилипший к коже, углами торчащие робы, плотный запах водорослей и живой рыбы, всё враз смешалось, закрутилось в ослепительной круговерти. Отрывистые голоса, молодые звонкие, низкие гортанные, туго сплелись с ритмом длинных хрипатых рывков десятка рук, вытягивающих сеть на берег. Пятки голоногих городских девчонок, выбирающих из плетёных косматых колтунов улов, тонут в мокром песке. Рыба бьёт серебром по проворным рукам, чешуя перламутром налипает на волосы, руки, тело». И самое драгоценное – стихи. Здесь ощущение со-бытия максимально и одновременно – наиболее индивидуально. Это звучит в строках Константина ИВАНОВА, Виталия МОЛЧАНОВА, Александра ОРЛОВА, Игоря КОЛЫМЫ, Геннадия КАЦОВА, Николая ВДОВИНА. Моему мироощущению откликнулся вот этот мгновенный – импрессионистский – снимок мира внешнего и внутреннего в прелестном стихотворении Оксаны ГОРОШКИНОЙ: *** Без лишней драмы и без претензий Пиши о том, что тебя не ранит: Вот жук уселся в букет гортензий, Вот сад цветущий покоем залит. А душной ночью в безлунной гуще, Забившись в угол, обняв колени, Тверди бездумно: вот жук цветущий, Вот сад уселся в букет сирени. Формат обзорной статьи не позволяет написать обо всех материалах номера, среди которых – памятная публикация красноярского поэта Вячеслава НАЗАРОВА, публицистика Виктора БУЛАНИЧЕВА и Евсея ЦЕЙТЛИНА, критика Владимира ЯРАНЦЕВА и Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ, пародии Евгения МИНИНА. А также обозрение новых книг Эльдара АХАДОВА, Татьяны ЯГОДИНЦЕВОЙ, Марии ТЕПЛЯКОВОЙ, сборника переводов современных французских поэтов, выполненных Николаем ПЕРЕЯСЛОВЫМ. И в «Синей тетради» – работы красноярских школьников и сочинения победителей литературного конкурса им. И. Шмелёва "Лето Господне". Юрий Лотман говорил, что искусство – это прохождение непройденных дорог, опыт того, что не случилось. А словесный образ – пучок возможностей, он пульсирует, противясь конечному опредмечиванию. По сути – это лаборатория, в которой читатель выстраивает реальность сам, в поиске новых смыслов создавая и находя себя самого. Об этом же – Нина Ягодинцева в «Клубе читателя»: «Это было всегда. <…> Это будет всегда: желание услышать историю – из прошлого ли, настоящего ли, будущего – так, как будто происходит она здесь и сейчас и требует для себя живого сочувствия. Слушая её, ты вдруг непостижимо ощущаешь себя живым и настоящим, и всю глубину времени в себе, в своей крови – чувствуешь абсолютно реально, как будто только так могло и может быть». Именно так, под Новый год, за чтением, вдруг остро – на мгновение – осознаёшь себя по-настоящему живым. И знаешь: это – присутствие Человека в тебе самом. И в каждом.Наталья Тагорина, Санкт-Петербург
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.